.
Меню сайта
|
Фредерик ШопенФредерик Шопен(1810—1849) «Когда ему случалось услышать песенку или звуки скрипки из крестьянской хаты или корчмы, Фридерик, став где-нибудь под окном, казалось, всем своим существом погружался в эти звуки, внимательно вслушивался в народную мелодию, упивался ее ритмикой, и трудно было оторвать его от этих музыкальных наблюдений». Так вспоминали близкие о детстве Фридерика Шопена, проведенном в местечке Желязова-Воля (близ Варшавы). Эти ранние впечатления остались в его душе на всю жизнь. Шопен — великий польский композитор — всегда стремился передать дух и характер родной песни в своих мазурках, полонезах, балладах. Когда в 1829 г. он оканчивал Варшавскую консерваторию, в экзаменационном списке появилась пометка: «Фридерик Шопен — музыкальный гений». К тому времени он уже написал два концерта для фортепиано с оркестром, которые теперь знает каждый любитель музыки. В 1830 г. Шопен уехал в концертную поездку за границу. Он и не подозревал, что ему никогда больше не доведется увидеть свою горячо любимую Польшу и что ему останется только вспоминать, бесконечно тосковать о ней и воспевать ее в музыке. Во время его отсутствия в Варшаве произошло восстание, жестоко подавленное войсками царя Николая I. Среди повстанцев были друзья Шопена, и это навсегда поставило его в положение изгнанника. Зимой 1830—1831 гг. Шопен выступал с концертами в Вене, а затем отправился в Париж. Здесь он прожил вторую половину своей короткой жизни, много, плодотворно работал и скоро завоевал признание парижан своими сочинениями и необыкновенно поэтичной фортепианной игрой. Шопен встречался с крупнейшими музыкантами — Листом, Берлиозом, Беллини, писателями и поэтами Мицкевичем, Гейне, Бальзаком, Жорж Санд, художником Делакруа. У композитора было много друзей, но жизнь его все больше и больше омрачали и усиливающаяся болезнь, и тоска по родине. В новые произведения он вкладывал всю глубину и горечь своих дум и переживаний. Постепенно болезнь подтачивала силы Шопена: 17 октября 1849 г. он скончался. Композитора похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез, а его сердце было возвращено на родину. Оно покоится в стене варшавского костела св. Креста, вблизи которого Шопен жил в юности. Гениальный музыкант, отдавший все творческое вдохновение фортепиано, Шопен создал за свою недолгую жизнь бесценные музыкальные сокровища. Фортепиано у него зазвучало с неслыханным ранее богатством и яркостью красок, с бесконечным множеством оттенков. И все это для Шопена лишь средство выразить то, что переполняло его душу. Виртуозность письма всегда сочеталась у него с глубоким содержанием. Как далеки шопеновские этюды от обычных произведений этого рода! Сколько в них поэзии, страсти, размаха, сколько ярчайших музыкальных образов! Его вальсы привлекают поэтичностью, мелодическим богатством. Да и во всех творениях Шопена льется поистине неистощимый родник мелодий. Множество то веселых, то грустных картинок польской жизни нарисовал Шопен в своих гениальных мазурках — это зарисовки характеров, маленькие сценки, привлекающие удивительным разнообразием, богатством мелодий и гармонии. Замечательные баллады и скерцо Шопена — это музыкальные поэмы, полные драматизма, романтической устремленности, порывистости. К величайшим творениям фортепианной музыки принадлежат сонаты Шопена си бемоль минор — с трагическим похоронным маршем и си минор. Изумительное умение выразить глубокое содержание в сжатой краткой форме отличает его прелюдии — 24 пьесы, каждая из которых — это полная, очерченная картина (1839). Раздумья о страданиях польского народа, веру в его прекрасное будущее композитор воплощает в горделивых, торжественных, а иногда и драматически напряженных полонезах. «Слушая некоторые полонезы Шопена,— сказал Лист,— видишь будто твердую, тяжелую поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека». В музыке Шопена раскрывается богатство и сложность духовного мира человека. Вот почему она дорога, понятна, интересна и музыкантам-профессионалам и любителям: каждый находит в ней бесконечно много близкого себе. Шопена высоко ценили М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. В России в 1861 г. вышло первое в мире полное собрание сочинений Шопена. Русские пианисты А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов и советские мастера завоевали славу превосходных исполнителей музыки польского композитора. В 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о сооружении памятников крупнейшим деятелям мировой культуры, и среди других имен там было имя Шопена. Для нас Шопен наравне с Мицкевичем (см. т. 11 ДЭ, ст. «Адам Мицкевич») стал олицетворением творческого гения польского народа. |
ПОИСК
Block title
|