. Фредерик Шопен
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Фредерик Шопен

Фредерик Шопен

(1810—1849)

«Когда ему случалось услышать песенку или звуки скрипки из крестьянской хаты или корчмы, Фридерик, став где-нибудь под окном, казалось, всем своим существом погружался в эти звуки, внимательно вслушивался в народ­ную мелодию, упивался ее ритмикой, и трудно было оторвать его от этих музыкальных наблю­дений». Так вспоминали близкие о детстве Фридерика Шопена, проведенном в местечке Желязова-Воля (близ Варшавы). Эти ранние впечат­ления остались в его душе на всю жизнь. Шо­пен — великий польский композитор — всегда стремился передать дух и характер родной пес­ни в своих мазурках, полонезах, балладах.

Когда в 1829 г. он оканчивал Варшавскую консерваторию, в экзаменационном списке по­явилась пометка: «Фридерик Шопен — музыкальный гений».

К тому времени он уже написал два концерта для фортепиано с оркестром, кото­рые теперь знает каждый любитель музыки.

В 1830 г. Шопен уехал в концертную поезд­ку за границу. Он и не подозревал, что ему никогда больше не доведется увидеть свою го­рячо любимую Польшу и что ему останется только вспоминать, бесконечно тосковать о ней и воспевать ее в музыке.

Во время его отсутствия в Варшаве произо­шло восстание, жестоко подавленное войсками царя Николая I. Среди повстанцев были друзья Шопена, и это навсегда поставило его в поло­жение изгнанника.

Зимой 1830—1831 гг. Шопен выступал с кон­цертами в Вене, а затем отправился в Париж. Здесь он прожил вторую половину своей ко­роткой жизни, много, плодотворно работал и скоро завоевал признание парижан своими сочинениями и необыкновенно поэтичной форте­пианной игрой.

Шопен встречался с крупнейшими музы­кантами — Листом, Берлиозом, Беллини, пи­сателями и поэтами Мицкевичем, Гейне, Баль­заком, Жорж Санд, художником Делакруа. У композитора было много друзей, но жизнь его все больше и больше омрачали и усиливаю­щаяся болезнь, и тоска по родине. В новые про­изведения он вкладывал всю глубину и горечь своих дум и переживаний. Постепенно болезнь подтачивала силы Шопена: 17 октября 1849 г. он скончался. Композитора похоронили на па­рижском кладбище Пер-Лашез, а его сердце было возвращено на родину. Оно покоится в стене варшавского костела св. Креста, вблизи которого Шопен жил в юности.

Гениальный музыкант, отдавший все твор­ческое вдохновение фортепиано, Шопен создал за свою недолгую жизнь бесценные музыкаль­ные сокровища. Фортепиано у него зазвучало с неслыханным ранее богатством и яркостью красок, с бесконечным множеством оттенков. И все это для Шопена лишь средство выразить то, что переполняло его душу. Виртуозность письма всегда сочеталась у него с глубоким содержанием.

Как далеки шопеновские этюды от обыч­ных произведений этого рода! Сколько в них поэзии, страсти, размаха, сколько ярчайших музыкальных образов! Его вальсы при­влекают поэтичностью, мелодическим богат­ством. Да и во всех творениях Шопена льется поистине неистощимый родник мелодий. Мно­жество то веселых, то грустных картинок поль­ской жизни нарисовал Шопен в своих гениальных мазурках — это зарисовки характе­ров, маленькие сценки, привлекающие удиви­тельным разнообразием, богатством мелодий и гармонии. Замечательные баллады и скерцо Шопена — это музыкальные поэмы, полные драматизма, романтической устремлен­ности, порывистости.

К величайшим творениям фортепианной му­зыки принадлежат сонаты Шопена си бе­моль минор — с трагическим похорон­ным маршем и си минор. Изумительное умение выразить глубокое содержание в сжа­той краткой форме отличает его прелю­дии — 24 пьесы, каждая из которых — это полная, очерченная картина (1839). Раздумья о страданиях польского народа, веру в его прекрасное будущее композитор воплощает в горделивых, торжественных, а иногда и драма­тически напряженных полонезах. «Слушая не­которые полонезы Шопена,— сказал Лист,— видишь будто твердую, тяжелую поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судь­бе человека».

В музыке Шопена раскрывается богатство и сложность духовного мира человека. Вот почему она дорога, понятна, интересна и музы­кантам-профессионалам и любителям: каждый находит в ней бесконечно много близкого себе.

Шопена высоко ценили М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов. В России в 1861 г. вышло первое в мире полное собрание сочинений Шо­пена. Русские пианисты А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов и советские мастера завое­вали славу превосходных исполнителей музыки польского композитора.

В 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет о со­оружении памятников крупнейшим деятелям мировой культуры, и среди других имен там было имя Шопена.

Для нас Шопен наравне с Мицкевичем (см. т. 11 ДЭ, ст. «Адам Мицкевич») стал олице­творением творческого гения польского народа.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ