. Ференц Лист
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Ференц Лист

Ференц Лист

(1811-1886)

Венгерский композитор и пианист Ференц Лист родился в небольшой деревушке Доборьян в семье графского служителя Адама Листа. Уже в раннем детстве, под руководством отца, талантливого музыканта-самоучки, Ференц быстро овладел искусством фортепианной игры. Девяти лет он выступил в концерте, вызвав восторг публики. Мальчика отвезли в Вену к Карлу Черни — пианисту и композитору, чьи этюды известны всем, кто учился играть на фортепиано. Черни, пораженный способ­ностями юного Листа, стал заниматься с ним с особенным вниманием и любовью и отказался от платы за уроки. О маленьком пианисте заго­ворила вся Вена.

В 1823 г. Адам Лист приехал с сыном в Па­риж, надеясь здесь завершить его образование в знаменитой консерватории. Но иностранцу отказали в приеме. Двенадцатилетний мальчик горько переживал крушение своих надежд. Он дал себе слово: если когда-нибудь станет известным музыкантом, то будет учить бесплат­но всех, кто к нему обратится. И Лист остался навсегда верен клятве.

«ПРОБУЖДАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ В ДУШАХ ЭНТУ­ЗИАЗМ К ПРЕКРАСНОМУ, ВЛЕЧЕНИЕ, ПОДОБНОЕ СТРАСТНОМУ ТЯГОТЕНИЮ К ДОБРУ, — ВОТ ЦЕЛЬ, КОТОРУЮ ДОЛЖЕН ПРЕСЛЕДОВАТЬ НАСТОЯЩИЙ ХУДОЖНИК».

Ф. ЛИСТ

Ему пришлось очень трудно, особенно после смерти отца (1827). В последующие годы жизни в Париже Лист стремится пополнить свое скуд­ное образование: ведь его научили только чте­нию, письму и счету. Упорно работая, он ста­новится одним из образованнейших людей сво­его времени. Лист продолжает совершенствовать свое мастерство, изучает сочинения ком­позиторов всех эпох.

В начале 30-х годов молодой Лист покоряет своей игрой Париж, а затем и всю Европу. С каждым новым выступлением его игра стано­вится все более богатой и совершенной, испол­ненной глубоких чувств. Концертные поездки Листа, проходившие с неслыханным успехом, принесли ему славу первого пианиста мира. Все, кто слышал фортепианную игру Листа, отмечали ее поэтичность и несравненную вы­разительность.

Лист не знал трудностей в игре на фортепиа­но, легко справлялся с тем, что другим испол­нителям казалось непреодолимым. Выступая новатором в исполнительском искусстве, он открыл множество новых выразительных средств, словно превратил рояль в маленький оркестр. Лист доказал, что рояль может пере­дать певучесть человеческого голоса и блеск скрипичных пассажей, мощь духовых инстру­ментов, валторн, труб. Под его пальцами впер­вые зазвучали в концертных залах фортепианные переложения таких сложнейших оркестро­вых произведений, как симфонии Бетховена.

Игра Листа поражала не только техниче­ским совершенством и новизной приемов,— она была полна могучей силы и нежности, страсти и глубокого раздумья, вдохновенно раскрывала содержание великих произведений искусства. Тем сильнее были поражены люби­тели музыки, когда Лист в 1847 г. совсем отказался от концертов перед широкой публикой и решил посвятить себя творчеству.

Он поселился в немецком городе Веймаре, где некогда жили Гёте и Шиллер (см. т. 11 ДЭ, статьи «Иоганн Вольфганг Гёте», «Фридрих Шил­лер») и занялся композиторской, дирижерской и педагогической деятельностью. Молодые пиа­нисты из многих стран находили в нем не только великого учителя музыки, но и друга, искренне радовавшегося их успехам.

Фортепианные произведения Листа входят в репертуар каждого пианиста. Среди них из­вестные «Венгерские рапсодии» (1847 —1885) — блестящие фантазии на тему народных песен и танцев. Рядом с ними — «Испанская рапсодия» (1863), осле­пительная по своей виртуозности. Концертные этюды Листа — это музыкальные картины, ри­сующие в звуках фантастический хоровод гно­мов, снежную метель, шорохи леса. К лучшим страницам творчества Листа принадлежат форте­пианные пьесы, объединенные под названием «Годы странствий». Они навеяны обра­зами природы, раздумьями об искусстве. Здесь и картины грозы, бушующей в горах, и музы­кальное воплощение сонетов Петрарки (см. т. 11 ДЭ, ст. «Франческо Петрарка»), и чудесная, брызжущая весельем сцена народного праздника — тарантелла «Венеция и Неаполь».

Среди крупных произведений Листа выделя­ются фортепианные концерты. Необыкновенно ярко раскрывается душевный мир композитора, его тревоги и раздумья в знаменитой фортепи­анной сонате «Пляска смерти» (1849); это фантастические вариации на тему средне­вековой мелодии, полные контрастов, драма­тизма и лирики.

Лист был горячим защитником программной музыки; он считал, что музыкальное произ­ведение может быть вдохновлено какими-то поэтическими, живописными либо историче­скими образами. В фортепианном наследии Листа мы находим сонату-фантазию «После чте­ния Данте», пьесы «Задумчивость» и «Обру­чение», написанные под впечатлением творений Микеланджело и Рафаэля (см. статьи «Микеланджело Буонарроти», «Рафаэль Санти»).

Среди листовских симфонических поэм осо­бенно популярны «Прелюды» (1848, по сти­хотворениям Ламартина), рисующие человече­ские надежды, страсти, тревоги, мечтания и жизненную борьбу. «Прелюды» увлекают образ­ностью, красотой мелодии, блеском оркестро­вого письма.

Фортепианные переложения Листа дали вто­рую жизнь вокальным и оркестровым сочине­ниям многих композиторов: песням Шуберта, органным сочинениям Баха, увертюрам и сим­фониям Бетховена и Берлиоза, сценам из опер Гуно, Верди, Вагнера, Глинки. Он стремился донести до широких масс слушателей сокро­вища классической музыки.

Горячий патриот Венгрии, Лист отразил в своем творчестве ее природу, жизнь и харак­тер народа. Ему принадлежат фортепианная обработка знаменитой песни венгерского нацио­нально-освободительного движения «Ракоци-марш», симфоническая поэма «Венгрия», «Ге­роический марш в венгерском стиле» и «Вен­герские исторические портреты» для форте­пиано. Многообразная деятельность Листа име­ла громадное значение для развития венгер­ского музыкального искусства и прославила его во всем мире. Основанная Листом в 1875 г. Будапештская музыкальная академия носит его имя.

Лист был большим и искренним ценителем русской музыки, творчества композиторов «Мо­гучей кучки». В Московской консерватории находится портрет Ференца Листа, написанный художником Репиным во время одного из при­ездов Листа в Россию.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ