. Музыка Венгрии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Музыка Венгрии

Музыка Венгрии

К X в. относятся первые сведения о вен­герских народных музыкантах — певцах, ска­зителях, исполнявших свои песни и баллады под аккомпанемент струнного щипкового ин­струмента кобоза. Многие старинные кресть­янские песни венгров имеют общие черты с пес­нями чувашей и марийцев, живущих в По­волжье.

Своеобразный тип народных песен, танце­вальных и маршевых мелодий — вербункош — связан с национально-освободитель­ным движением. Эти мелодии пели народные мстители — гайдуки, а позднее куруци — кре­стьяне, сражавшиеся в армии Ракоци против иноземных угнетателей. Музыканты перед бит­вой исполняли строгую печальную мелодию, которая потом переходила в стремительный марш. Под его звуки воины бросались в атаку на врага.

Стиль вербункош разрабатывали в своем творчестве венгерские композиторы скрипачи Янош Бихари (1764—1827), Янош Лавотта (1764—1820), Антал Чермак (1774—1822), создавшие профессиональную музыку народного характера. Мелодии вербункош не раз вдох­новляли великих композиторов прошлого — Бетховена (финал Седьмой симфонии), Шуберта («Венгерский дивертисмент»), Берлиоза (ор­кестровая обработка «Ракоци-марша»). «Вен­герские рапсодии» Листа, по словам Бела Бартока, «распространяли венгерскую музыку на­родного характера по всему миру».

Из венгерских музыкальных инструментов особенно популярны фуруйя — тип пасту­шеской свирели, текере — струнный ин­струмент, близкий украинской лире, скрипка и цимбалы, в игре на которых народные музы­канты достигали поразительного совершенства. Но народная музыка в Венгрии подвергалась запретам и гонениям, особенно в тяжкое время турецкого ига (1526—1699). И все же националь­ное музыкальное искусство продолжало разви­ваться.

Во многих европейских странах было изве­стно имя выдающегося венгерского лютниста и композитора Балинта Бакфарка (1507—1576).

В XVII — XVIII вв. некоторые венгерские магнаты содержали домашние оркестры и ка­пеллы. Одной из таких капелл (у князя Эстергази) в течение тридцати лет руководил вели­кий австрийский композитор Йозеф Гайдн. Крупнейшим представителем венгерской музы­кальной культуры XIX в. был Ференц Лист (см. ст., «Ференц Лист»). Его современник Фе­ренц Эркель (1810—1893) — основоположник национальной оперы, дирижер оперного театра, первый директор Музыкальной академии. Луч­шие оперы Эркеля на сюжеты из истории национально-освободительного движения — «Ласло Xуньяди» (1844) и «Банк бан» (1861). Главный герой его опер — народ.

Крупнейшими мастерами, выступившими уже в XX столетии, были Бела Барток и Зольтан Кодай (см. ст. «Музыка стран социализма»).

Бела Барток не только композитор, но и пер­воклассный пианист; концерты его проходили с успехом в разных странах мира. Он собирал и публиковал народные песни — венгерские, словацкие, сербские, североафриканские, ту­рецкие, румынские, был педагогом. Его твор­ческое наследие огромно — оперы, симфонии, симфонические поэмы, концерты (см. ст. «Ев­ропейская музыка XX в.»). Они дороги нам потому, что рассказывают  о красоте народных венгерских напевов.

Зольтан Кодай — крупнейший композитор и фольклорист Венгрии— посвятил свою жизнь собиранию и изучению венгерской народной музыки. Венгерские мелодии в произведениях Кодай интересно разработаны, обогащены сред­ствами современной инструментовки. 3. Кодай создал две оперы, ряд симфонических сочине­ний, хоры, кантаты, инструментальную музы­ку. Его комическая опера «Xар и Янош» (1926), где значительное место занимают диа­логи, чередующиеся с музыкальными сценами, написана в традициях народного театра.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ