.
Меню сайта
|
Музыка ВенгрииМузыка ВенгрииК X в. относятся первые сведения о венгерских народных музыкантах — певцах, сказителях, исполнявших свои песни и баллады под аккомпанемент струнного щипкового инструмента кобоза. Многие старинные крестьянские песни венгров имеют общие черты с песнями чувашей и марийцев, живущих в Поволжье. Своеобразный тип народных песен, танцевальных и маршевых мелодий — вербункош — связан с национально-освободительным движением. Эти мелодии пели народные мстители — гайдуки, а позднее куруци — крестьяне, сражавшиеся в армии Ракоци против иноземных угнетателей. Музыканты перед битвой исполняли строгую печальную мелодию, которая потом переходила в стремительный марш. Под его звуки воины бросались в атаку на врага. Стиль вербункош разрабатывали в своем творчестве венгерские композиторы скрипачи Янош Бихари (1764—1827), Янош Лавотта (1764—1820), Антал Чермак (1774—1822), создавшие профессиональную музыку народного характера. Мелодии вербункош не раз вдохновляли великих композиторов прошлого — Бетховена (финал Седьмой симфонии), Шуберта («Венгерский дивертисмент»), Берлиоза (оркестровая обработка «Ракоци-марша»). «Венгерские рапсодии» Листа, по словам Бела Бартока, «распространяли венгерскую музыку народного характера по всему миру». Из венгерских музыкальных инструментов особенно популярны фуруйя — тип пастушеской свирели, текере — струнный инструмент, близкий украинской лире, скрипка и цимбалы, в игре на которых народные музыканты достигали поразительного совершенства. Но народная музыка в Венгрии подвергалась запретам и гонениям, особенно в тяжкое время турецкого ига (1526—1699). И все же национальное музыкальное искусство продолжало развиваться. Во многих европейских странах было известно имя выдающегося венгерского лютниста и композитора Балинта Бакфарка (1507—1576). В XVII — XVIII вв. некоторые венгерские магнаты содержали домашние оркестры и капеллы. Одной из таких капелл (у князя Эстергази) в течение тридцати лет руководил великий австрийский композитор Йозеф Гайдн. Крупнейшим представителем венгерской музыкальной культуры XIX в. был Ференц Лист (см. ст., «Ференц Лист»). Его современник Ференц Эркель (1810—1893) — основоположник национальной оперы, дирижер оперного театра, первый директор Музыкальной академии. Лучшие оперы Эркеля на сюжеты из истории национально-освободительного движения — «Ласло Xуньяди» (1844) и «Банк бан» (1861). Главный герой его опер — народ. Крупнейшими мастерами, выступившими уже в XX столетии, были Бела Барток и Зольтан Кодай (см. ст. «Музыка стран социализма»). Бела Барток не только композитор, но и первоклассный пианист; концерты его проходили с успехом в разных странах мира. Он собирал и публиковал народные песни — венгерские, словацкие, сербские, североафриканские, турецкие, румынские, был педагогом. Его творческое наследие огромно — оперы, симфонии, симфонические поэмы, концерты (см. ст. «Европейская музыка XX в.»). Они дороги нам потому, что рассказывают о красоте народных венгерских напевов. Зольтан Кодай — крупнейший композитор и фольклорист Венгрии— посвятил свою жизнь собиранию и изучению венгерской народной музыки. Венгерские мелодии в произведениях Кодай интересно разработаны, обогащены средствами современной инструментовки. 3. Кодай создал две оперы, ряд симфонических сочинений, хоры, кантаты, инструментальную музыку. Его комическая опера «Xар и Янош» (1926), где значительное место занимают диалоги, чередующиеся с музыкальными сценами, написана в традициях народного театра. |
ПОИСК
Block title
|