. Жорж Бизе
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Жорж Бизе

Жорж Бизе

(1838—1875)

Почти всю свою жизнь композитор Жорж Бизе отдал музыке. Он родился в семье музы­канта и уже с 4 лет знал ноты, а в 10 стал учить­ся в Парижской консерватории у Ж. Ф. Мармонтеля — известного пианиста и педагога. Бизе проявил необыкновенный талант пианис­та. Но влечение к сочинению музыки было еще сильнее. Юный Бизе занимался композицией у профессора П. Циммермана, у Ш. Гуно, Ф. Галеви. За дипломную работу — кантату «Кловис и Клотильда» — консерватория наградила Жоржа Бизе большой Римской премией, даю­щей право на путешествие по Италии.

Все восхищало молодого композитора в Ита­лии: море, горы, древние памятники архитектуры, скульптура, живопись, поэзия. У Бизе рождались интересные замыслы. В нем жила мечта — вдохнуть новую жизнь в увядающую французскую оперу.

И вот появляются оперы Бизе, где компо­зитор показал себя зрелым мастером,— «Искатели жемчуга» (1863), «Пертская красавица» (1867, на сюжет В. Скотта). В музыке одноактной оперы «Джамиле» (1872, на сюжет одной из поэм А. Мюссе) рас­крываются чувства тонкие и глубокие. Кромеопер, Бизе писал симфоническую, фортепиан­ную и вокальную музыку. Но в историю мировой музыкальной культуры он вошел как вели­чайший оперный композитор.

Среди лучших творений Бизе — музыка к «деревенской драме» А. Доде «Арлезианка» (1872). Герой ее — деревенский юноша из Прованса Фредерик — сильно и преданно любит девушку из города Арля — Арлезианку. Бизе раскрыл в музыке сложный душевный мир героев, нарисовал живописные картины природы, народного быта. Музыка «Арлезианки» родилась из провансальских напевов, вос­хищавших Бизе еще в юности.

После «Арлезианки» появилась несравнен­ная «Кармен» (1874) — реалистическая дра­матическая опера нового типа. Сильно и выра­зительно раскрывается в музыке трагедия Хозе и Кармен. В плясках и песнях Кармен (хаба­нере, сегедилье) чувствуется сочный испанский колорит. Одна из самых напряженных картин оперы — сцена в горах, где контрабандисты расположились на привал. Кармен и ее подруги гадают, желая узнать свою судьбу. «Мне смерть!» — глядя в карты, восклицает Кармен. С необыкновенной психологической силой пере­дает композитор смятение Кармен, которое остро подчеркивается веселой болтовней ее под­руг. К такому же приему противопоставления обратился Бизе и в финале оперы. Крики воз­бужденной толпы, смех, приветственные воз­гласы в честь тореадора Эскамильо... В послед­ний раз тревожно звучит лейтмотив трагиче­ской судьбы Кармен — страстный, построен­ный на интонациях испанских народных песен.

В опере Бизе все было чуждо и непривычно для парижских буржуа: герои — солдат и цыганка, сюжет из народного быта, сама музы­ка. Публика и критика обвинили композитора в безнравственности и «оскорблении приличий».

Только после смерти композитора «Кармен» получила всемирную известность. Эта лучшая французская опера обошла все города Европы, ставилась в Америке и Африке. Она не сходит со сцен оперных театров мира.

Правда жизненных столкновений, живые человеческие характеры — вот основа опер Бизе. У него народные сцены не просто фон, на котором развертываются события, а сама суть этих событий. Отсюда необычайная соч­ность и выразительность музыкального языка, порожденного народными мелодиями и ритмами.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ