.
Меню сайта
|
Жорж БизеЖорж Бизе(1838—1875) Почти всю свою жизнь композитор Жорж Бизе отдал музыке. Он родился в семье музыканта и уже с 4 лет знал ноты, а в 10 стал учиться в Парижской консерватории у Ж. Ф. Мармонтеля — известного пианиста и педагога. Бизе проявил необыкновенный талант пианиста. Но влечение к сочинению музыки было еще сильнее. Юный Бизе занимался композицией у профессора П. Циммермана, у Ш. Гуно, Ф. Галеви. За дипломную работу — кантату «Кловис и Клотильда» — консерватория наградила Жоржа Бизе большой Римской премией, дающей право на путешествие по Италии. Все восхищало молодого композитора в Италии: море, горы, древние памятники архитектуры, скульптура, живопись, поэзия. У Бизе рождались интересные замыслы. В нем жила мечта — вдохнуть новую жизнь в увядающую французскую оперу. И вот появляются оперы Бизе, где композитор показал себя зрелым мастером,— «Искатели жемчуга» (1863), «Пертская красавица» (1867, на сюжет В. Скотта). В музыке одноактной оперы «Джамиле» (1872, на сюжет одной из поэм А. Мюссе) раскрываются чувства тонкие и глубокие. Кромеопер, Бизе писал симфоническую, фортепианную и вокальную музыку. Но в историю мировой музыкальной культуры он вошел как величайший оперный композитор. Среди лучших творений Бизе — музыка к «деревенской драме» А. Доде «Арлезианка» (1872). Герой ее — деревенский юноша из Прованса Фредерик — сильно и преданно любит девушку из города Арля — Арлезианку. Бизе раскрыл в музыке сложный душевный мир героев, нарисовал живописные картины природы, народного быта. Музыка «Арлезианки» родилась из провансальских напевов, восхищавших Бизе еще в юности. После «Арлезианки» появилась несравненная «Кармен» (1874) — реалистическая драматическая опера нового типа. Сильно и выразительно раскрывается в музыке трагедия Хозе и Кармен. В плясках и песнях Кармен (хабанере, сегедилье) чувствуется сочный испанский колорит. Одна из самых напряженных картин оперы — сцена в горах, где контрабандисты расположились на привал. Кармен и ее подруги гадают, желая узнать свою судьбу. «Мне смерть!» — глядя в карты, восклицает Кармен. С необыкновенной психологической силой передает композитор смятение Кармен, которое остро подчеркивается веселой болтовней ее подруг. К такому же приему противопоставления обратился Бизе и в финале оперы. Крики возбужденной толпы, смех, приветственные возгласы в честь тореадора Эскамильо... В последний раз тревожно звучит лейтмотив трагической судьбы Кармен — страстный, построенный на интонациях испанских народных песен. В опере Бизе все было чуждо и непривычно для парижских буржуа: герои — солдат и цыганка, сюжет из народного быта, сама музыка. Публика и критика обвинили композитора в безнравственности и «оскорблении приличий». Только после смерти композитора «Кармен» получила всемирную известность. Эта лучшая французская опера обошла все города Европы, ставилась в Америке и Африке. Она не сходит со сцен оперных театров мира. Правда жизненных столкновений, живые человеческие характеры — вот основа опер Бизе. У него народные сцены не просто фон, на котором развертываются события, а сама суть этих событий. Отсюда необычайная сочность и выразительность музыкального языка, порожденного народными мелодиями и ритмами. |
ПОИСК
Block title
|