. Из истории французской оперы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Из истории французской оперы

Из истории французской оперы

Люлли, Рамо, Госсек, Обер, Мейербер, Гуно, Бизе

В один из вечеров 1659 г. в замке Исси гос­подина де ла Ге была поставлена пасто­раль на сюжет из сельской жизни. Подражая итальянской опере, ее авторы поэт П. Перрен и композитор Р. Камбер пытались внести в свое произведение элементы французской музыки. В ней было много инструментальных пьес, целый концерт для флейты. Успех был огромным, и позже пастораль эта под названием «Пастораль Исси» часто разыгрывалась при дворе. Пожа­луй, это и был первый опыт создания француз­ской национальной оперы.

Людовик XIV дал Камберу и Перрену право открыть в Париже публичный музыкальный театр, названный Королевской академией музы­ки. С тех пор театр этот (название его неодно­кратно менялось) оставался главным театром Франции, где ставили оперы и балеты. Открыл­ся он 19 марта 1671 г. оперой Перрена и Камбера «Помона». Каждое исполнение оперы в течение 8 месяцев подряд собирало полный зал.

Вскоре Людовик передал владение театром в руки известного танцовщика, выдающегося скрипача и талантливого композитора Жана Батиста Люлли (1632—1687). Флорентиец по происхождению, Люлли еще в ранней юности попал во Францию. Он завоевал себе славу музыкой к постановкам театра Мольера — ко­медиям-балетам «Брак поневоле» и «Мещанин во дворянстве». Люлли-композитор пошел за великим Корнелем, создателем классической французской трагедии. Не случайно либрет­тистом Люлли был один из учеников Корнеля — Филипп де Кино. Оперы Люлли («Аттис», «Тесей», «Алкеста», «Армида» и др.) называли лирическими трагедиями. Это по существу те же трагедии с их возвышенной декламацией, благородными чувствами и по­ступками героев, но только не сыгранные дра­матическими актерами, а спетые в опере.

Это были пышные спектакли на мифологи­ческий сюжет, с эффектными сценами, прологом и эпилогом, в которых прославлялся король и его военные победы. Большое место в лириче­ской трагедии занимал балет — ведь народное французское искусство славится танцами и танцевальными напевами. Мелодии Люлли не слишком ярки и богаты, но его оркестровая музыка красочна, особенно в балетных номе­рах. Интересно, что по составу оркестр Люлли близок к нашему — ведущая роль в нем отдана скрипкам.

Свои лирические трагедии Люлли открывал оркестровой симфонией — увертюрой, где определялся характер действия. Люлли при­надлежит честь создания оперной увертюры. Самостоятельное существование француз­ской оперы утвердил Жан Филипп Рамо (1683— 1764), достойный современник Генделя и Баха (см. статьи «Георг Фридрих Гендель», «Иоганн Себастьян Бах»). Долгое время он был известен как автор пьес для клавесина, как выдающийся музыкальный теоретик, заложивший основы учения о гармонии. Лишь в 50 лет Рамо напи­сал свою первую оперу. Лучшие оперы Рамо — «Кастор и Поллукс», «Дардан», «Зороастр» и др. Что же нового внес Рамо во французскую оперу? По-новому строит он сольные сцены, перемежая их оркестровыми интерлюдия­ми — небольшими промежуточными эпизо­дами. Все это, так же как и балетные номера, подчинено общей линии развития сюжета. Вы­разительны и разнообразны мелодии Рамо, красочен полный новых открытий гармониче­ский язык, очень богата ритмика, которую ком­позитор берет из французских танцевальных напевов.

С начала XVIII в. на ярмарочных подмост­ках Парижа разыгрывались сатирические спек­такли, где острые диалоги перемежались попу­лярными городскими песенками и мелодиями. Особенно полюбились толпе парижан веселые пьесы писателя А. Р. Лесажа и драматурга Ш. С. Фавара. Здесь-то и зарождалась француз­ская комическая опера. Но превратиться в са­мостоятельный оперный жанр ей было суждено еще не скоро. Произошло это лишь после разра­зившейся в Париже «войны буффонов», длив­шейся с 1752 по 1754 г.

Все началось с гастролей итальянской труп­пы оперы-буффа (итальянская комиче­ская опера), приехавшей в Париж на два меся­ца, но задержавшейся на целых два года. Весе­лые интермедии и комические оперы с живой и легкой музыкой поразили парижан. Началась «война буффонов» — всеобщая дискуссия о пу­тях развития оперы. Крупнейшие французские философы Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Даламбер опирались на привезенную итальянцами оперу-буффа как на союзницу в борьбе с увядавшей к  тому   времени   аристократической   оперой —  «лирической трагедией».

Жан-Жак Руссо, будучи хорошим музыкан­том, сам сочинил одноактную комическую опе­ру «Деревенский колдун». Взяв за основу жанр оперы-буффа, Руссо так умело использовал в ней типично французские куп­леты, водевили и романсы, что сразу придал ей национальные черты. «Деревенский колдун» был поставлен в 1752 г., и вскоре его слава распространилась далеко за пределы Парижа.

Интерес к жанру комической оперы во Фран­ции пробудился не случайно. С ростом третьего сословия — буржуазии — ведущее место в ис­кусстве стали занимать произведения, повест­вующие о простых людях и их чувствах. Коми­ческая опера по содержанию своему прибли­жалась к буржуазным драмам и комедиям Дид­ро и Бомарше.

Новым значительным событием музыкальной жизни Франции явилась постановка в 70-х годах опер немецкого композитора Глюка (см. ст. «Кристоф Виллибальд Глюк»).

Он много лет работал во Франции и написал для париж­ской сцены оперы «Ифигения в Тавриде», «Ифигения в Авлиде» и др. «Простота и правдивость являются великими принципами прекрасного во всех произведениях искусства»,— писал ком­позитор. Стремясь к осуществлению своих принципов, Глюк совершил переворот в опер­ном искусстве. В античных образах Глюк про­славлял гражданскую доблесть, героизм, высокую мораль, отвечавшие передовым идеалам буржуазии накануне первой буржуазной рево­люции во Франции.

«С французской революции начинается но­вая эра музыки — музыкальный XIX век» (Б. Асафьев). Революционные настроения на­рода отразила опера. Сразу же после свержения монархии на сцене Театра национальной оперы поставлена была опера-апофеоз Фран­суа Госсека (1734—1829) «Дар свободе» (1792), а вслед за казнью короля другая его опера — «Триумф Республики» (1793). В ту пору ему уже было под 60 лет. Но новое веяние оживило, омолодило старого Госсека. Он создал особый стиль в музыке — стиль так называемых революционных торжеств, по­ражающий мощью, монументальностью и в то же время простотой. Для его мелодий, вобрав­ших в себя интонации лучших народных песен, характерны героические, фанфарные обороты, энергичные, связанные с маршевой поступью ритмы.

Госсек был одним из руководителей Нацио­нального музыкального института, созданного в дни революции для талантливых людей из народа (с 1795 г. переименован в Национальную музыкальную консерваторию).

В годы революции появился новый жанр и во французской комической опере — «опера спасения». В основе ее сюжета — герои­ческий поступок, борьба с грозной опасностью. Опера всегда заканчивалась победой героя, спасением невиновных. Чтобы усилить эмоцио­нальное впечатление, композиторы использо­вали такие приемы, как декламация на фоне оркестрового звучания, изображающего бурю, шум приближающейся погони и пр. Над «оперой спасения» работали композиторы Л. Керубини, Э. Меюль, Ж. Ф. Лесюэр и др.

После наполеоновского переворота вместе с республикой ушли в прошлое революционные празднества. Теперь большая историко-героическая опера как нельзя лучше отвечала требованиям императорского двора. Героями этих опер были римские полко­водцы и средневековые рыцари. В эффектных спектаклях участвовали сотни людей, лошади и даже слоны.

После восстановления на троне династии Бурбонов залы театров заполнила публика, ищущая развлекательного искусства. Ей нрави­лась лирически-мечтательная музыка Буальдье, жизнерадостные комические оперы Франсуа Обера (1782—1871). Самая популярная опера Обера — «Фра-Дьяволо» (1830). Ее герой — знаменитый разбойник. На музыкаль­ный язык оперы — простой и доступный — оказали сильное влияние народные песни и танцы. Когда во Франции поднялась волна революционных настроений и пробудился ин­терес к героике, Франсуа Обер написал опе­ру «Немая из Портичи» («Фенелла»; 1828). Опера посвящена восстанию неа­политанских рыбаков против испанского намест­ника. Роль главной героини — немой девушки Фенеллы — в первой постановке исполнила вы­дающаяся французская балерина Мария Тальони (см. ст. «Из истории зарубежного балета»).

Отказавшись от пышности и монументаль­ности историко-героической большой оперы, Обер ввел народные бытовые сцены и создал спектакль живой и естественный. Хоры рыба­ков близки народным песням Южной Италии.

«Немая из Портичи» Обера и созданный Рос­сини в  Париже «Вильгельм Телль» положили начало историко-романтической опере, но своему расцвету она обязана Мейерберу.

Джакомо Мейербер (1791 — 1864), родив­шийся в Германии, уже известным композито­ром приехал во Францию, и она стала его вто­рой родиной. Первая же опера, написанная Мейербером для парижской сцены,— «Роберт-Дьявол» (1830) — принесла ему мировую славу. Его последующие оперы «Гугеноты» (1835), «Пророк» (1848), «Африканка» (1864) — блестя­щие, остродраматичные спектакли с виртуоз­ными партиями и яркими характеристиками героев, грандиозными хоровыми сценами и зна­чительной ролью оркестра.

Вершина творчества Мейербера — опера «Гугеноты», поставленная в 1836 г. (либретто Э. Скриба), рассказывает о религиозных распрях XVI в., разделивших всю Францию на два враждебных лагеря. Печальна история любви Рауля и Валентины. Он — гугенот, а она — дочь человека, возглавляющего заговор католиков. Судьба не сулит им счастья. Ярка и драматически напряженна музыка много­численных массовых эпизодов, особенно сцены освящения мечей, подготовки заговора, картины Варфоломеевской ночи. Выразительны ан­самбли и хор в четвертом действии. Чудесны лирические дуэты Рауля и Валентины.

Во второй половине XIX в. усиливается демо­кратическое направление в искусстве Фран­ции. Происходят изменения и в большой опере. Молодые композиторы III. Гуно, А. Тома, а поз­днее Л. Делиб, Ж. Массне, К. Сен-Санс и Ж. Бизе демократизировали ее язык и создали новый жанр — лирическую оперу. Теперь музыка, раскрывая личные переживания героев, делает их понятными и близкими широкому кругу слушателей. Оперы «Миньон» (1866) Тома, «Манон» (1884) и «Вертер» (1886) Массне. «Фауст» (1859), «Ромео и Джуль­етта» (1864) Гуно отличаются правдивостью и вместе с тем поэтичностью образов. В их певу­чих мелодиях ощущаются черты французского городского фольклора.

Лучшая из этих опер —«Фауст» Шарля Гуно (1818—1893) на сюжет поэмы Гёте. Не­обычайным человеческим теплом проникнута песня Маргариты за прялкой. Музыка тонко и правдиво передает чувства влюбленной девушки. Ее взволнованные реплики вплетаются в медленный старинный напев «Баллады о фульском короле». Новые интонации появляются в арии с жемчугом: блестящая виртуозная ме­лодия передает радость героини. Серенада Ме­фистофеля и песня о золотом тельце выражают его злорадство и презрение к людям. Песне Ме­фистофеля противопоставляется напевная мело­дия вальса, объединившего в танце солдат, студентов, деревенских девушек, горожан.

Многие из опер французских композиторов до сих пор любимы слушателями всего мира. И все же лучшая среди французских опер XIX столетия — «Кармен» Бизе.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ