.
Меню сайта
|
Из истории французской оперыИз истории французской оперыЛюлли, Рамо, Госсек, Обер, Мейербер, Гуно, БизеВ один из вечеров 1659 г. в замке Исси господина де ла Ге была поставлена пастораль на сюжет из сельской жизни. Подражая итальянской опере, ее авторы поэт П. Перрен и композитор Р. Камбер пытались внести в свое произведение элементы французской музыки. В ней было много инструментальных пьес, целый концерт для флейты. Успех был огромным, и позже пастораль эта под названием «Пастораль Исси» часто разыгрывалась при дворе. Пожалуй, это и был первый опыт создания французской национальной оперы. Людовик XIV дал Камберу и Перрену право открыть в Париже публичный музыкальный театр, названный Королевской академией музыки. С тех пор театр этот (название его неоднократно менялось) оставался главным театром Франции, где ставили оперы и балеты. Открылся он 19 марта 1671 г. оперой Перрена и Камбера «Помона». Каждое исполнение оперы в течение 8 месяцев подряд собирало полный зал. Вскоре Людовик передал владение театром в руки известного танцовщика, выдающегося скрипача и талантливого композитора Жана Батиста Люлли (1632—1687). Флорентиец по происхождению, Люлли еще в ранней юности попал во Францию. Он завоевал себе славу музыкой к постановкам театра Мольера — комедиям-балетам «Брак поневоле» и «Мещанин во дворянстве». Люлли-композитор пошел за великим Корнелем, создателем классической французской трагедии. Не случайно либреттистом Люлли был один из учеников Корнеля — Филипп де Кино. Оперы Люлли («Аттис», «Тесей», «Алкеста», «Армида» и др.) называли лирическими трагедиями. Это по существу те же трагедии с их возвышенной декламацией, благородными чувствами и поступками героев, но только не сыгранные драматическими актерами, а спетые в опере. Это были пышные спектакли на мифологический сюжет, с эффектными сценами, прологом и эпилогом, в которых прославлялся король и его военные победы. Большое место в лирической трагедии занимал балет — ведь народное французское искусство славится танцами и танцевальными напевами. Мелодии Люлли не слишком ярки и богаты, но его оркестровая музыка красочна, особенно в балетных номерах. Интересно, что по составу оркестр Люлли близок к нашему — ведущая роль в нем отдана скрипкам. Свои лирические трагедии Люлли открывал оркестровой симфонией — увертюрой, где определялся характер действия. Люлли принадлежит честь создания оперной увертюры. Самостоятельное существование французской оперы утвердил Жан Филипп Рамо (1683— 1764), достойный современник Генделя и Баха (см. статьи «Георг Фридрих Гендель», «Иоганн Себастьян Бах»). Долгое время он был известен как автор пьес для клавесина, как выдающийся музыкальный теоретик, заложивший основы учения о гармонии. Лишь в 50 лет Рамо написал свою первую оперу. Лучшие оперы Рамо — «Кастор и Поллукс», «Дардан», «Зороастр» и др. Что же нового внес Рамо во французскую оперу? По-новому строит он сольные сцены, перемежая их оркестровыми интерлюдиями — небольшими промежуточными эпизодами. Все это, так же как и балетные номера, подчинено общей линии развития сюжета. Выразительны и разнообразны мелодии Рамо, красочен полный новых открытий гармонический язык, очень богата ритмика, которую композитор берет из французских танцевальных напевов. С начала XVIII в. на ярмарочных подмостках Парижа разыгрывались сатирические спектакли, где острые диалоги перемежались популярными городскими песенками и мелодиями. Особенно полюбились толпе парижан веселые пьесы писателя А. Р. Лесажа и драматурга Ш. С. Фавара. Здесь-то и зарождалась французская комическая опера. Но превратиться в самостоятельный оперный жанр ей было суждено еще не скоро. Произошло это лишь после разразившейся в Париже «войны буффонов», длившейся с 1752 по 1754 г. Все началось с гастролей итальянской труппы оперы-буффа (итальянская комическая опера), приехавшей в Париж на два месяца, но задержавшейся на целых два года. Веселые интермедии и комические оперы с живой и легкой музыкой поразили парижан. Началась «война буффонов» — всеобщая дискуссия о путях развития оперы. Крупнейшие французские философы Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Даламбер опирались на привезенную итальянцами оперу-буффа как на союзницу в борьбе с увядавшей к тому времени аристократической оперой — «лирической трагедией». Жан-Жак Руссо, будучи хорошим музыкантом, сам сочинил одноактную комическую оперу «Деревенский колдун». Взяв за основу жанр оперы-буффа, Руссо так умело использовал в ней типично французские куплеты, водевили и романсы, что сразу придал ей национальные черты. «Деревенский колдун» был поставлен в 1752 г., и вскоре его слава распространилась далеко за пределы Парижа. Интерес к жанру комической оперы во Франции пробудился не случайно. С ростом третьего сословия — буржуазии — ведущее место в искусстве стали занимать произведения, повествующие о простых людях и их чувствах. Комическая опера по содержанию своему приближалась к буржуазным драмам и комедиям Дидро и Бомарше. Новым значительным событием музыкальной жизни Франции явилась постановка в 70-х годах опер немецкого композитора Глюка (см. ст. «Кристоф Виллибальд Глюк»). Он много лет работал во Франции и написал для парижской сцены оперы «Ифигения в Тавриде», «Ифигения в Авлиде» и др. «Простота и правдивость являются великими принципами прекрасного во всех произведениях искусства»,— писал композитор. Стремясь к осуществлению своих принципов, Глюк совершил переворот в оперном искусстве. В античных образах Глюк прославлял гражданскую доблесть, героизм, высокую мораль, отвечавшие передовым идеалам буржуазии накануне первой буржуазной революции во Франции. «С французской революции начинается новая эра музыки — музыкальный XIX век» (Б. Асафьев). Революционные настроения народа отразила опера. Сразу же после свержения монархии на сцене Театра национальной оперы поставлена была опера-апофеоз Франсуа Госсека (1734—1829) «Дар свободе» (1792), а вслед за казнью короля другая его опера — «Триумф Республики» (1793). В ту пору ему уже было под 60 лет. Но новое веяние оживило, омолодило старого Госсека. Он создал особый стиль в музыке — стиль так называемых революционных торжеств, поражающий мощью, монументальностью и в то же время простотой. Для его мелодий, вобравших в себя интонации лучших народных песен, характерны героические, фанфарные обороты, энергичные, связанные с маршевой поступью ритмы. Госсек был одним из руководителей Национального музыкального института, созданного в дни революции для талантливых людей из народа (с 1795 г. переименован в Национальную музыкальную консерваторию). В годы революции появился новый жанр и во французской комической опере — «опера спасения». В основе ее сюжета — героический поступок, борьба с грозной опасностью. Опера всегда заканчивалась победой героя, спасением невиновных. Чтобы усилить эмоциональное впечатление, композиторы использовали такие приемы, как декламация на фоне оркестрового звучания, изображающего бурю, шум приближающейся погони и пр. Над «оперой спасения» работали композиторы Л. Керубини, Э. Меюль, Ж. Ф. Лесюэр и др. После наполеоновского переворота вместе с республикой ушли в прошлое революционные празднества. Теперь большая историко-героическая опера как нельзя лучше отвечала требованиям императорского двора. Героями этих опер были римские полководцы и средневековые рыцари. В эффектных спектаклях участвовали сотни людей, лошади и даже слоны. После восстановления на троне династии Бурбонов залы театров заполнила публика, ищущая развлекательного искусства. Ей нравилась лирически-мечтательная музыка Буальдье, жизнерадостные комические оперы Франсуа Обера (1782—1871). Самая популярная опера Обера — «Фра-Дьяволо» (1830). Ее герой — знаменитый разбойник. На музыкальный язык оперы — простой и доступный — оказали сильное влияние народные песни и танцы. Когда во Франции поднялась волна революционных настроений и пробудился интерес к героике, Франсуа Обер написал оперу «Немая из Портичи» («Фенелла»; 1828). Опера посвящена восстанию неаполитанских рыбаков против испанского наместника. Роль главной героини — немой девушки Фенеллы — в первой постановке исполнила выдающаяся французская балерина Мария Тальони (см. ст. «Из истории зарубежного балета»). Отказавшись от пышности и монументальности историко-героической большой оперы, Обер ввел народные бытовые сцены и создал спектакль живой и естественный. Хоры рыбаков близки народным песням Южной Италии. «Немая из Портичи» Обера и созданный Россини в Париже «Вильгельм Телль» положили начало историко-романтической опере, но своему расцвету она обязана Мейерберу. Джакомо Мейербер (1791 — 1864), родившийся в Германии, уже известным композитором приехал во Францию, и она стала его второй родиной. Первая же опера, написанная Мейербером для парижской сцены,— «Роберт-Дьявол» (1830) — принесла ему мировую славу. Его последующие оперы «Гугеноты» (1835), «Пророк» (1848), «Африканка» (1864) — блестящие, остродраматичные спектакли с виртуозными партиями и яркими характеристиками героев, грандиозными хоровыми сценами и значительной ролью оркестра. Вершина творчества Мейербера — опера «Гугеноты», поставленная в 1836 г. (либретто Э. Скриба), рассказывает о религиозных распрях XVI в., разделивших всю Францию на два враждебных лагеря. Печальна история любви Рауля и Валентины. Он — гугенот, а она — дочь человека, возглавляющего заговор католиков. Судьба не сулит им счастья. Ярка и драматически напряженна музыка многочисленных массовых эпизодов, особенно сцены освящения мечей, подготовки заговора, картины Варфоломеевской ночи. Выразительны ансамбли и хор в четвертом действии. Чудесны лирические дуэты Рауля и Валентины. Во второй половине XIX в. усиливается демократическое направление в искусстве Франции. Происходят изменения и в большой опере. Молодые композиторы III. Гуно, А. Тома, а позднее Л. Делиб, Ж. Массне, К. Сен-Санс и Ж. Бизе демократизировали ее язык и создали новый жанр — лирическую оперу. Теперь музыка, раскрывая личные переживания героев, делает их понятными и близкими широкому кругу слушателей. Оперы «Миньон» (1866) Тома, «Манон» (1884) и «Вертер» (1886) Массне. «Фауст» (1859), «Ромео и Джульетта» (1864) Гуно отличаются правдивостью и вместе с тем поэтичностью образов. В их певучих мелодиях ощущаются черты французского городского фольклора. Лучшая из этих опер —«Фауст» Шарля Гуно (1818—1893) на сюжет поэмы Гёте. Необычайным человеческим теплом проникнута песня Маргариты за прялкой. Музыка тонко и правдиво передает чувства влюбленной девушки. Ее взволнованные реплики вплетаются в медленный старинный напев «Баллады о фульском короле». Новые интонации появляются в арии с жемчугом: блестящая виртуозная мелодия передает радость героини. Серенада Мефистофеля и песня о золотом тельце выражают его злорадство и презрение к людям. Песне Мефистофеля противопоставляется напевная мелодия вальса, объединившего в танце солдат, студентов, деревенских девушек, горожан. Многие из опер французских композиторов до сих пор любимы слушателями всего мира. И все же лучшая среди французских опер XIX столетия — «Кармен» Бизе. |
ПОИСК
Block title
|