. Музыка Франции
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Музыка Франции

Музыка Франции

Даже в самые темные и глухие времена сред­невековья во Франции звучали на празднествах и гуляньях песни, танцы. Сам народ складывал эти песни — безвестные и талантливые поэты и музыканты.

А в XII столетии сначала на юге, в Провансе, а следом и в других французских провин­циях появляются «изобретатели» песен. Больше ста имен труверов и трубадуров (эти слова про­исходят от французского глагола «трувэ» — изобретать) донесла до нас история. «Водили хороводы и рыцари и дамы и в такт слагали песни...»

Но песни «изобретали» не только знатные рыцари или короли, но и горожане и ремес­ленники (см. ст. «Музыка средневековья и эпо­хи Возрождения. Музыка XVII в.»). Их песни вместе с песнями народными стали тем источ­ником, тем родником, откуда берет начало ши­рокая и полноводная река музыкального ис­кусства Франции.

В XVII столетии, при Людовике XVI, рас­цветает пышное и блестящее искусство при­дворной оперы. В «великое столетие» (так имену­ют французы XVII в.) опера, как и произведе­ния других жанров, должна была служить про­славлению и возвеличению королевской власти. Отсюда ее сюжеты — «строгие, важные и ис­полненные мудрости» и музыкальный стиль — торжественный и высокопарный.

Но даже в музыке создателя французской оперы Жана Батиста Люлли нередко звучали простые народные напевы, исполненные грации и красоты.

И эти отзвуки народных песен и танцев еще слышнее, еще отчетливее прозвучали в музыке замечательных французских клавесинистов пер­вой половины XVIII в.— Франсуа Куперена (1668—1733) и Жана Филиппа Рамо (см. ст. «Из истории французской оперы»). Именно у них достигла своего расцвета танцевальная сюита, в которую входили самые разнооб­разные по своему характеру народные танцы. В изящных, отточенных миниатюрах (неболь­ших музыкальных пьесах) этих композиторов мы встречаем и образы природы («Вихри», «Ку­кушка»), и картины народной жизни («Сбор­щицы винограда», «Жнецы», «Молотобойцы»). Громом пушек при взятии Бастилии отме­чено начало новой эпохи не только в истории, но и в музыкальном искусстве Франции. Недаром в 1791 г. Парижский конвент издает специальный закон о музыке: «Отныне музыка не долж­на замыкаться в самой себе.

Она должна стать гражданским актом. Место музыки — на полях сражений, на площадях, среди народа».

И в это грозовое время родилась великая песня победившего народа — «Марсельеза», созданная в 1792 г. капитаном революционных войск Клодом Жозефом Руже де Лилем (1760— 1836). Рядом с нею звучали народные песни Великой французской революции «Карманьола» и «Саира» («Дело пойдет на лад»), велича­вые и торжественные «Траурный марш» и «Гимн свободе» Ф. Госсека, «Походная песнь» Э. Меюля и др.

Отзвуки революции продолжали жить в искусстве французских музыкантов последующих поколений. Памяти жертв революции посвятил свой «Реквием» и «Траурно-триумфальную сим­фонию» один из величайших музыкантов Фран­ции — Гектор Берлиоз (1803—1869), смелый новатор, создатель программной симфониче­ской музыки. «Фантастическая симфония» (1830) Берлиоза — первая в истории музыкального искусства симфония, в основу которой положен литературный сюжет.

В первой половине XIX в., когда Берлиоз был единственным во Франции великим симфо­нистом, французская опера насчитывала немало первоклассных мастеров. В 30—40-е годы на сцене театра Большой оперы в Париже ставятся героические оперы Ф. Обера, Ф. Галеви, Дж. Мейербера, в которых рассказывается о больших исторических событиях — восстани­ях, религиозных войнах (см. ст. «Из истории французской оперы»). Интересно, что поста­новка в 1830 г. оперы Обера «Немая из Портичи» в Брюсселе послужила сигналом к народному восстанию, окончившемуся провозглашением независимого Бельгийского государства.

Начиная с 50-х годов на французской опер­ной сцене утверждается новый жанр — опера лирическая, в которой главное внимание ком­позиторы обращают на раскрытие человеческих чувств. И до сих пор со сцен театров всего мира не сходят оперы Ш. Гуно («Фауст», «Ромео и Джульетта»), Ж. Массне(«Манон», «Вертер»), Л. Делиба («Лакме»), А. Тома («Миньон»). Но подлинным шедевром французской оперы стала гениальная «Кармен» Ж. Бизе, где с огромной силой раскрыта жизненная драма людей из народа (см. ст. «Жорж Бизе»).

В 70-е годы во Франции начинается новый подъем симфонической и инструментальной му­зыки. Множество ярких, темпераментных и вме­сте с тем пластичных и отточенных по форме сочинений написал К. Сен-Санс, глубиной и проникновенностью отмечены творения С. Фран­ка (см. ст. «Европейские композиторы конца XIX — начала XX в.»).

Новые пути в музыкальном искусстве откры­ли на пороге XX в. К. Дебюсси и М. Равель. Их музыка и в наше время поражает своей не­обычайной способностью передавать и рисовать краски солнечного заката, и сверкание празд­неств, и игру морской стихии.

А в 20-е годы нашего столетия во Франции зарождается содружество композиторов, полу­чившее название «Группы шести» или «Ше­стерки». Это — Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Л. Дюрей и Ж. Тайфер. Они стре­мились, чтобы их музыка выражала и новые образы, и новые ритмы, чтобы в ней слышалось биение пульса больших современных городов (см. ст. «Европейская музыка XX в.»). Недаром одна из пьес А. Онеггера («Пасифик 231») пере­дает движение могучего товарного локомотива. С нею рядом нужно поставить и «Регби» — дру­гую его пьесу, «Прощание с Нью-Йорком» Ж. Орика, «Вальс телеграмм» Ж. Тайфер и соз­данный коллективно, всей «шестеркой», балет «Новобрачные с Эйфелевой башни».

Если проследить весь путь французской музыки, перед нами, словно в зеркале, предста­нет вся история народа. Недаром один из ве­ликих писателей Франции — Ромен Роллан назвал родную музыку «цветком истории» и «песнью веков».

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ