. Джакомо Пуччини
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Джакомо Пуччини

Джакомо Пуччини

(1858—1924)

На севере Италии, в про­винции Тоскана, есть старин­ный городок Лукка. Здесь, на узенькой улочке виа ди Поджиа, на стене потемневшего от ветхости дома красуется памят­ная доска: «В этом доме 22 декабря 1858 года родился Джакомо Пуччини, происходящий из древнего рода музыкантов и достойный вечно< живых традиций своей родины. Он создал лег­ко запоминающиеся, правдивые и изящные мелодии, обогатив их новыми голосами жизни». Джакомо — один из шестерых детей мест­ного учителя-музыканта — рано вынужден был: сам с большим трудом пробивать себе дорогу. Мальчик пел и играл на органе в церкви, зара­батывая себе на жизнь. Лишь в 18 лет он впер­вые услышал оперное пение. Рассказывают, как: он пешком отправился в соседний город Пизу, чтобы побывать на опере «Аида» прославлен­ного Верди (см. ст. «Джузеппе Верди»). Там, на галерке старого театра, потрясенный вели­чием вердиевской героической музыки, юный Пуччини поклялся стать оперным компози­тором.

Несколько лет Пуччини учился мастерству композиции в знаменитой Миланской консер­ватории. Сперва пробовал свои силы в симфо­нической и хоровой музыке, но главное его вни­мание привлекала опера. В то время — это было начало 80-х годов — в Италии уже уга­сала давняя традиция пышных романтических.

опер с эффектными и запутанными сюжетами. Молодой Пуччини тоже отдал дань этим тради­циям в своих первых двух операх—«Виллисы» (1884) и «Эдгар» (1888). Однако в обеих опе­рах уже чувствовалось прекрасное мелодиче­ское дарование Пуччини; эти первые творения никому не известного провинциального юноши сразу заинтересовали итальянских критиков и издателей, а его третья опера — «Манон Леско» (1892) уже вызвала бурный восторг публики. «Пуччини истинно итальянский ге­ний,— писал один восторженный критик.— Его мелодии ласкают и целиком захватывают нас». Писатель Бернард Шоу назвал талантливого композитора прямым продолжателем творче­ских традиций Верди.

На оперные подмостки пришли простые горожане в своих будничных костюмах, непри­метные герои с естественными, невыдуманными чувствами. Вместо ослепительного дворцового великолепия и бурных романтических страс­тей — небогатая обстановка улицы, кабачка, городской квартиры. Новое направление в итальянской опере стало именоваться вериз­мом (см. ст. «Из истории итальянской оперы»). Публика с увлечением приняла лучшие оперы веристов, проникнутые горячим сочувствием к маленьким людям, страдающим от социаль­ной несправедливости.

Лирическая драма Пуччини «Богема» (1896) — одно из самых популярных и любимых произведений итальянского веризма. Герои «Богемы» — молодые художники, обитатели бедной комнатки на чердаке в Латинском квар­тале Парижа. Они вечно голодны, но веселы и бодры духом. Один из них — поэт Рудольф влюбляется в молоденькую белошвейку Мими; судьба их складывается трагически: опера завер­шается печальной сценой смерти Мими. Для глу­боко правдивого воплощения реальной жизни в опере Пуччини нашел новые, свежие худо­жественные приемы. Распевные ариозо то и дело сменяются гибкой вокальной декламацией, близкой к театральной речи. Партия оркестра тесно связана с ходом драматического действия. Музыка «Богемы», как и других лучших опер Пуччини, покоряет широтой и страстностью певучих мелодий, свободным и естественным ис­пользованием человеческих голосов. Именно в этом заключается секрет немеркнущего обаяния музыки итальянского маэстро.

В каждой из опер Пуччини стремился выполнить главную свою творческую задачу: «заинтересовывать, поражать и трогать сердца». В «Тоске» (1900) он рассказал о горест­ной судьбе римского художника Каварадосси, приговоренного к смерти за помощь револю­ционеру. В опере «Чио-Чио-сан» (1904) представлена трогательная история молодой японской женщины, покинутой неверным дру­гом — американским офицером. В опере «Девушка с Запада» (1910), написанной для нью-йоркского театра «Метрополитен-опе­ра», изображен быт калифорнийских золото­искателей. Здесь звучат мелодии из негритян­ского и индейского фольклора.

В начале XX в. Пуччини стал самым знаме­нитым музыкантом Италии. Его оперы с триум­фом ставились на сценах всего мира. Но сам он не любил шумной жизни европейских столиц, предпочитая им свое скромное имение Торре дель Лаго на берегу озера Массачуколи. Здесь, в деревенской тиши, создавал он новые заме­чательные творения, в которых обращался к бо­лее смелым и современным средствам выраже­ния. Это и одноактная драма «Плащ» из жизни парижской бедноты, и веселая комедия «Джанни Скикки» — о плутоватом фло­рентийском адвокате.

Захватывает своим дра­матизмом его опера-сказка «Турандот» (1924), воскрешающая полуфантастические об­разы древнего Китая. Но как бы ни усложнялся музыкальный язык Пуччини под влиянием нового времени, он до последних дней оставался убежденным художником-реалистом.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ