.
Меню сайта
|
Джакомо ПуччиниДжакомо Пуччини(1858—1924) На севере Италии, в провинции Тоскана, есть старинный городок Лукка. Здесь, на узенькой улочке виа ди Поджиа, на стене потемневшего от ветхости дома красуется памятная доска: «В этом доме 22 декабря 1858 года родился Джакомо Пуччини, происходящий из древнего рода музыкантов и достойный вечно< живых традиций своей родины. Он создал легко запоминающиеся, правдивые и изящные мелодии, обогатив их новыми голосами жизни». Джакомо — один из шестерых детей местного учителя-музыканта — рано вынужден был: сам с большим трудом пробивать себе дорогу. Мальчик пел и играл на органе в церкви, зарабатывая себе на жизнь. Лишь в 18 лет он впервые услышал оперное пение. Рассказывают, как: он пешком отправился в соседний город Пизу, чтобы побывать на опере «Аида» прославленного Верди (см. ст. «Джузеппе Верди»). Там, на галерке старого театра, потрясенный величием вердиевской героической музыки, юный Пуччини поклялся стать оперным композитором. Несколько лет Пуччини учился мастерству композиции в знаменитой Миланской консерватории. Сперва пробовал свои силы в симфонической и хоровой музыке, но главное его внимание привлекала опера. В то время — это было начало 80-х годов — в Италии уже угасала давняя традиция пышных романтических. опер с эффектными и запутанными сюжетами. Молодой Пуччини тоже отдал дань этим традициям в своих первых двух операх—«Виллисы» (1884) и «Эдгар» (1888). Однако в обеих операх уже чувствовалось прекрасное мелодическое дарование Пуччини; эти первые творения никому не известного провинциального юноши сразу заинтересовали итальянских критиков и издателей, а его третья опера — «Манон Леско» (1892) уже вызвала бурный восторг публики. «Пуччини истинно итальянский гений,— писал один восторженный критик.— Его мелодии ласкают и целиком захватывают нас». Писатель Бернард Шоу назвал талантливого композитора прямым продолжателем творческих традиций Верди. На оперные подмостки пришли простые горожане в своих будничных костюмах, неприметные герои с естественными, невыдуманными чувствами. Вместо ослепительного дворцового великолепия и бурных романтических страстей — небогатая обстановка улицы, кабачка, городской квартиры. Новое направление в итальянской опере стало именоваться веризмом (см. ст. «Из истории итальянской оперы»). Публика с увлечением приняла лучшие оперы веристов, проникнутые горячим сочувствием к маленьким людям, страдающим от социальной несправедливости. Лирическая драма Пуччини «Богема» (1896) — одно из самых популярных и любимых произведений итальянского веризма. Герои «Богемы» — молодые художники, обитатели бедной комнатки на чердаке в Латинском квартале Парижа. Они вечно голодны, но веселы и бодры духом. Один из них — поэт Рудольф влюбляется в молоденькую белошвейку Мими; судьба их складывается трагически: опера завершается печальной сценой смерти Мими. Для глубоко правдивого воплощения реальной жизни в опере Пуччини нашел новые, свежие художественные приемы. Распевные ариозо то и дело сменяются гибкой вокальной декламацией, близкой к театральной речи. Партия оркестра тесно связана с ходом драматического действия. Музыка «Богемы», как и других лучших опер Пуччини, покоряет широтой и страстностью певучих мелодий, свободным и естественным использованием человеческих голосов. Именно в этом заключается секрет немеркнущего обаяния музыки итальянского маэстро. В каждой из опер Пуччини стремился выполнить главную свою творческую задачу: «заинтересовывать, поражать и трогать сердца». В «Тоске» (1900) он рассказал о горестной судьбе римского художника Каварадосси, приговоренного к смерти за помощь революционеру. В опере «Чио-Чио-сан» (1904) представлена трогательная история молодой японской женщины, покинутой неверным другом — американским офицером. В опере «Девушка с Запада» (1910), написанной для нью-йоркского театра «Метрополитен-опера», изображен быт калифорнийских золотоискателей. Здесь звучат мелодии из негритянского и индейского фольклора. В начале XX в. Пуччини стал самым знаменитым музыкантом Италии. Его оперы с триумфом ставились на сценах всего мира. Но сам он не любил шумной жизни европейских столиц, предпочитая им свое скромное имение Торре дель Лаго на берегу озера Массачуколи. Здесь, в деревенской тиши, создавал он новые замечательные творения, в которых обращался к более смелым и современным средствам выражения. Это и одноактная драма «Плащ» из жизни парижской бедноты, и веселая комедия «Джанни Скикки» — о плутоватом флорентийском адвокате. Захватывает своим драматизмом его опера-сказка «Турандот» (1924), воскрешающая полуфантастические образы древнего Китая. Но как бы ни усложнялся музыкальный язык Пуччини под влиянием нового времени, он до последних дней оставался убежденным художником-реалистом. |
ПОИСК
Block title
|