.
Меню сайта
|
Джузеппе ВердиДжузеппе Верди(1813—1901) В 40-е годы XIX столетия на сцене миланского оперного театра «Ла Скала» одна за другой появляются оперы молодого композитора Джузеппе Верди. В эту пору народ порабощенной, раздробленной Италии собирал силы на борьбу с угнетателями-австрийцами и со своими феодалами. Оперы Верди с их героическими сюжетами, духом свободолюбия, музыкой, близкой народу, полной энергии и страсти, были восприняты итальянцами как боевой призыв. Их постановки приобретали значение политических событий, хоры и арии из этих опер становились революционными песнями. «Маэстро итальянской революции» — так позднее прозвали Верди патриоты. Горячее сочувствие встретила первая историко-героическая опера Верди «Навуходоносор» («Набукко», 1842). Показанные в ней страдания порабощенного вавилонянами еврейского народа напоминали слушателям об угнетенной Италии. В опере «Ломбардцы» (1843) восторженные овации вызывал заключительный хор крестоносцев, идущих на освобождение Иерусалима. Приподнятый, мужественный, как революционный марш, он распевался патриотами по всей стране. В старой итальянской опере ведущая роль принадлежала ариям, сюжет оперы служил скорее всего внешней связью для этих арий, в которых певцы показывали красоту голоса и виртуозное мастерство. У Верди опера становится цельным произведением, все части которого подчинены общему драматургическому замыслу. Важную роль в операх Верди приобретают народные сцены, поэтому большое значение наряду с ариями имеют хоры. Цельность построения, энергичность и простота музыкальной речи, близость ее народной песне — вот те новые черты, которыми обогатил Верди итальянскую оперу. Его — замечательного оперного драматурга — привлекают сюжеты, раскрывающие большие человеческие страсти, столкновения противоположных характеров. Ему близки творения Гюго, Шекспира, Шиллера (см. статьи об этих писателях в 11 томе ДЭ). Лучшие оперы этих лет написаны им по драме Гюго «Эрнани» (1844) и по трагедии Шекспира «Макбет» (1847). Они приносят Верди широкую известность за пределами Италии; теперь он прославленный композитор. И уже не верится, что путь Верди к искусству был так труден. Сын бедного трактирщика и пряхи из глухого ломбардского селения, Джузеппе с детства был охвачен страстью к музыке. После трех лет обучения у органиста местной церкви родители посылают мальчика в соседний городок Буссето, в городскую школу. Он продолжает и там свои занятия музыкой. С детских лет Джузеппе вынужден зарабатывать себе на жизнь. Когда умирает его первый учитель, он занимает должность органиста в своей деревне. По воскресным и праздничным дням, в любую погоду — в дождь и стужу — проходит он пешком долгий путь из Буссето, чтобы поспеть к церковной службе в деревню. В Буссето Верди поступает на службу в контору купца Антонио Барецци. Просвещенный патриот, любитель музыки, Барецци стал ближайшим другом Верди и сыграл большую роль в формировании его взглядов. На дочери Барецци Верди впоследствии женился. После нескольких лет обучения в Буссето Верди получает от горожан небольшую стипендию для поступления в Миланскую консерваторию. Но мечта Верди не сбылась. Возраст его, 18 лет, превышал установленный для приема; его игра на рояле показалась экзаменаторам недостаточно виртуозной. «Оставь мысль о консерватории» — такой ответ получил будущий великий композитор, ставший впоследствии национальной гордостью Италии. Однако это не сломило его упорства. Он берет уроки композиции у помощника дирижера театра «Ла Скала» и уже через два года в этом театре успешно выступает с первой своей оперой «Оберто». Ему тут же заказывают комическую оперу «Король на час». Но 1840 год оказывается для Верди трагическим: он теряет дочь, сына и любимую жену. «Я был один! Один!..—пишет Верди.— И среди этих ужасных мук я должен был закончить комическую оперу». Не удивительно, что «Король на час» не удался композитору. Спектакль был освистан. Крушение личной жизни и провал оперы сразили Верди. Он не хочет больше писать. Однако вскоре замысел «Набукко», созвучный патриотическим чувствам борцов за освобождение Италии, увлекает Верди. Он вновь возвращается к работе, пишет историко-героические оперы, открывающие новую эпоху в развитии итальянского оперного искусства. В этих операх Верди не показывает еще человека во всей его сложности. Своих героев — носителей той или иной страсти — он наделяет одной господствующей чертой характера. В знаменитых операх Верди 50-х годов — «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» — характеры обрисованы глубоко и правдиво, во всем их своеобразии. Герои этих опер — отверженные люди, жертвы общественной несправедливости. В опере «Риголетто» (1851), написанной на сюжет Гюго, главную роль Верди отводит шуту. Уродливый, озлобленный, жалкий шут показан как нежно любящий отец, человек, глубоко страдающий от горя и унижений. «Риголетто» — первая зрелая опера Верди. Музыка ее драматична, богата интонациями живой речи. Каждое действующее лицо наделено своей музыкальной характеристикой; оркестр служит скупым, но мастерским дополнением к глубоко выразительным партиям певцов. Доходчивость, популярность мелодий Верди поразительны. Они распевались по всей Италии, а затем и по всей Европе. Сам Верди с шутливой гордостью говорил, что его музыка проникла даже в далекие уголки Африки и Индии. С 50-х годов оперы Верди идут на всех крупнейших сценах Европы. Для Петербурга он пишет оперу «Сила судьбы» (1862), для Парижа — «Сицилийская вечерня» (1855) и «Дон Карлос» (1867), для Неаполя — «Бал-маскарад» (1859). Обогащенный опытом работы над этими произведениями, Верди приходит к вершинам своего творчества — операм «Аида», «Отелло» и «Фальстаф». Опера «Аида» (1871) была заказана Верди по случаю открытия Суэцкого канала. В основу ее положен сюжет из времен Древнего Египта. Как и в большинстве опер Верди, здесь показана борьба за свободу и счастье против жестокости и угнетения. Декоративная пышность, развернутые массовые сцены сближают «Аиду» со стилем парижской «большой оперы» (см. ст. «Из истории французской оперы»), но искренность чувств, раскрытие психологического содержания, чистота мелодического рисунка придают «Аиде» иной, более правдивый характер. Оркестр здесь значительно богаче и разнообразнее, чем в других операх Верди. Он играет важную роль: характеризует героев, окружающую обстановку, пейзаж. Композитор мастерски вводит в музыку оперы восточный колорит. Вслед за «Аидой», принесшей автору триумфальный успех, появляется одно из самых замечательных произведений Верди — «Реквием» (1874), написанный на смерть борца за свободу Италии — писателя Мандзони. Музыка «Реквиема» родственна операм Верди: она отличается образностью, глубокой выразительностью, красотой мелодий. После «Аиды» в течение 15 лет Верди не писал новых опер. Это был период подготовки к новым творческим достижениям, период раздумий о путях итальянской оперы. Музыка Италии 70—80-х годов переживала кризис, в ней господствовали безыдейность и подражательность. В такой обстановке 74-летний Верди создает шедевр реалистического оперного искусства — «Отелло» (1887). Характеры героев, напряженность драматического действия, трагическая развязка (смерть Дездемоны и Отелло) воплощены в музыке с подлинно шекспировской силой. Вместо увертюры прологом к опере служит сцена бури — возвращение Отелло на Кипр. Это не просто картина природы, она вводит в драму, дает характеристику Отелло — героя, любимца народа и Яго — злобного честолюбца. Замечательный финал третьего действия, в котором участвует много действующих лиц, при всей своей сложности написан ясно и классически стройно. Предсмертная песня Дездемоны об иве трогает безыскусственностью, чистотой и свежестью. Проходит несколько лет, и как национальное торжество отмечает Италия появление 26-й, последней оперы Верди — «Фальстаф» (1893) по мотивам Шекспира. Случай исключительный: 80-летний композитор создает произведение, полное непосредственности, юношеской свежести, юмора. Музыкальная характеристика действующих лиц, особенно Фальстафа, дана с необычайной для комической оперы глубиной. Годы не отдаляют от нас творчество Джузеппе Верди. Напротив, в исторической перспективе оно раскрывается во всем своем значении — подлинно новаторское, корнями глубоко вросшее в национальную почву, мужественное и оптимистическое. |
ПОИСК
Block title
|