. Джузеппе Верди
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Джузеппе Верди

Джузеппе Верди

(1813—1901)

В 40-е годы XIX столетия на сцене милан­ского оперного театра «Ла Скала» одна за дру­гой появляются оперы молодого композитора Джузеппе Верди. В эту пору народ порабощен­ной, раздробленной Италии собирал силы на борьбу с угнетателями-австрийцами и со своими феодалами. Оперы Верди с их героическими сюжетами, духом свободолюбия, музыкой, близкой народу, полной энергии и страсти, были восприняты итальянцами как боевой призыв. Их постановки приобретали значение полити­ческих событий, хоры и арии из этих опер ста­новились революционными песнями. «Маэстро итальянской революции» — так позднее про­звали Верди патриоты. Горячее сочувствие встретила первая историко-героическая опе­ра Верди «Навуходоносор» («Набукко», 1842). Показанные в ней страдания порабощенного вавилонянами еврейского на­рода напоминали слушателям об угнетенной Италии. В опере «Ломбардцы» (1843) восторженные овации вызывал заключительный хор крестоносцев, идущих на освобождение Иерусалима. Приподнятый, мужественный, как революционный марш, он распевался патрио­тами по всей стране.

В старой итальянской опере ведущая роль принадлежала ариям, сюжет оперы служил скорее всего внешней связью для этих арий, в которых певцы показывали красоту голоса и виртуозное мастерство. У Верди опера ста­новится цельным произведением, все части которого подчинены общему драматургическому замыслу. Важную роль в операх Верди приобре­тают народные сцены, поэтому большое значе­ние наряду с ариями имеют хоры. Цельность построения, энергичность и простота музыкаль­ной речи, близость ее народной песне — вот те новые черты, которыми обогатил Верди италь­янскую оперу. Его — замечательного оперного драматурга — привлекают сюжеты, раскры­вающие большие человеческие страсти, столк­новения противоположных характеров. Ему близки творения Гюго, Шекспира, Шиллера (см. статьи об этих писателях в 11 томе ДЭ). Лучшие оперы этих лет написаны им по драме Гюго «Эрнани» (1844) и по трагедии Шекспи­ра «Макбет» (1847). Они приносят Верди широкую известность за пределами Италии; теперь он прославленный композитор.

И уже не верится, что путь Верди к искус­ству был так труден. Сын бедного трактирщика и пряхи из глухого ломбардского селения, Джузеппе с детства был охвачен страстью к му­зыке. После трех лет обучения у органиста местной церкви родители посылают мальчика в соседний городок Буссето, в городскую шко­лу. Он продолжает и там свои занятия музыкой. С детских лет Джузеппе вынужден зарабаты­вать себе на жизнь. Когда умирает его первый учитель, он занимает должность органиста в своей деревне. По воскресным и праздничным дням, в любую погоду — в дождь и стужу — про­ходит он пешком долгий путь из Буссето, что­бы поспеть к церковной службе в деревню.

В Буссето Верди поступает на службу в кон­тору купца Антонио Барецци. Просвещенный патриот, любитель музыки, Барецци стал бли­жайшим другом Верди и сыграл большую роль в формировании его взглядов. На дочери Барецци Верди впоследствии женился.

После нескольких лет обучения в Буссето Верди получает от горожан небольшую стипен­дию для поступления в Миланскую консерва­торию. Но мечта Верди не сбылась. Возраст его, 18 лет, превышал установленный для приема; его игра на рояле показалась экзаменаторам недостаточно виртуозной. «Оставь мысль о кон­серватории» — такой ответ получил будущий великий композитор, ставший впоследствии национальной гордостью Италии. Однако это не сломило его упорства. Он берет уроки ком­позиции у помощника дирижера театра «Ла Скала» и уже через два года в этом театре успеш­но выступает с первой своей оперой «Оберто». Ему тут же заказывают комическую оперу «Ко­роль на час». Но 1840 год оказывается для Верди трагическим: он теряет дочь, сына и люби­мую жену. «Я был один! Один!..—пишет Верди.— И среди этих ужасных мук я должен был закон­чить комическую оперу». Не удивительно, что «Король на час» не удался композитору. Спек­такль был освистан. Крушение личной жизни и провал оперы сразили Верди. Он не хочет больше писать.

Однако вскоре замысел «Набукко», созвуч­ный патриотическим чувствам борцов за осво­бождение Италии, увлекает Верди. Он вновь возвращается к работе, пишет историко-героические оперы, открывающие новую эпоху в раз­витии итальянского оперного искусства. В этих операх Верди не показывает еще человека во всей его сложности. Своих героев — носителей той или иной страсти — он наделяет одной гос­подствующей чертой характера.

В   знаменитых   операх  Верди  50-х  годов — «Риголетто»,      «Травиата»,     «Тру­бадур» — характеры   обрисованы  глубоко  и правдиво, во всем их своеобразии. Герои этих опер — отверженные люди, жертвы обществен­ной несправедливости. В опере «Риголетто» (1851), написанной на сюжет Гюго, главную роль Верди отводит шуту. Уродливый, озлоб­ленный, жалкий шут показан как нежно любя­щий отец, человек, глубоко страдающий от горя и унижений. «Риголетто» — первая зрелая опе­ра Верди. Музыка ее драматична, богата инто­нациями живой речи. Каждое действующее лицо наделено своей музыкальной характерис­тикой; оркестр служит скупым, но мастерским дополнением к глубоко выразительным партиям певцов. Доходчивость, популярность мелодий Верди поразительны. Они распевались по всей Италии, а затем и по всей Европе. Сам Верди с шутливой гордостью говорил, что его музыка проникла даже в далекие уголки Африки и Индии.

С 50-х годов оперы Верди идут на всех круп­нейших сценах Европы. Для Петербурга он пишет оперу «Сила судьбы» (1862), для Пари­жа — «Сицилийская вечерня» (1855) и «Дон Карлос» (1867), для Неаполя — «Бал-маскарад» (1859). Обогащенный опытом работы над этими произведениями, Верди приходит к вершинам своего творчества — операм «Аида», «Отелло» и «Фальстаф».

Опера «Аида» (1871) была заказана Верди по случаю открытия Суэцкого канала. В основу ее положен сюжет из времен Древнего Египта. Как и в большинстве опер Верди, здесь пока­зана борьба за свободу и счастье против жесто­кости и угнетения.

Декоративная пышность, развернутые мас­совые сцены сближают «Аиду» со стилем парижской «большой оперы» (см. ст. «Из истории французской оперы»), но искренность чувств, рас­крытие психологического содер­жания, чистота мелодического рисунка придают «Аиде» иной, более правдивый характер. Ор­кестр здесь значительно богаче и разнообразнее, чем в других операх Верди. Он играет важ­ную роль: характеризует геро­ев, окружающую обстановку, пейзаж. Композитор мастерски вводит в музыку оперы восточ­ный колорит.

Вслед за «Аидой», принесшей автору триумфальный успех, по­является одно из самых заме­чательных произведений Вер­ди — «Реквием» (1874), на­писанный на смерть борца за свободу Италии — писателя Мандзони. Музыка «Реквиема» род­ственна операм Верди: она от­личается образностью, глубокой выразительностью, красотой ме­лодий.

После    «Аиды»     в     течение 15  лет Верди  не   писал   новых опер. Это был период подготовки к новым твор­ческим  достижениям,   период  раздумий   о   пу­тях   итальянской   оперы.

Музыка Италии 70—80-х годов переживала кризис, в ней господствовали безыдейность и подражательность. В такой обстановке 74-лет­ний Верди создает шедевр реалистического оперного искусства — «Отелло» (1887). Ха­рактеры героев, напряженность драматиче­ского действия, трагическая развязка (смерть Дездемоны и Отелло) воплощены в музыке с под­линно шекспировской силой. Вместо увертюры прологом к опере служит сцена бури — возвра­щение Отелло на Кипр. Это не просто картина природы, она вводит в драму, дает характе­ристику Отелло — героя, любимца народа и Яго — злобного честолюбца. Замечательный фи­нал третьего действия, в котором участвует много действующих лиц, при всей своей слож­ности написан ясно и классически стройно. Предсмертная песня Дездемоны об иве трогает безыскусственностью, чистотой и свежестью.

Проходит несколько лет, и как националь­ное торжество отмечает Италия появление 26-й, последней оперы Верди — «Фальстаф» (1893) по мотивам Шекспира. Случай исключительный: 80-летний композитор создает произведение, полное непосредственности, юношеской свежести, юмора. Музыкальная характеристика действующих лиц, особенно Фальстафа, дана с необычайной для комической оперы глубиной.

Годы не отдаляют от нас творчество Джузеппе Верди. На­против, в исторической перспек­тиве оно раскрывается во всем своем значении — подлинно но­ваторское, корнями глубоко вросшее в национальную почву, мужественное и оптимистиче­ское.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ