. Джоаккино Россини
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Джоаккино Россини

Джоаккино Россини

(1792-1868)

При имени Россини всегда вспоминается его опера «Севильский цирюльник» (1816) на сюжет комедии французского писателя Бомарше (см. т. 11 ДЭ, ст. «Пьер Огюстен Бомарше»).

Прошло более 150 лет с тех пор, как эта опера была впервые показана на сцене римского театра «Арджентина». В этот день в зале при­сутствовало немало противников оперы, оскорбленных сатирическим изображением мона­хов и феодального общества. А во время спек­такля начались «случайные» недоразумения: оборвались струны на гитаре влюбленного гра­фа Альмавивы; неизвестно откуда появившаяся кошка с жалобным мяуканьем металась по сцене; вероломный монах дон Базилио, спот­кнувшись у порога, растянулся во весь рост и пел свою арию о клевете с окровавленным лицом, под хохот и улюлюканье всего зала. Это был провал оперы, жестокий провал.

Однако после второго представления оперы возле дома Россини собралась огромная ли­кующая толпа, улицу оглашали торжественные крики: «Да здравствует наш Россини!»

Почему так случилось? Да потому, что на втором представлении зрительный зал запол­нили истинные друзья жизнерадостного искус­ства — простые люди Италии, студенты, цве­точницы, ремесленники, ненавидевшие все мрач­ное и жестокое, что подвергалось осмеянию и в сатире драматурга Бомарше, и в сверкаю­щих каскадах музыки Россини. Снова была одержана победа передовым искусством, смело выступавшим на защиту человеческого счастья.

Народ Италии находился в полной власти австрийских поработителей и собственных фео­далов. Во время наполеоновских походов вся Италия и множество других стран были залиты потоками крови. Лучшие люди Италии объеди­нялись в кружки и отряды, ставя целью своей жизни освобождение родины. Джоаккино Рос­сини не участвовал в народных отрядах, куда входили наравне с тысячами патриотов многие поэты, писатели, художники его родины. Он избрал своим оружием искусство сарказма, веселья, непримиримой иронии.

И вот началось триумфальное шествие по странам «Севильского цирюльника», повсюду покорявшего аудиторию острой сатирой, неотра­зимой легкостью и красотой мелодий.

«Бесценная жемчужина итальянской музы­ки»,— говорил об опере «Севильский цирюль­ник» гениальный композитор Чайковский. Но не одной только этой оперой ограничена певу­чая и звонкая слава Россини. На заре юности им написано несколько безделушек — фарсов, музыкальных комедий, нередко принимавшихся; с большим успехом. К этому надо добавить, что Джоаккино Россини в одинаковой мере чувствовал склонность и к остроумной коми­ческой опере-буффа, и к опере-сериа, повест­вующей о героико-трагических событиях. Так, в один год (1813) на долю Россини пришлось два театральных триумфа. Первый — герои­ческая мелодрама «Танкред» (по мотивам трагедии французского писателя Вольтера) — повесть об отважном рыцаре Танкреде и его возлюбленной Аменаиде, восхваление пламен­ной любви к отечеству. Смелая фантазия под­сказала композитору немало запоминающихся мелодий. Но ни одна из них не может срав­ниться с арией Танкреда «Меня ты увидишь снова...», сделавшей популярной всю оперу.

Вторым триумфом Россини обязан опере «Итальянка в Алжире», полной блес­ка и юмора. Опера создавалась в дни венеци­анского карнавала, улыбок, шутливых игр. И все же она оказалась не только забавной ко­медией. Когда исполнительница главной роли бросила в зал: «Помни о родине и долг свой выполни бесстрашно», все поняли это как призыв к борьбе за свободу Италии, встали с мест и громкими восклицаниями приветство­вали отважную артистку.

Около сорока опер вышло из-под пера Рос­сини. Лебединая песня композитора — герои­ческая опера «Вильгельм Телль» (1829), отражающая эпизод национальной борь­бы швейцарского народа за свободу.

Но почему же после «Вильгельма Телля» Россини не написал больше ни одной оперы? Причин тут было много, а главная — в том, что резко изменились вкусы и требования публики, изменились исторические условия. И все же Россини продолжал следить за развитием опер­ной культуры и у себя на родине, и во Франции, где прожил последние годы.

Лучшие творения Россини — «Севильский цирюльник», «Итальянка в Алжире», «Виль­гельм Телль» — не сходят со сцен мира.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ