.
Меню сайта
|
Джоаккино РоссиниДжоаккино Россини(1792-1868) При имени Россини всегда вспоминается его опера «Севильский цирюльник» (1816) на сюжет комедии французского писателя Бомарше (см. т. 11 ДЭ, ст. «Пьер Огюстен Бомарше»). Прошло более 150 лет с тех пор, как эта опера была впервые показана на сцене римского театра «Арджентина». В этот день в зале присутствовало немало противников оперы, оскорбленных сатирическим изображением монахов и феодального общества. А во время спектакля начались «случайные» недоразумения: оборвались струны на гитаре влюбленного графа Альмавивы; неизвестно откуда появившаяся кошка с жалобным мяуканьем металась по сцене; вероломный монах дон Базилио, споткнувшись у порога, растянулся во весь рост и пел свою арию о клевете с окровавленным лицом, под хохот и улюлюканье всего зала. Это был провал оперы, жестокий провал. Однако после второго представления оперы возле дома Россини собралась огромная ликующая толпа, улицу оглашали торжественные крики: «Да здравствует наш Россини!» Почему так случилось? Да потому, что на втором представлении зрительный зал заполнили истинные друзья жизнерадостного искусства — простые люди Италии, студенты, цветочницы, ремесленники, ненавидевшие все мрачное и жестокое, что подвергалось осмеянию и в сатире драматурга Бомарше, и в сверкающих каскадах музыки Россини. Снова была одержана победа передовым искусством, смело выступавшим на защиту человеческого счастья. Народ Италии находился в полной власти австрийских поработителей и собственных феодалов. Во время наполеоновских походов вся Италия и множество других стран были залиты потоками крови. Лучшие люди Италии объединялись в кружки и отряды, ставя целью своей жизни освобождение родины. Джоаккино Россини не участвовал в народных отрядах, куда входили наравне с тысячами патриотов многие поэты, писатели, художники его родины. Он избрал своим оружием искусство сарказма, веселья, непримиримой иронии. И вот началось триумфальное шествие по странам «Севильского цирюльника», повсюду покорявшего аудиторию острой сатирой, неотразимой легкостью и красотой мелодий. «Бесценная жемчужина итальянской музыки»,— говорил об опере «Севильский цирюльник» гениальный композитор Чайковский. Но не одной только этой оперой ограничена певучая и звонкая слава Россини. На заре юности им написано несколько безделушек — фарсов, музыкальных комедий, нередко принимавшихся; с большим успехом. К этому надо добавить, что Джоаккино Россини в одинаковой мере чувствовал склонность и к остроумной комической опере-буффа, и к опере-сериа, повествующей о героико-трагических событиях. Так, в один год (1813) на долю Россини пришлось два театральных триумфа. Первый — героическая мелодрама «Танкред» (по мотивам трагедии французского писателя Вольтера) — повесть об отважном рыцаре Танкреде и его возлюбленной Аменаиде, восхваление пламенной любви к отечеству. Смелая фантазия подсказала композитору немало запоминающихся мелодий. Но ни одна из них не может сравниться с арией Танкреда «Меня ты увидишь снова...», сделавшей популярной всю оперу. Вторым триумфом Россини обязан опере «Итальянка в Алжире», полной блеска и юмора. Опера создавалась в дни венецианского карнавала, улыбок, шутливых игр. И все же она оказалась не только забавной комедией. Когда исполнительница главной роли бросила в зал: «Помни о родине и долг свой выполни бесстрашно», все поняли это как призыв к борьбе за свободу Италии, встали с мест и громкими восклицаниями приветствовали отважную артистку. Около сорока опер вышло из-под пера Россини. Лебединая песня композитора — героическая опера «Вильгельм Телль» (1829), отражающая эпизод национальной борьбы швейцарского народа за свободу. Но почему же после «Вильгельма Телля» Россини не написал больше ни одной оперы? Причин тут было много, а главная — в том, что резко изменились вкусы и требования публики, изменились исторические условия. И все же Россини продолжал следить за развитием оперной культуры и у себя на родине, и во Франции, где прожил последние годы. Лучшие творения Россини — «Севильский цирюльник», «Итальянка в Алжире», «Вильгельм Телль» — не сходят со сцен мира. |
ПОИСК
Block title
|