.
Меню сайта
|
Из истории итальянской оперыИз истории итальянской оперыМонтеверди, Алессандро Скарлатти, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Масканьи, Леонкавалло, ПуччиниВ прославленной Флоренции, давшей миру Данте, Микеланджело и Донателло, в самом конце XVI в. родилась и пошла странствовать по свету новая форма музыкально-театрального искусства — опера (см. ст. «Оперный театр»). Начиналось все так. В домах просвещенных и богатых флорентийцев часто собирались певцы и музыканты, философы и поэты. Читали стихи и пьесы, музицировали, беседовали и спорили об искусстве. Один из кружков стал называться «камератой» (от слова «камера» — комната, салон). Членов камераты объединяла не только любовь к искусству,— все они разделяли передовые идеи эпохи Возрождения (см. т. 8 ДЭ, ст. «Люди и идеи Возрождения»). Высшим художественным идеалом они признавали античное искусство и поставили своей целью возродить прекрасный, но забытый жанр — древнегреческую трагедию, в которой сливались бы поэзия, музыка, театральное действие. Но скоро стало ясно, что возник новый, небывалый вид спектакля, где актеры не декламировали стихи, а распевали их под аккомпанемент инструментального ансамбля. Это и были первые оперы — «Дафн а» и «Эвридика», обе на сюжеты древнегреческих мифов. Первая опера до нас не дошла, а вторая, поставленная в 1600 г., сохранилась. Она, конечно, еще очень далека от того, что мы сейчас привыкли называть оперой. (Впрочем, флорентийцы свои произведения именовали не операми, а «драмами на музыке».) И все же многое в этой «старейшине» всех опер уже предвещает будущие замечательные завоевания нового жанра. Речитатив — «полуговор-полупение», как говорили флорентийцы, гибко и выразительно передавал содержание драмы. Хор и небольшой оркестр хорошо дополняли и украшали звучание. Вскоре в Мантуе и Риме, Венеции и Неаполе композиторы стали сочинять «драмы на музыке» в соответствии со вкусами и обычаями каждого города. В Риме, например, оперы часто рассказывали о жизни святых. Спектакли во Флоренции, Мантуе. Риме были доступны только узкому кругу аристократов и придворных. А Венеция — город нарождающейся буржуазии, торговцев и ремесленников — создала особый театр — платный, куда мог прийти каждый, у кого есть деньги. И спектакли в этом театре были особенно яркими, увлекательными, жизнерадостными. В Венеции (а ранее в Мантуе) творил первый великий оперный композитор Италии Клаудио Монтеверди (1567—1643). Его оперы («Орфей», «Ариадна», «Возвращение Одиссея» и др.) — настоящие музыкальные трагедии. Музыка Монтеверди правдиво и глубоко выражает душевные переживания героев — тоску, восторг, гнев, скорбь. Для этого композитор использовал очень смелые и новые для его времени средства — певучие мелодии, выразительные речитативы, в которых словно слышались интонации человеческой речи, взволнованные возгласы, жалобные стоны. Оркестр Монтеверди ярко раскрывает содержание драмы: рисует обстановку действия (например, мрачное царство ада, куда попадает Орфей) и выражает чувства героев. Монтеверди — первый классик итальянской оперы; недаром многие композиторы более поздней поры учились на его творениях. Почти сто лет отделяют от Монтеверди другого крупнейшего композитора Италии, автора около 115 опер, Алессандро Скарлатти (1660— 1725). Его талант пышно расцвел в Неаполе, который принял от Венеции эстафету национальной оперы. В творчестве неаполитанских композиторов, и особенно Скарлатти, установился жанр оперного спектакля, получивший название опера-сериа, т. е. серьезная опера. Сюжеты опер-сериа, историко-легендарные или мифологические, обычно брались из жизни древних героев, полководцев и даже античных богов. Опера-сериа сыграла большую роль в истории итальянского искусства: в ней сложились определенные типы арий, речитативов, оркестровых вступлений, которые стали классическими. Главная художественная ценность опер Скарлатти — прекрасный, певучий мелодизм. Чисто итальянские, напоенные глубоким чувством, изящные и пластичные мелодии его льются широкой волной; истоки их кроются в неаполитанской народной песне. Эти мелодии давали возможность развернуться в полную силу и прозвучать во всей красоте замечательным голосам итальянских певцов. Именно в недрах оперы-сериа сложился знаменитый итальянский стиль вокального исполнения — бельканто (см. ст. «Музыка Италии»). После Скарлатти опера-сериа стала постепенно клониться к упадку. Но уже возникла и набирала силы тоже зародившаяся в Неаполе ее «младшая сестра» опера-буффа— комическая. Она своих героев находила в повседневной жизни: среди цирюльников, слуг, монахов и т. д. Зрителям все более по душе приходились задорные, веселые оперы-буффа, с их острым и занимательным действием, живыми дуэтами и другими ансамблями, сочными, правдивыми характеристиками персонажей. В музыке опер-буффа то и дело слышались мелодии и ритмы народных песенок и танцев. Это было действительно демократическое искусство, которое противостояло аристократической опере-сериа. Лучшие оперы-буффа в XVIII в. создали Д. Б. Перголези («Служанка-госпожа», 1733), Д. Чимароза («Тайный брак», 1792). Традиции итальянских опер проявились в искусстве других стран. Так, в жанре опер сериа и буффа пробовали свои силы Глюк, Гендель, Моцарт. «Золотым веком» итальянской оперы стал XIX век, когда она обрела великую силу, оказавшись тесно связанной с судьбами движения Рисорджименто, т. е. национально-освободительной борьбой. «Бедной порабощенной Италии запрещается говорить, она может лишь музыкой поведать чувства своего сердца»,— писал Гейне. В театрах на представлениях опер Россини, Беллини и молодого Верди то и дело вспыхивали патриотические демонстрации. Оперы-сериа Джоаккино Россини, и особенно «Танкред» и «Вильгельм Телль», рисуют народно-патриотические и героические картины (см. ст. «Джоаккино Россини»). Но и комедийные оперы Россини, и среди них блестящий «Севильский цирюльник», служили идеям Рисорджименто. Ведь в них воспевались простые люди из народа, смелые, находчивые, жизнерадостные, такие, как Фигаро или Изабелла («Итальянка в Алжире»). Лучшие оперы достойного сына этой великой эпохи Винченцо Беллини (1801 —1835) — «Норма» (1831), «Пуритане» (1835), где народно-хоровые сцены близки по звучанию революционным песням. Другая сторона дарования Беллини — проникновенная лирика, глубокая и чистая. Самое прекрасное и волнующее в музыке Беллини — вокальные мелодии. Певучие и пылкие, гибкие и пластичные, они всегда насыщены искренним чувством и неотразимо влекут к себе сердца. Оперы Беллини шли с огромным успехом на всех европейских сценах, его музыкой восхищались Гёте, Шопен, Глинка, Чайковский, Шевченко. Многочисленные оперы Гаэтано Доницетти (1797 —1848) сопровождала по всему свету шумная слава. Доницетти властно захватывал и покорял публику красивым, доступным слуху виртуозным мелодизмом, острым увлекательным сюжетом, эффектной театральностью. Его блестящие оперы-буффа («Любовный напиток», 1832, «Дон Паскуале», 1843), с живыми, ярко обрисованными комедийными характерами, полные сверкающего остроумия и неиссякаемой любви к жизни, словно освежили этот стареющий жанр. В операх-мелодрамах Доницетти («Лючия ди Ламмермур», 1835, «Линда из Шамуни», 1842) показаны острые жизненные конфликты. Многие оперы композитора (всего он написал около 70) ставятся в театрах и сейчас. И все же, при всем мастерстве и таланте Доницетти, его оперы уступают по глубине и содержательности созданиям Россини и Беллини. Свой могучий гений композитор Джузеппе Верди посвятил великой идее — он отстаивал свободу, клеймил тиранию и страстно защищал угнетенных. Современники улавливали в его ранних операх непосредственный отклик на революционные события 40-х годов. Полные мужества и силы, энергичные мелодии Верди распевали повсюду подобно народным песням (см. ст. «Джузеппе Верди»). За полвека, которые протекли между первыми и последними операми Верди — вершинами его творчества и всей итальянской музыкальной драмы («Дон Карлос», «Аида» и «Отелло»), в музыкальном театре происходили сложные процессы. Появлялось много недолговечных опер, где не было ни больших идей, ни яркой музыки. Остались жить на сцене лишь «Мефистофель» (1868) талантливого композитора и поэта А. Бойто и «Джоконда» (1876) А. Понкьелли. И все же к концу века назревал новый подъем итальянской музыкальной драмы. В 1890 г. в конкурсе на лучшую одноактную оперу победителем оказался молодой композитор Пьетро Масканьи (1863—1945). Успех его «Сельской чести» (1890) далеко не случаен. Масканьи вывел на сцену простых крестьян, а обыденные, но острые конфликты его опер были близки и понятны каждому слушателю. Прежде такие герои встречались только в комических операх, в серьезных же один Верди осмеливался показывать низы общества. За это и доставалось ему от критиков! Но теперь, в 90-е годы, публика хотела видеть на сцене правду, то, что окружало ее в жизни. Такое направление уже развилось в итальянской литературе и получило название веризм (от слова vero — правдивый). «Сельская честь» — первая веристская опера. Другие оперы Масканьи, однако, слабее его «первенца». Еще два года спустя, в 1892 г., была поставлена новая веристская опера — «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (1858—1919), завоевавшая огромную популярность во всем мире. В ней показаны эпизоды из жизни бродячих артистов. В этом произведении ярко выразились все характерные особенности музыкального веризма: напряженность драматических конфликтов, подчеркнуто эмоциональные мелодии вокальных партий, лирический пафос. Такие отрывки из «Паяцев», как «Пролог» или ариозо Канио, всегда вызывают горячий отклик слушателей. Веристы не поднялись до таких высот оперного реализма, как великий Верди. В их операх более узкая тематика, более мелкие конфликты и характеры героев, музыка подчас чувствительная. В XIX в. высокого расцвета достигло искусство итальянских вокалистов. Мастера бельканто покоряли необычайной красотой тембра, силой звучания голоса, виртуозным блеском исполнения (см. ст. «Музыка Италии»). На рубеже XIX и XX вв. в афишах итальянских театров появилось имя композитора Джакомо Пуччини, которое обрело вскоре мировую известность (см. ст. «Джакомо Пуччини»). Герои его опер тоже простые люди — бедные художники, бродячие комедианты, белошвейки. Мелодии Пуччини — горячие, полные эмоционального подъема, как и у других веристов. Но оперы этого замечательного композитора — «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан»—богаче по образам, мыслям, гораздо тоньше по мастерству. Пуччини недаром называют продолжателем искусства Верди. В XX в. в Италии появляются новые оперы, хотя реже, чем в прежние времена. Их авторы — известные композиторы Ф. Малипьеро, О. Респиги, Л. Даллапиккола. Продолжает развиваться опера в стране, которая была колыбелью этого прекрасного искусства. |
ПОИСК
Block title
|