. Из истории итальянской оперы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Из истории итальянской оперы

Из истории итальянской оперы

Монтеверди, Алессандро Скарлатти, Россини, Беллини, Доницетти, Вер­ди, Масканьи, Леонкавалло, Пуччини

В прославленной Флоренции, давшей миру Данте,   Микеланджело   и  Донателло,   в   самом конце XVI в. родилась и пошла странствовать по свету новая форма музыкально-театрального искусства — опера (см. ст. «Оперный театр»).

Начиналось все так. В домах просвещенных и богатых флорентийцев часто собирались певцы и музыканты, философы и поэты. Читали стихи и пьесы, музицировали, беседовали и спорили об искусстве. Один из кружков стал называться «камератой» (от слова «камера» — комната, са­лон). Членов камераты объединяла не только любовь к искусству,— все они разделяли пе­редовые идеи эпохи Возрождения (см. т. 8 ДЭ, ст. «Люди и идеи Возрождения»). Выс­шим художественным идеалом они признавали античное искусство и поставили своей целью возродить прекрасный, но забытый жанр — древнегреческую трагедию, в которой слива­лись бы поэзия, музыка, театральное действие. Но скоро стало ясно, что возник новый, небы­валый вид спектакля, где актеры не деклами­ровали стихи, а распевали их под аккомпане­мент инструментального ансамбля. Это и были первые оперы — «Дафн а» и «Эвридика», обе на сюжеты древнегреческих мифов.

Первая опера до нас не дошла, а вторая, поставленная в 1600 г., сохранилась. Она, ко­нечно, еще очень далека от того, что мы сейчас привыкли называть оперой. (Впрочем, флорен­тийцы свои произведения именовали не опера­ми, а «драмами на музыке».) И все же многое в этой «старейшине» всех опер уже предвещает будущие замечательные завоевания нового жан­ра. Речитатив — «полуговор-полупение», как говорили флорентийцы, гибко и вырази­тельно передавал содержание драмы. Хор и не­большой оркестр хорошо дополняли и укра­шали звучание.

Вскоре в Мантуе и Риме, Венеции и Неаполе композиторы стали сочинять «драмы на музыке» в соответствии со вкусами и обычаями каждого города. В Риме, например, оперы часто расска­зывали о жизни святых. Спектакли во Флорен­ции, Мантуе. Риме были доступны только узко­му кругу аристократов и придворных. А Вене­ция — город нарождающейся буржуазии, тор­говцев и ремесленников — создала особый театр — платный, куда мог прийти каждый, у ко­го есть деньги. И спектакли в этом театре были особенно яркими, увлекательными, жизнера­достными.

В Венеции (а ранее в Мантуе) творил первый великий оперный композитор Италии Клаудио Монтеверди (1567—1643). Его оперы («Орфей», «Ариадна», «Возвращение Одиссея» и др.) — настоящие музыкальные трагедии. Музыка Монтеверди правдиво и глу­боко выражает душевные переживания геро­ев — тоску, восторг, гнев, скорбь. Для этого композитор использовал очень смелые и новые для его времени средства — певучие мелодии, выразительные речитативы, в которых словно слышались интонации человеческой речи, взвол­нованные возгласы, жалобные стоны. Оркестр Монтеверди ярко раскрывает содержание дра­мы: рисует обстановку действия (например, мрач­ное царство ада, куда попадает Орфей) и выра­жает чувства героев. Монтеверди — первый классик итальянской оперы; недаром многие композиторы более поздней поры учились на его творениях.

Почти сто лет отделяют от Монтеверди дру­гого крупнейшего композитора Италии, автора около 115 опер, Алессандро Скарлатти (1660— 1725). Его талант пышно расцвел в Неаполе, который принял от Венеции эстафету нацио­нальной оперы.

В творчестве неаполитанских композиторов, и особенно Скарлатти, установился жанр опер­ного спектакля, получивший название опера-сериа, т. е. серьезная опера. Сюжеты опер-сериа, историко-легендарные или мифоло­гические, обычно брались из жизни древних героев, полководцев и даже античных богов. Опера-сериа сыграла большую роль в истории итальянского искусства: в ней сложились определенные типы арий, речитативов, оркестровых вступлений, которые стали классическими.

Главная художественная ценность опер Скарлатти — прекрасный, певучий мелодизм. Чисто итальянские, напоенные глубоким чувством, изящные и пластичные мелодии его льются ши­рокой волной; истоки их кроются в неаполитан­ской народной песне. Эти мелодии давали воз­можность развернуться в полную силу и про­звучать во всей красоте замечательным голосам итальянских певцов. Именно в недрах оперы-сериа сложился знаменитый итальянский стиль вокального исполнения — бельканто (см. ст. «Му­зыка Италии»).

После Скарлатти опера-сериа стала посте­пенно клониться к упадку. Но уже возникла и набирала силы тоже зародившаяся в Неаполе ее «младшая сестра» опера-буффа— комическая. Она своих героев находила в повсе­дневной жизни: среди цирюльников, слуг, мона­хов и т. д.

Зрителям все более по душе приходились задорные, веселые оперы-буффа, с их острым и занимательным действием, живыми дуэтами и другими ансамблями, сочными, правдивыми характеристиками персонажей. В музыке опер-буффа то и дело слышались мелодии и ритмы народных песенок и танцев. Это было действи­тельно демократическое искусство, которое про­тивостояло аристократической опере-сериа. Лучшие оперы-буффа в XVIII в. создали Д. Б. Перголези («Служанка-госпожа», 1733), Д. Чимароза («Тайный брак», 1792).

Традиции итальянских опер проявились в искусстве других стран. Так, в жанре опер сериа и буффа пробовали свои силы Глюк, Гендель, Моцарт. «Золотым веком» итальян­ской оперы стал XIX век, ког­да она обрела великую силу, оказавшись тесно связанной с судьбами движения Рисорджименто, т. е. национально-осво­бодительной борьбой. «Бедной порабощенной Италии запре­щается говорить, она может лишь музыкой поведать чувства своего сердца»,— писал Гейне. В театрах на представлениях опер Россини, Беллини и моло­дого Верди то и дело вспыхи­вали патриотические демонстрации. Оперы-сериа Джоаккино Россини, и особен­но «Танкред» и «Вильгельм Телль», рисуют народно-патриотические и героические картины (см. ст. «Джоаккино Россини»). Но и комедийные оперы Россини, и среди них бле­стящий «Севильский цирюльник», служили идеям Рисорджименто. Ведь в них воспевались простые люди из народа, смелые, находчивые, жизнерадостные, такие, как Фигаро или Иза­белла («Итальянка в Алжире»).

Лучшие оперы достойного сына этой вели­кой эпохи Винченцо Беллини (1801 —1835) — «Норма» (1831), «Пуритане» (1835), где народно-хоровые сцены близки по звучанию революционным песням. Другая сторона даро­вания Беллини — проникновенная лирика, глу­бокая и чистая. Самое прекрасное и волную­щее в музыке Беллини — вокальные мелодии. Певучие и пылкие, гибкие и пластичные, они всегда насыщены искренним чувством и неотра­зимо влекут к себе сердца. Оперы Беллини шли с огромным успехом на всех европейских сце­нах, его музыкой восхищались Гёте, Шопен, Глинка, Чайковский, Шевченко.

Многочисленные оперы Гаэтано Доницетти (1797 —1848) сопровождала по всему свету шум­ная слава. Доницетти властно захватывал и покорял публику красивым, доступным слуху виртуозным мелодизмом, острым увлекательным сюжетом, эффектной театральностью. Его блес­тящие оперы-буффа («Любовный напиток», 1832, «Дон Паскуале», 1843), с живыми, ярко обрисованными комедийными характерами, полные сверкающего остроумия и неиссякаемой любви к жизни, словно осве­жили этот стареющий жанр. В операх-мелодра­мах Доницетти («Лючия ди Ламмермур», 1835, «Линда из Шамуни», 1842) показаны острые жизненные конфликты. Многие оперы композитора (всего он написал около 70) ставятся в театрах и сейчас. И все же, при всем мастерстве и таланте Доницетти, его оперы уступают по глубине и содержательности созданиям Россини и Беллини.

Свой могучий гений композитор Джузеппе Верди посвятил великой идее — он отстаивал свободу, клеймил тиранию и страстно защищал угнетенных. Современники улавливали в его ранних операх непосредственный отклик на революционные события 40-х годов. Полные мужества и силы, энергичные мелодии Верди распевали повсюду подобно народным песням (см. ст. «Джузеппе Верди»).

За полвека, которые протекли между пер­выми и последними операми Верди — вершинами его творчества и всей итальянской музы­кальной драмы («Дон Карлос», «Аида» и «Отелло»), в музыкальном театре проис­ходили сложные процессы. Появлялось много недолговечных опер, где не было ни больших идей, ни яркой музыки. Остались жить на сцене лишь «Мефистофель» (1868) талантливого композитора и поэта А. Бойто и «Джоконда» (1876) А. Понкьелли.

И все же к концу века назревал новый подъем итальянской музыкальной драмы. В 1890 г. в конкурсе на лучшую одноактную оперу побе­дителем оказался молодой композитор Пьетро Масканьи (1863—1945). Успех его «Сель­ской чести» (1890) далеко не случаен. Масканьи вывел на сцену простых крестьян, а обы­денные, но острые конфликты его опер были близки и понятны каждому слушателю. Прежде такие герои встречались только в комических операх, в серьезных же один Верди осмеливал­ся показывать низы общества. За это и доста­валось ему от критиков! Но теперь, в 90-е годы, публика хотела видеть на сцене правду, то, что окружало ее в жизни. Такое направление уже развилось в итальянской литературе и получи­ло название веризм (от слова vero — прав­дивый). «Сельская честь» — первая веристская опера. Другие оперы Масканьи, однако, слабее его «первенца».

Еще два года спустя, в 1892 г., была постав­лена новая веристская опера — «Паяцы» Руджеро Леонкавалло (1858—1919), завоевавшая огромную популярность во всем мире. В ней показаны эпизоды из жизни бродячих артистов. В этом произведении ярко выразились все ха­рактерные особенности музыкального веризма: напряженность драматических конфликтов, подчеркнуто эмоциональные мелодии вокаль­ных партий, лирический пафос. Такие отрывки из «Паяцев», как «Пролог» или ариозо Канио, всегда вызывают горячий отклик слушателей.

Веристы не поднялись до таких высот опер­ного реализма, как великий Верди. В их опе­рах более узкая тематика, более мелкие кон­фликты и характеры героев, музыка подчас чувствительная.

В XIX в. высокого расцвета достигло искусство итальянских вокалистов. Мастера бельканто покоряли необычайной красотой тембра, силой звучания голоса, виртуозным блеском исполнения (см. ст. «Музыка Италии»).

На рубеже XIX и XX вв. в афишах италь­янских театров появилось имя композитора Джакомо Пуччини, которое обрело вскоре миро­вую известность (см. ст. «Джакомо Пуччини»).

Герои его опер тоже простые люди — бедные художники, бродячие комедианты, белошвейки. Мелодии Пуччини — горячие, полные эмоцио­нального подъема, как и у других веристов. Но оперы этого замечательного композитора — «Богема», «Тоска», «Чио-Чио-сан»—богаче по образам, мыслям, гораздо тонь­ше по мастерству. Пуччини недаром называют продолжателем искусства Верди.

В XX в. в Италии появляются новые оперы, хотя реже, чем в прежние времена. Их ав­торы — известные композиторы Ф. Малипьеро, О. Респиги, Л. Даллапиккола. Продолжает развиваться опера в стране, которая была колы­белью этого прекрасного искусства.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ