. Музыка Италии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Музыка Италии

Музыка Италии

Италия издавна славится своей музыкальной культурой. Любовь к музыке и природную спо­собность к пению итальянцы унаследовали от своих предков — древних римлян. Еще во времена средневековья красочные народные напевы успешно соперничали здесь с суровыми хоралами католической церкви. Итальянцы по праву гордятся тем, что именно ими введены в жизнь многие музыкальные традиции, став­шие достоянием всего культурного человечества. Тосканский монах Гвидо из Ареццо, живший в XI в. н. э., создал и усовершенствовал совре­менную систему нотного письма. Зна­менитые итальянские мастера Амати, Стради­вари, Гварнери создали лучшие в мире об­разцы скрипок, до сих пор никем не превзой­денные. В итальянских городах эпохи Возрож­дения были открыты первые в мире консер­ватории — высшие учебные заведения, го­товящие композиторов, певцов и инструмента­листов. До сих пор люди во всех странах мира пользуются итальянскими музыкальными тер­минами: понятия соната, оратория, симфония, прелюдия, токката впервые родились в Италии; постоянно упо­требляемые слова пиано (тихо), форте (громко), аллегро (быстро), ларго (про­тяжно), анданте (умеренно) — слова италь­янские, не требующие перевода для жителей Милана, Рима или Венеции...

Итальянцы первые создали в самом начале XVII в. богатейший по своим художественным возможностям новый музыкальный жанр — оперу. С тех пор Италия гордится своей знаме­нитой оперной культурой (см. ст. «Из истории итальянской оперы»).

В XVII—XVIII вв. из среды итальянских музыкантов выдвинулись замечательные скрипачи, органисты, клавесинисты, создавшие классические формы инструментальной музыки (см. ст. «Музыка средневековья и эпохи Воз­рождения. Музыка XVII в.»).

В начале XIX в. в городе Генуе жил вели­чайший скрипач всех времен Никколо Паганини (1782—1840), чью игру считали волшебной чуть ли не дьявольской и чьи сочинения вдох­новляли Листа, Шумана, Брамса и других ком­позиторов-романтиков .

Если вы попадете в Геную, то на одном из домов прочтете слова: «Высокая честь выпала на долю этого скромного жилища: здесь 27 ок­тября 1782 года родился Никколо Паганини, непревзойденный мастер божественного искус­ства звуков. Звуки его искусства живут и се­годня, когда скрипачи играют замечательные сочинения Паганини. Искусство гениального

итальянского скрипача постоянно рождает бури восторгов многочисленных аудиторий. Этот гла­шатай музыкального романтизма потрясает лю­дей огненной страстностью, безудержной фан­тазией, глубиной драматизма, феноменальной виртуозностью».

Наиболее ценный вклад итальянцы внесли в мировое оперное искусство. Они всегда были природными певцами и особенно полюбили ту область музыки, в которой певческому искус­ству, звучанию красивого человеческого голоса принадлежит господствующая роль. История музыки знает десятки и сотни имен превосход­ных итальянских певцов. Недаром итальянская исполнительская школа получила название бельканто — прекрасное пение.

Гордостью нации являются выдающиеся оперные композиторы. В XVIII в. это были Перголези, А. Скарлатти, Чимароза, Паизиелло (некоторые из них, например Паизиелло и Чимароза, одно время жили в России при дворе Екатерины II).

В XIX в. композиторы Россини, Беллини, Доницетти чутко отражали вольнолюбивые на­строения итальянского народа, мужественно бо­ровшегося против ненавистного ига австрий­ской монархии. Величайшим оперным компо­зитором был Джузеппе Верди.

В XX в. господство буржуазии, многие годы черного фашистского режима надолго задержа­ли развитие национальной музыки. На смену пленительным мелодиям итальянской оперы при­шло нарочитое уродство «авангардистской» аб­страктной музыки (см. ст. «Европейская музы­ка XX в.»). И все-таки великие традиции италь­янской музыки продолжают жить. Они живут в песнях партизан-антифашистов, в рабочей самодеятельности коммунистических кварта­лов Турина и Неаполя, в великолепном искус­стве миланского театра «Ла Скала» (гастроли­ровавшего у нас в 1964 г.), в лучших творениях прогрессивных композиторов, в непревзойденном пении сегодняшних корифеев итальянской опе­ры, чьи голоса и ныне доставляют людям ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ