. Рихард Вагнер
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер

(1813—1883)

Одна из опер Вагнера написана на сюжет народного сказания о моряке-страннике, осуж­денном на вечное скитание по морям без отдыха и срока. Этот далекий образ старинных преда­ний оказался близок композитору, который был известен своим современникам как человек с бес­покойной судьбой и еще более беспокойным сердцем, вдохновенный художник и неутомимый скиталец, сменивший на своем веку множество пристанищ. Казалось, чья-то злая воля гнала его из Лейпцига, где он родился, в Ригу, из Риги — в Париж, из Парижа — вновь в Гер­манию, а оттуда — опять в длительное стран­ствие от столицы к столице, от берега к берегу, по дорогам и морям. Однажды, пересекая бур­ное Северное море, он вспомнил старинную легенду о скитальце-моряке и увидел в ней от­ражение своих страданий. «Во время ужасного морского путешествия,— вспоминал он,— пе­редо мной всплыл образ «Летучего голландца». Мои страдания вдохнули в него душу. Разыграв­шаяся буря, клокотание волн, скалистые фиор­ды севера и суета на корабле дали ему опреде­ленные очертания, ясные краски». Так родился замысел оперы «Летучий голландец», где композитор излил свою тоску по красоте и поэзии жизни и вместе с тем по свободе, спокойствию и ясности духа — все то, что сам он определил как «жажду чего-то нового, неведо­мого, не видимого глазом, но предчувствуемого сердцем».

Детство Вагнера прошло в Лейпциге — го­роде старинных музыкальных традиций, где жил некогда Бах, где творили Шуман и Мен­дельсон. Маленький Рихард увлекался лите­ратурой, сочинял стихи и даже написал траге­дию, все действующие лица которой погибали задолго до наступления последнего акта. В этих детских увлечениях пробуждалось большое поэтическое дарование. Впоследствии Вагнер сам писал либретто для всех своих опер, напи­сал много интересных книг и статей о музыке.

Пролетели спокойные детство и юность в Лейпциге. Вскоре Рихард покинул родной го­род, чтобы начать жизнь, полную беспрестанных творческих исканий. Пускаясь в длительные странствия, он неизменно оставался в мире му­зыкальных замыслов, со своими героями, в каждого из которых вдохнул частичку собствен­ных надежд и мыслей.

«Летучий голландец» (1841) — зрелое про­изведение Вагнера. Оперы, написанные ранее, отражают творческие искания молодого компо­зитора. Самая интересная из них — «Риенци» (1840), посвященная любимому народному герою Рима. В образ Кола ди Риенци Вагнер вложил тогда свои революционные чаяния и мечты.

Вагнер написал 13 опер (кроме того, симфо­ническую увертюру «Фауст» и ряд вокальных сочинений). В них он выступил как компози­тор, поэт и драматург. Вагнер был убежден, что в опере литературный текст (либретто) и музыка, подчиненные драматургическому за­мыслу, должны составлять неразрывное худо­жественное целое. Такой музыкальный спек­такль Вагнер назвал музыкальной драмой. В музыкальных драмах Вагнера через всю партитуру симфонического оркестра проходят повторяющиеся короткие мелодии — лейтмотивы, которые служат характе­ристикой героя, его мыслей, явлений природы, например лейтмотивы любви, смерти, бури и др. Эти мелодии появляются вместе с героями, связываются с развитием действия. Лейтмотивы становятся основой симфонических картин, вступлений и музыкальных антрактов.

Все  это — и система лейтмотивов,  и слия­ние всех номеров оперы в едином потоке музы­кально-драматического   действия,    и   ведущая роль симфонического оркестра, и новые герои — на много лет вперед определило пути развития музыкального театра. Правда, далеко не все композиторы обращались к художественным завоеваниям Вагнера — для многих его твор­ческие принципы были неприемлемы.

Содержание для своих опер Вагнер находил: в старинных немецких народных преданиях. Но в образы и события минувшего он всегда привносил дух современности. Одиночество ры­царя Тангейзера (опера «Тангейзер», 1845), гонимого и непонятого, его бунтарство и свободолюбие — все это было знакомо Ваг­неру, жестоко страдавшему от бессердечия бур­жуазного мира. В прекрасной, вдохновенной музыке он передал мысли и надежды лучших людей своего времени, своего поколения.

Такие же глубокие, сокровенные мысли о жизни, искусстве вложил композитор в оперу «Лоэнгрин» (1848). И здесь на подмостки сцены являются герои старинных преданий: рыцарь Лоэнгрин — посланец таинственной страны Грааль, невинно оклеветанная молодая девушка Эльза, злая волшебница Ортруда. Вагнер стремился показать, что зло всегда от­ступает перед великими чувствами людей: чело­вечностью, чистотой, справедливостью, стрем­лением к правде. Этим чувствам он воздвиг па­мятник своей музыкой. Лоэнгрину Вагнер сооб­щил свою жажду человеческой любви и обыкно­венного, земного счастья, свое горячее сочув­ствие к судьбе страдающих и угнетенных.

Именно эти чувства привели композитора в мае 1849 г. на баррикады, когда Дрезден, как и другие города Германии, был охвачен рево­люционным восстанием. Композитор всей ду­шой приветствовал революцию. «Я мог стоять на стороне только страдающих,— писал он впо­следствии,— я сочувствовал им с тем большей горячностью, чем больше они оборонялись от всякого гнета... я дошел до признания необхо­димости надвигавшейся революции».

После подавления революции Вагнер долго жил в изгнании. В эти годы был задуман и на­чат самый значительный труд его жизни — тет­ралогия «Кольцо нибелунга» (четыре большие музыкальные драмы, объединенные од­ним сюжетом древнегерманского эпоса).

Карлики-нибелунги выковали из золота вол­шебное кольцо, которое приносит его облада­телю власть над миром. Но обладатель кольца должен отказаться от лучших человеческих чувств — любви, преданности, верности, чело­вечности, ожесточив навсегда свое сердце. Меж­ду нибелунгами, богами и людьми завязывается борьба за золото, за власть над миром. Вместе с героями и богами погибает юный Зигфрид, призванный освободить мир от проклятия — кольца нибелунгов.

Так велико чудо искусства Вагнера, что мы узнаем в сказочных образах черты современных ему людей. Пересказав по-своему старинные предания, композитор развернул огромную картину жизни своего времени, запечатлел ду­ховное содержание своей эпохи в прекрасной, вдохновенной музыке.

В 1861 г. Вагнер получил разрешение вер­нуться на родину. Но это был уже не прежний пылкий романтический бунтарь. В годы скита­ний он утратил многие из своих лучших поры­вов и надежд. Его дух бойца был надломлен.

В маленьком баварском городке Байрейте композитору удалось выстроить театр, где и была поставлена тетралогия «Кольцо нибелунга», обогатившая мировую культуру страница­ми вдохновенной музыки. Широко известны такие сцены и эпизоды из этого творения, как «Полет валькирий», «Шелест леса», торже­ственный траурный марш на смерть Зигфрида и другие.

Незадолго до окончания тетралогии была написана музыкальная драма «Тристан и Изольда» (1859). Эта «древняя любовная песнь», как ее назвал автор, повествует о люб­ви и гибели юных влюбленных.

Самое светлое сочинение Вагнера — его опе­ра «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867) — о немецких народных певцах: о старом Гансе Саксе, хорошем башмачнике и искусном поэте; о юном рыцаре Вальтере,

которому вдохновение и любовь помогли сло­жить самую лучшую песню на состязании мей­стерзингеров, о его чистой и поэтической любви к молодой горожанке Еве.

Эта опера Вагнера — настоящий гимн во сла­ву свободного искусства. Она, как и вся музы­ка Вагнера, озарена тем светом сильной мысли, той жизненной красотой, которые делают бессмертными создания замечательных ху­дожников.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ