. Роберт Шуман
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Роберт Шуман

Роберт Шуман

(1810—1856)

«Освещать глубину человеческого сердца — вот назначение художника»,— писал  компози­тор Роберт Шуман, и в этих словах выражено главное   содержание   его   творчества.

Родина Шумана — немецкий город Цвиккау. Здесь прошло его детство, заполненное разнообразными музыкальными увлечениями: сочинением пьес, импровизациями и игрой на фортепиано. Родители настаивали на том, чтобы юноша стал юристом. Несколько лет он вел упорную борьбу за право следовать своему при­званию.

И вот молодой Шуман уже выступает со своими яркими, вдохновенными, необычными сочинениями. В них звучит живой и смелый голос художника, не желающего мириться с то-

мительной повседневной скукой и духовным убо­жеством, с той жизнью, которую предлагала ему Германия середины прошлого века. Это от ее тупых обывателей бежал он в страну чудес­ных вымыслов и фантазии; это против ее укла­да и законов, сковывающих мысль и чувство, подавляющих свободу духа, протестовал он своей музыкой.

Любимым инструментом Шумана было фор­тепиано — для него написал композитор самые лучшие свои сочинения. Обычно это музыкаль­ные повествования о каких-то событиях, о лю­дях, близких композитору, о литературных героях, полюбившихся ему, о его поэтических грезах и фантастических видениях.

В «Бабочках» (1831) — одном из пер­вых изданных произведений Шумана — перед нами возникает картина костюмированного ба­ла, где, по замыслу композитора, встречаются герои книги И. П. Рихтера «Годы юности». Это два брата (один — мечтательный и задумчи­вый, другой — порывистый и горячий) и мо­лоденькая девушка, в которую оба влюблены. Композитор красочно повествует в звуках о мо­лодости и поэзии, о красоте искусства и жизни, выразительными мелодиями лепит запоминаю­щиеся образы.

В эпизодах «Бабочек» оживают и другие персонажи костюмированного бала. Коротень­кие пьески рисуют то грустные, то мечтатель­ные, а иногда очень забавные сценки. Последняя картина — разъезд гостей. Маски постепенно расходятся, на опустевших ночных улицах за­мирают звуки народного немецкого танца, ко­торый в старину исполнялся на всех веселых праздниках; бьют башенные часы...

Однако литературные образы, тончайшие переживания, романтические грезы вовсе не заслоняют от Шумана современной ему действи­тельности. «Как меня волнует все, что происхо­дит на свете,— пишет он,— политика, литера­тура, люди... Меня захватывает все современное, выдающееся, и все это я стремлюсь выразить в музыке». Романтик Шуман всем своим твор­чеством яростно борется с мещанством и пош­лостью в жизни и искусстве, страстно зовет к служению передовым идеалам. Эти убежде­ния он отстаивает и в основанном им «Новом музыкальном журнале».

Одно из самых интересных сочинений Шу­мана — фортепианный цикл «Карнавал» (1835). В этих пестрых фантастических картинах воплотилось многое из жизни, увлечений и по­мыслов молодого Шумана в лучшую пору его жизни. Вот мелькают обычные карнавальные

маски — Арлекин с Коломбиной, Пьеро, тан­цующие буквы; рядом с ними в музыкальных зарисовках появляются образы людей, дорогих Шуману: молодой Фридерик Шопен, музыкой которого Шуман горячо восхищался; Никколо Паганини, итальянский скрипач, увлекавший всех своей гениальной игрой; юная пианистка Кьярина (это юная Клара Вик, которая через несколько лет стала женой Шумана). Здесь же и вымышленные герои: пылкий, стремительный Флорестан и мечтательно настроенный Эвсебий — представители придуманного Шуманом содружества истинных художников «Давидово братство», которое борется за новое, прекрас­ное, возвышенное искусство. Шуман прослав­ляет торжество жизни и искусства в «Марше Давидова братства», завершающем «Карнавал». Это самые светлые и радостные страницы его творчества.

Фортепианный цикл Шумана «Крейслериана» (1838) навеян новеллами писателя Гофмана (см. т. 11 ДЭ, ст. «Эрнст Теодор Ама­дей Гофман»). Здесь оживает облик вдохновен­ного музыканта Иоганна Крейслера, его грезы, мечты и видения. Крейслер, глубоко страдаю­щий от обывательщины в жизни и искусстве, ведет с ней мужественный поединок. Этот бо­рец-одиночка сродни самому Шуману.

Многие сочинения Шумана написаны для детей и о детях («Детский альбом», или «Альбом для юношества», «12 пьес для маленьких и боль­ших детей», «Детский бал»). Это небольшие яр­кие пьесы-зарисовки, объединенные в циклы. «Детские сцены» — цикл поэтичных картинок из жизни детей, как бы подсмотренной взрослыми. Среди симфонических сочинений Шумана — семь увертюр, инструментальные концерты для фортепиано, для виолончели с оркестром. Его четыре симфонии — это поэмы о родной земле, о человеческих стремлениях. Кроме того, ком­позитор написал ораторию «Рай и Пери» (1843) на сюжет поэмы английского поэта То­маса Мура «Лалла Рук», оперу «Геновева» (1848) и множество песен для голоса с форте­пиано. Среди значительнейших вокальных сочи­нений Шумана — циклы «Круг песен» и «Любовь поэта» на стихи Гейне, где в поэзии и музыке воспеваются порывы, страда­ния, надежды и радости юности. Его баллады («Два гренадера» на стихи Гейне и др.) проникнуты духом народных немецких песен. В музыке Шумана к трагедиям «Фауст» Гёте и «Манфред» Байрона, в его революционных маршах, хорах и песнях «На смерть героя», «Солдат», «Контрабандист» романтическая взвол­нованность, мечтательность, трепетность соединяются с духом бунтарства, порывом к свободе. Недаром композитор в дни революции 1848 г. записал в своем дневнике: «И так жестоко долж­ны бороться люди за каплю свободы! Наступит ли время, когда все станут равны в своих пра­вах?»

Творческое наследие Шумана включает мно­жество литературных статей, заметок, афориз­мов, где он выразил то же, что запечатлела его музыка: горячую, неугасимую любовь к искус­ству, ненависть ко всему косному, мещанскому. В своих статьях он приветствовал первые твор­ческие шаги Шопена, почувствовав в его ран­них сочинениях замечательное яркое дарование. В одном из своих «жизненных правил для музы­кантов» композитор писал: «Будь скромен! Ты еще не открыл и не придумал ничего такого, что не было известно до тебя. А если и открыл, то рассматривай это как дар свыше, которым ты должен поделиться с другими». Сам Шуман принадлежал к числу художников, открывших своим искусством многое такое, что не было известно до него.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ