.
Меню сайта
|
Роберт ШуманРоберт Шуман(1810—1856) «Освещать глубину человеческого сердца — вот назначение художника»,— писал композитор Роберт Шуман, и в этих словах выражено главное содержание его творчества. Родина Шумана — немецкий город Цвиккау. Здесь прошло его детство, заполненное разнообразными музыкальными увлечениями: сочинением пьес, импровизациями и игрой на фортепиано. Родители настаивали на том, чтобы юноша стал юристом. Несколько лет он вел упорную борьбу за право следовать своему призванию. И вот молодой Шуман уже выступает со своими яркими, вдохновенными, необычными сочинениями. В них звучит живой и смелый голос художника, не желающего мириться с то- мительной повседневной скукой и духовным убожеством, с той жизнью, которую предлагала ему Германия середины прошлого века. Это от ее тупых обывателей бежал он в страну чудесных вымыслов и фантазии; это против ее уклада и законов, сковывающих мысль и чувство, подавляющих свободу духа, протестовал он своей музыкой. Любимым инструментом Шумана было фортепиано — для него написал композитор самые лучшие свои сочинения. Обычно это музыкальные повествования о каких-то событиях, о людях, близких композитору, о литературных героях, полюбившихся ему, о его поэтических грезах и фантастических видениях. В «Бабочках» (1831) — одном из первых изданных произведений Шумана — перед нами возникает картина костюмированного бала, где, по замыслу композитора, встречаются герои книги И. П. Рихтера «Годы юности». Это два брата (один — мечтательный и задумчивый, другой — порывистый и горячий) и молоденькая девушка, в которую оба влюблены. Композитор красочно повествует в звуках о молодости и поэзии, о красоте искусства и жизни, выразительными мелодиями лепит запоминающиеся образы. В эпизодах «Бабочек» оживают и другие персонажи костюмированного бала. Коротенькие пьески рисуют то грустные, то мечтательные, а иногда очень забавные сценки. Последняя картина — разъезд гостей. Маски постепенно расходятся, на опустевших ночных улицах замирают звуки народного немецкого танца, который в старину исполнялся на всех веселых праздниках; бьют башенные часы... Однако литературные образы, тончайшие переживания, романтические грезы вовсе не заслоняют от Шумана современной ему действительности. «Как меня волнует все, что происходит на свете,— пишет он,— политика, литература, люди... Меня захватывает все современное, выдающееся, и все это я стремлюсь выразить в музыке». Романтик Шуман всем своим творчеством яростно борется с мещанством и пошлостью в жизни и искусстве, страстно зовет к служению передовым идеалам. Эти убеждения он отстаивает и в основанном им «Новом музыкальном журнале». Одно из самых интересных сочинений Шумана — фортепианный цикл «Карнавал» (1835). В этих пестрых фантастических картинах воплотилось многое из жизни, увлечений и помыслов молодого Шумана в лучшую пору его жизни. Вот мелькают обычные карнавальные маски — Арлекин с Коломбиной, Пьеро, танцующие буквы; рядом с ними в музыкальных зарисовках появляются образы людей, дорогих Шуману: молодой Фридерик Шопен, музыкой которого Шуман горячо восхищался; Никколо Паганини, итальянский скрипач, увлекавший всех своей гениальной игрой; юная пианистка Кьярина (это юная Клара Вик, которая через несколько лет стала женой Шумана). Здесь же и вымышленные герои: пылкий, стремительный Флорестан и мечтательно настроенный Эвсебий — представители придуманного Шуманом содружества истинных художников «Давидово братство», которое борется за новое, прекрасное, возвышенное искусство. Шуман прославляет торжество жизни и искусства в «Марше Давидова братства», завершающем «Карнавал». Это самые светлые и радостные страницы его творчества. Фортепианный цикл Шумана «Крейслериана» (1838) навеян новеллами писателя Гофмана (см. т. 11 ДЭ, ст. «Эрнст Теодор Амадей Гофман»). Здесь оживает облик вдохновенного музыканта Иоганна Крейслера, его грезы, мечты и видения. Крейслер, глубоко страдающий от обывательщины в жизни и искусстве, ведет с ней мужественный поединок. Этот борец-одиночка сродни самому Шуману. Многие сочинения Шумана написаны для детей и о детях («Детский альбом», или «Альбом для юношества», «12 пьес для маленьких и больших детей», «Детский бал»). Это небольшие яркие пьесы-зарисовки, объединенные в циклы. «Детские сцены» — цикл поэтичных картинок из жизни детей, как бы подсмотренной взрослыми. Среди симфонических сочинений Шумана — семь увертюр, инструментальные концерты для фортепиано, для виолончели с оркестром. Его четыре симфонии — это поэмы о родной земле, о человеческих стремлениях. Кроме того, композитор написал ораторию «Рай и Пери» (1843) на сюжет поэмы английского поэта Томаса Мура «Лалла Рук», оперу «Геновева» (1848) и множество песен для голоса с фортепиано. Среди значительнейших вокальных сочинений Шумана — циклы «Круг песен» и «Любовь поэта» на стихи Гейне, где в поэзии и музыке воспеваются порывы, страдания, надежды и радости юности. Его баллады («Два гренадера» на стихи Гейне и др.) проникнуты духом народных немецких песен. В музыке Шумана к трагедиям «Фауст» Гёте и «Манфред» Байрона, в его революционных маршах, хорах и песнях «На смерть героя», «Солдат», «Контрабандист» романтическая взволнованность, мечтательность, трепетность соединяются с духом бунтарства, порывом к свободе. Недаром композитор в дни революции 1848 г. записал в своем дневнике: «И так жестоко должны бороться люди за каплю свободы! Наступит ли время, когда все станут равны в своих правах?» Творческое наследие Шумана включает множество литературных статей, заметок, афоризмов, где он выразил то же, что запечатлела его музыка: горячую, неугасимую любовь к искусству, ненависть ко всему косному, мещанскому. В своих статьях он приветствовал первые творческие шаги Шопена, почувствовав в его ранних сочинениях замечательное яркое дарование. В одном из своих «жизненных правил для музыкантов» композитор писал: «Будь скромен! Ты еще не открыл и не придумал ничего такого, что не было известно до тебя. А если и открыл, то рассматривай это как дар свыше, которым ты должен поделиться с другими». Сам Шуман принадлежал к числу художников, открывших своим искусством многое такое, что не было известно до него. |
ПОИСК
Block title
|