. Франц Шуберт
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Франц Шуберт

Франц Шуберт

(1797—1828)

Австрийский композитор Франц Шуберт за свою короткую жизнь, полную нужды и лише­ний, успел написать более 1000 музыкальных произведений. Его талант был поистине изуми­телен, мелодический дар неистощим. Чудесная шубертовская музыка завоевала широчайшую известность, когда композитора уже не было на свете.

Франц Шуберт родился в семье школьного учителя, в городке Лихтенталь, предместье Вены. В их доме любили музыку, мальчик всегда участвовал в домашних концертах. Девяти лет его отдали в учебное заведение, готовившее певчих для придворной капеллы. Там Франц приобрел значительные музыкальные познания и впервые начал сочинять сам. Потом, выполняя волю отца, Шуберт поступил на курсы при учи­тельской семинарии и четыре года (1813—1817) обучал детей грамоте. Но его душа была пере­полнена музыкой, творческое вдохновение ни­когда не покидало его. За один только 1815 г. Шуберт сочинил более 140 песен, и среди них известную балладу «Лесной царь» на стихи Гёте (см. т. 11 ДЭ, ст. «Иоганн Вольфганг Гёте»).

Наконец 20-летний юноша, без единого гро­ша в кармане, покинул родной дом и вступил на новый путь, избранный им самим.

Почти все последующие годы Шуберт про­жил в Вене. Несмотря на то что непрерывно появлялись его новые великолепные песни, сона­ты, симфонии, он не смог найти широкого при­знания. Издатели платили гроши. Всего лишь один авторский концерт состоялся при жизни композитора в Вене. Шуберта поддерживало участие преданных друзей, высоко ценивших его замечательные творения. Но друзья не имели возможности избавить композитора от тягот и лишений, подрывавших его здоровье. Шуберт скончался в расцвете творческих сил. Над его могилой на венском кладбище воздвиг­нут памятник с надписью, составленной поэтом Грильпарцером: «Музыка похоронила здесь бо­гатое сокровище, но еще более прекрасные на­дежды».

Творения Шуберта прославили его имя в ис­тории мирового музыкального искусства. Он написал более 600 песен, многочисленные про­изведения для фортепиано (в том числе 22 сона­ты), квартеты и трио, симфонии и увертюры, оперы и зингшпили (комические оперы в народ­ном духе), музыку к драме «Розамунда» (1823) и т. д.

Еще при жизни Шуберта заслуженной сла­вой в кругу друзей пользовались его песни. В этом жанре много сделали Моцарт и Бетховен, чьи песни полны неувядаемой прелести. Но именно Шуберт придал песне новое значение, расширил круг ее образов и настроений, насытил ее поэтическим содержанием, близким каждому слушателю.

Как драматическая повесть звучит баллада «Лесной царь». Задушевной лирикой проник­нуты «Розочка» и «Серенада» («Песнь моя летит с мольбою»).

Шуберт написал замечательный песенный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823), где отдельные песни — это звенья боль­шого лирического повествования. Историю странствий и любви молодого мельника раскры­вают песни цикла «В путь» («В движенье мель­ник жизнь ведет»), «Куда», «Колыбельная ручья» и др.

Песенный цикл «Зимний путь» (1827) принадлежит к последним произведениям Шу­берта, в нем преобладают печальные и мрачные настроения. Заключительная песня «Шарман­щик» написана с необыкновенной простотой и искренностью. Ее грустная мелодия рассказы­вает о горестях бедного и одинокого человека.

Шуберт был одним из создателей жанра лирической фортепианной миниатюры. Его ме­лодичные и жизнерадостные лендлеры — ста­ринные немецкие вальсы — иногда подернуты легкой дымкой лирической грусти. Широко известны фортепианные пьесы — экспром­ты и «музыкальные мгновения» Шуберта.

В фантазии «Скиталец» (для фортепиа­но) вторая часть — это вариация на тему одно­именной песни.

Жизнерадостностью дышит музыка знаме­нитого «Фореллен-квинтета»1, в од­ной из частей которого композитор варьирует мелодию песни «Форель». А скорбная, драмати­чески напряженная мелодия песни «Смерть и девушка» разрабатывается в струнном квартете (ре минор). Замечательны по своему мелоди­ческому богатству два фортепианных трио и соната для фортепиано Шуберта. Везде и всюду в его музыке свободно льется песенная мелодия.

Среди симфоний Шуберта выделяются две — до   мажор   и   си   минор   («Неоконченная»),     найденные    лишь после    смерти композитора  (в  1838 и  1865 гг.).  Они прочно вошли в мировой концертный репертуар.

Симфония до мажор полна величия и силы. Когда слушаешь ее, перед глазами возникают картины борьбы могучих сил, победное шествие народных масс.

Романтически взволнованная музыка «Не­оконченной симфонии» звучит как рассказ о пе­режитом, о разочарованиях и надеждах. В сим­фониях Шуберта богатство содержания соче­тается с простотой и доступностью музыкаль­ных образов.

Шуберт умел говорить в музыке о большом и важном с простотой, искренностью и заду­шевностью. Это сделало его искусство вечно юным, любимым и близким всем людям.

1 Квинтет — музыкальное произведение для 5 инструментов.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ