.
Меню сайта
|
Людвиг Ван БетховенЛюдвиг Ван Бетховен(1770—1827) Детство Бетховена было короче, чем у его сверстников. Не потому только, что житейские заботы рано обременили его. В самом его характере не по годам рано проявилась удивительная задумчивость. Людвиг любил подолгу созерцать природу, молча, не по-детски глубоко. В десять лет он известен в своем родном городе Бонне как искусный органист и клавесинист. Среди любителей музыки славится его поразительный дар импровизации. Наравне со взрослыми музыкантами играет Людвиг на скрипке в боннском придворном оркестре. Он отличается не по возрасту сильной волей, умением ставить перед собой цель и достигать ее. Когда взбалмошный отец запретил ему посещать образовательную школу, Людвиг, обуреваемый жаждой знаний, твердо решил собственным упорным трудом завершить свое образование. Приезд в Бонн в 1781 г. нового придворного органиста, талантливого оперного композитора Готлиба Нефе оказал значительное влияние на творческую жизнь юного Бетховена. Нефе, не ограничиваясь уроками музыкального сочинения, игры на органе, писал о Бетховене статьи, помогал изданию первых сочинений молодого композитора. Но период ученичества довольно скоро сменился почти равноправной дружбой между ними. В необычно быстром развитии ученика сказывалась его гениальность. Вскоре Бетховена не могли уже удовлетворить занятия с Нефе. Не удовлетворяла его теперь и боннская музыкальная жизнь. Людвига влекло в Вену, город великих музыкальных традиций — царство музыки. Именно там хочет он получить разностороннее и систематическое музыкальное образование. В Вене живет Моцарт. Это от него Людвиг унаследовал в музыке драматизм внезапных переходов от скорби к счастливой, безмятежной веселости (см. ст. «Вольфганг Амадей Моцарт»). Музыка Моцарта для него самая близкая. И это чувствуется уже в первых фортепианных сонатах Бетховена; правда, они еще более драматичны, чем моцартовские, более страстны и резки в них контрасты чувств. Желание учиться у Моцарта приводит Бетховена в Вену. В мае 1787 г. Моцарту представили юного боннского музыканта. Слушая импровизации Людвига, Моцарт ощутил в этом гениальном юноше будущее музыки и сказал окружающим: «Обратите на него внимание, он всех заставит о себе заговорить». Несмотря на неустроенность, Людвиг ван Бетховен решает остаться в Вене, но внезапное известие о тяжкой болезни матери заставляет его вернуться в Бонн. В сентябре 1787 г., уже после смерти матери, он пишет другу о том, как о ней тоскует: «Она была для меня такой доброй, милой... моей лучшей подругой...» В доме Бетховенов теперь все изменилось. Отец поселяется отдельно, он совсем опустился из-за болезненного запоя. Теперь семнадцатилетний Людвиг становится главой семьи. На его попечении два младших брата. День поглощают уроки в частных домах, игра на органе в капелле и в соборе, а вечер — служба в театральном оркестре. Музыку он пишет по ночам. С юношеских лет проявляется необыкновенная черта бетховенского характера — самопожертвование. Моральная сила бетховенского характера проявляется и в стремлении к самосовершенствованию. И все же ему свойственны мучительные приступы мрачного настроения. Бетховен знает: если рассказать в музыке о страданиях людей — освобождаешься от угнетенности, снова веришь в будущее и радуешься жизни. Он с равной искренностью передает в музыке эту смену чувств, рождающую подчас неистовые контрасты. В 1789 г. обычный ход боннской жизни нарушает известие о революции во Франции. Бонн взволнован. В университете раздаются вольнолюбивые речи лучших профессоров. Из Франции доходят стихи и песни о свободе. Девятнадцатилетний Людвиг Бетховен — студент философского отделения — вместе с друзьями мечтает о свободе, равенстве и братстве. Он клянется в верности идеям революции. Студенты тайно распевают бетховенскую хоровую песню «Свободный человек». Боннские власти, конечно, не разделяют революционных идей. Студенты наказаны, профессора изгнаны. Бетховен не изменит юношеской клятве. Он выскажет в музыке героические идеи, призывы к борьбе и радость победы. В 1792 г. знаменитый австрийский композитор Йозеф Гайдн проездом останавливается в Бонне (см. ст. «Йозеф Гайдн»). Услышав пламенные импровизации и сочинения молодого боннского музыканта, Гайдн сразу его отметил и позвал в Вену, обещая руководить его занятиями. Друзья устраивают на службу братьев Людвига, не без труда добиваются у боннского курфюрста отпуска для него и ничтожного денежного пенсиона. Бетховен уезжает. В Вене в первые годы Бетховен прослыл выдающимся исполнителем на клавире. Он восхищал слушателей своими импровизациями, в которых буйная игра фантазии, богатство воображения и неисчерпаемая изобретательность подчинялись искусному мастерству. Молодой Бетховен пользуется успехом в салонах самых знатных аристократов столицы. Им восторгаются, однако считают провинциалом с крутым, необузданным нравом. Свободолюбивый Бетховен держится с вельможами независимо и не допускает неуважительного отношения к себе. «ГИГАНТ БЕТХОВЕН... ОТРАЗИЛ В СВОЕЙ МУЗЫКЕ ИМЕННО ИСПОЛИНСКИЕ РИТМЫ НАРОДНЫХ ДВИЖЕНИЙ ВЕЛИКОЙ РЕВОЛЮЦИИ». А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ. «МУЗЫКА ДОЛЖНА ВЫСЕКАТЬ ОГОНЬ ИЗ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА». Л. БЕТХОВЕН В Вене Бетховен всесторонне, жадно занимается своим музыкальным образованием; маэстро Гайдн дает ему уроки музыкального сочинения. Его непомерная жадность к знаниям отпугивает Гайдна. «Словно у вас несколько голов, несколько сердец, несколько душ»,— неодобрительно укоряет он ученика. Не по духу Гайдну в музыке молодого Бетховена резкие переходы от мрака к свету, героика, стремительность, страстность. Они люди разных поколений. Бетховен воспитан идеями французской революции, Гайдну они чужды. Занятия их не ладятся и вскоре — с отъездом Гайдна в Лондон — навсегда прекращаются. Молодой боннский музыкант в течение нескольких лет берет уроки у итальянского оперного композитора Антонио Сальери и, кроме того, изучает теорию разнообразных музыкальных форм. В своем мастерстве он достигает совершенства. Учителя утверждают, что Бетховен сам всему научился. А он намерен еще многому учиться. Вена, кажется, до последнего закоулка пропитана музыкой: театры — придворные и народные, хоровые капеллы в соборах и дворцах, симфонические концерты знаменитых оркестров и домашние — любительские, веселые серенады на улицах города. В 1794 г. Бетховен приглашен на службу к князю Лихновскому как пианист и композитор. Он живет у него во дворце, держится независимо. Величайшему пианисту Людвигу Бетховену ближе всего создание сонат для фортепиано, но с таким же совершенством пишет он для скрипки и инструментальные ансамбли. В его струнных квартетах задушевность изумительных мелодий и чисто бетховенские контрасты, в которых уживаются рядом самая бурная, просто неистовая музыка и спокойное раздумье, страницы лирических откровений, как в стихах у поэтов, а затем остроумные шутливые скерцо и такая веселая музыка финалов! В фортепианных сонатах Бетховена — героический дух, энергия, непрестанное движение, полет мысли — словом, главные черты его зрелого творчества. Музыка передает любовь, величие, восторги и, кажется, всю боль на свете. Бетховенские сонаты называют инструментальными драмами. В последовательном развитии всех частей — цельность драматического замысла. Медленные части сонат почти всегда скорбные, но среди них есть и трогательно-простодушные «песни без слов». В веселых финалах горестные чувства и отчаяние уже позади, разве что изредка мелькнет отголосок былой печали. Первые три фортепианные сонаты Бетховен посвящает Гайдну. Перед гениальностью этого композитора он по-прежнему преклоняется и, несмотря на разность взглядов, многому продолжает у него учиться. В гайдновской манере создает Бетховен финалы и скерцо своих сонат. Заразительный юмор и лукавую улыбку, явно ощутимую в музыке старого маэстро, можно узнать и в сонатах молодого Бетховена, только, пожалуй, Бетховена отличает больший задор и неисчерпаемо смелая изобретательность. В первых, обычно бурных, драматичных, напряженных частях этих сонат и в следующих за ними, медленных, таких скорбных Бетховен, забыв все упреки маэстро, говорит уже своим драматически сильным, страстным языком. И в драматизме больше всего приближается к музыке Моцарта. Свою Восьмую фортепианную сонату Бетховен назвал «Большой патетической» (1799). Это значит — возвышенная, приводящая в волнение. В «Патетической» — острая борьба разнообразных чувств. Медленное вступление: патетически напряженным аккордам отвечают скорбные. В первой части музыка кипит, как гневный поток, и внезапно останавливается, чтобы повторились образы вступления. Вторая часть певучая, это — спокойное раздумье. Финал навевает мысли о природе, веселые мечты, только в конце — отклик былых страданий. Тем, кто понимает и любит музыку Бетховена, кажется, что и они чувствуют то же и все высказанное композитором случилось с ними самими. Бетховен написал 32 фортепианные сонаты. В них можно услышать мелодии, выросшие из народных песен и танцев — не только немецких, но и славянских. Фортепианные сонаты композитора узнаешь и начинаешь любить с самого детства. В них поразительное богатство интонаций — от человеческого голоса до самых разнообразных звучаний, близких разным оркестровым инструментам, например валторне, виолончели, скрипке или флейте, а иногда звучность рояля напоминает мощный орган. 2 апреля 1800 г. в своем первом открытом концерте в Венском театре Людвиг ван Бетховен выступает с Первой симфонией. Истинные музыканты хвалят его за мастерство, новизну и богатство идей. Но музыканты, Враждебные к новшествам, обнаруживают полное непонимание этой удивительно ясной, доступной, простой музыки. Они обвиняют Бетховена в том, что его симфония слишком «ученая», что в ней «ужасное нагромождение сложностей и никакой естественности». Они насмехаются и над тем, что Бетховен в своей симфонии отводит духовым инструментам необычно важную роль в оркестре. На самом же деле главные качества музыки Первой симфонии — простота и стремительность (от душевно-ясной, жизнерадостной первой части и до последней). В менуэте композитор далеко ушел от обычных аристократических изящных, грациозных менуэтов: шумный и дерзкий, он бросает вызов всему старому. Шутливый финал напоминает последние части гайдновских симфоний — их веселые темы и то, как они появляются: сначала нарочито серьезно, а потом стремительно весело. За этой веселостью и здесь чувствуется настоящий, патетический Бетховен. Уже завоевана слава. Бетховену тридцать лет. Его почитают не меньше, чем престарелого Гайдна. Он горд сознанием своей жизненной силы, тем, что достиг поставленной цели. Многие месяцы в году проводит композитор вдали от шумной Вены. Страстный любитель природы, он вносит ее образы и звуки в музыку. Лето 1801 г. Бетховен проводит у друзей в Венгрии. Он покорен Джульеттой Гвиччарди, своей ученицей, и верит в ее любовь. Джульетте посвящает Бетховен сонату-фантазию (1801). Безутешные вздохи — в печальной, очень сдержанной мелодии первой медленной части. Вторая — грациозна, шаловлива. Финал — неукротимое движение музыки, пламенной и мрачной. Сонату-фантазию кто-то из поэтов назвал «Лунной»,— вероятно, ее первая часть вызывает впечатление лунного пейзажа. Счастливое лето! Но чем объяснить внезапные приступы мрачности? Бетховен пишет другу: «Как часто жажду я видеть тебя... твой Бетховен очень несчастлив... мой слух так ослабел... Я давно это чувствовал, но скрывал... День и ночь у меня гудение в ушах... Если бы у меня была другая специальность... Это ужасно... Просто удивительно, что люди в разговоре со мной не замечают этого, а всё приписывают рассеянности... Смогу ли я излечиться?.. Надеюсь... и сомневаюсь...» Врачи пробуют всякие средства, ничто не помогает. Зимой, как всегда, Бетховен напряженно работает. Ранней весной композитор поселяется в Гейлигенштадте, недалеко от Вены. Может быть, покой и одиночество восстановят его силы? Ежедневно жители видят в полях одинокую фигуру. Иногда до позднего вечера бродит он. В стремительной ходьбе лучше придумываются мелодии. «...Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, в тишине ночи, на заре... они превращаются в звуки, шумят, бушуют, пока не станут передо мной в виде нот». К концу лета 1802 г. окончена Вторая симфония. Она полна летних впечатлений: краткие энергичные мотивы начинают первую часть, в ней много движения. «Глубокий мир лесов и полей» — это вторая часть, с изобилием мелодий. В третьей — скерцо — музыка причудливо быстро меняется, в ней остроумная игра ритмов и оркестровых красок, а в финале — необузданная сила бетховенского воображения. Так Бетховен позволяет себе импровизировать за клавиром, а здесь, в симфонии,— в оркестре. Тишина и одиночество не облегчили болезни. Он слышит все хуже. И еще хуже стало осенью, омраченной известием о замужестве Джульетты. Человек несокрушимой нравственной силы, Бетховен на этот раз не может совладать с отчаянием. Ему кажется, что жить глухим — музыканту — невозможно! Пусть узнают люди после его смерти, о чем он думал в сумрачные дни этой осени, один, в просторном крестьянском доме в Гейлигенштадте. И он рассказывает в письмах к братьям о своих мрачных мыслях. «...Я должен жить изгнанником... Так было в те полгода, которые я провел в деревне... Какое унижение испытывал я, когда кто-нибудь рядом со мной слышал издали флейту... пение пастуха, а я ничего не слышал!.. Даже высокое мужество, часто вдохновлявшее меня в прекрасные летние дни, исчезло!» На другой день после этих писем невозможное становится возможным — в его «Тетради набросков» появляются эскизы новой музыки: это будет грандиозная Третья симфония. После глубокого душевного кризиса Бетховен внутренне возрождается — пишет музыку, играет, встречается с друзьями; его интересует все происходящее в жизни. С друзьями он беседует о новых сочинениях: «Я не всегда доволен моими прежними работами... я хочу вступить на новый путь». Два года упорной работы. Третья симфония («Героическая», 1804) — действительно новый путь композитора: в ней глубокие, значительные мысли, множество музыкальных тем и образов, смелые приемы. «Орлиным аллегро» назвал русский композитор Серов первую часть симфонии: напряженное развитие музыки создает впечатление героической борьбы. «НИЧЕГО НЕ ЗНАЮ ЛУЧШЕ «АППАССИОНАТЫ», ГОТОВ СЛУШАТЬ ЕЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. ИЗУМИТЕЛЬНАЯ, НЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА. Я ВСЕГДА С ГОРДОСТЬЮ, МОЖЕТ БЫТЬ НАИВНОЙ, ДУМАЮ: ВОТ КАКИЕ ЧУДЕСА МОГУТ ДЕЛАТЬ ЛЮДИ!» В. И. ЛЕНИН Вторая — похоронный марш: суровая скорбь о погибшем герое; марш заканчивается победными звуками фанфар, прославляющих подвиг. В третьей части — светлая радость. Финал симфонии — народный праздник. Здесь главная тема — танцевальная мелодия в фольклорном духе, которая развивается в форме вариаций. Вариации всегда оставались излюбленной формой творчества Бетховена и как отдельные пьесы, и как отдельные части в симфонических и камерных инструментальных произведениях. В искусстве варьирования одной музыкальной темы проявлялась его неисчерпаемая изобретательность. В эти же годы написаны «Крейцерова соната» (1803) для скрипки с фортепиано, опера «Фиделио» (1805) (о верной любви и торжестве справедливости), фортепианная соната «Аппассионата» (1804). По страстности и героической настроенности она подобна «Героической симфонии». Но после них композитором написаны произведения, иные по строю чувств и мысли; в музыке царят задумчивость, спокойные размышления, приветливая умиротворенность, и только изредка прорывается яростное отчаяние (Четвертая симфония, 1806; скрипичный концерт, 1806; Четвертый фортепианный концерт, 1805). Бетховен подавлен политическими событиями в стране. Вена занята французскими войсками. В завоевателях он не узнает борцов французской революции. Он страдает, мечется. Силы изменяют ему, правда на короткий период, после которого появляется новое героическое произведение — Пятая симфония (1808). Тот же революционный подъем, призыв к борьбе и в музыке к трагедии Гёте «Эгмонт» (1810). Из-за глухоты Бетховен больше не выступает в концертах как пианист и дирижер. Но глухота не мешает ему создавать музыку. Его внутренний слух не поврежден, в воображении он отчетливо представляет себе музыку. Глухой композитор пишет гениальные симфонии, увертюры, квартеты. Извне никакие звуки не доходят до Бетховена. Общение с людьми происходит при помощи переписки. Всех поражает «могучий облик Бетховена, физическая и моральная сила, бьющая через край энергия. Она изливается в изумительных мыслях, вспышках фантазии, потоке шуток». Его движения порывисты. «Ничто так не противно ему, как медлительность». В быстрой ходьбе обдумывает он свои творения. Таким именно описывают его современники. Последняя, Девятая симфония (1824) — музыкальное завещание Бетховена. Это песнь свободы, пламенный призыв, обращенный к потомкам. Светлому ликованию финала симфонии — этому победному гимну освобожденного человечества — предшествуют мрак и отчаяние, громы и скрежет непримиримой борьбы. В заключительной части симфонии к оркестру присоединяется огромный хор — звучит ода Шиллера «К радости». Композитор и поэт призывают все человечество к братству: «Обнимитесь, миллионы!» Любовь и свободу — самую необходимую потребность человека — завещает Бетховен потомкам1. Осенью 1826 г. Бетховен живет вдали от Вены. Он работает над финалом своего последнего струнного квартета, делает наброски будущей Десятой симфонии. Распорядок его дня такой: «Встает в половине шестого утра, шумно принимается за работу, напевая, грохоча, чертыхаясь, отбивая такт руками и ногами. В половине первого обедает, до трех пишет музыку и снова гуляет до позднего вечера». Эти подробности жизни величайшего композитора мира описаны его преданным слугой. В последний год жизни у Бетховена прилив сил. «Я надеюсь подарить миру еще несколько больших произведений...» Но той же осенью он внезапно заболевает. Переезд в Вену ухудшил его тяжелое состояние. Одна за другой сделаны три операции. Его могучий организм борется несколько месяцев. 18 февраля 1827 г. в письме к другу тяжелобольной композитор еще надеется, что победит болезнь и вскоре вернется к работе. «Прискорбнее всего, и я этого не скрываю, что я временно обречен на полное бездействие». В голове его теснятся мелодии, он поглощен поисками новых форм, жаждет скорей закончить Десятую симфонию... 26 марта 1827 г. Людвиг ван Бетховен скончался. 1 Другие симфонии Бетховена — 2, 4, 6, 7 и 8-я — более лиричны, чем 3, 5 и 9-я. В них воспеваются природа и настроения, ею навеваемые. Из вокальной музыки Бетховена широко известны цикл «К далекой возлюбленной» и прекрасные обработки шотландских, ирландских, английских, итальянских и русских песен. |
ПОИСК
Block title
|