.
Меню сайта
|
Йозеф ГайднЙозеф Гайдн(1732—1809) В обширной приемной дворца властительного венгерского князя Эстергази всякий день с утра толпились слуги. Среди них и капельмейстер Йозеф Гайдн — руководитель хоровой и оркестровой капеллы князя. Суровые черты лица смягчают живой, проницательный взгляд и бесконечно добрая улыбка. Обычно спокойный и сдержанный, капельмейстер иной раз плохо скрывал досаду и раздражение. Шутка ли — успеть прорепетировать с оркестром свою новую симфонию (не одну ночь просидел он над ее сочинением до самого рассвета). С певицами пройти несколько арий, чтобы они не спутались во время концерта. Еще позаботиться о приятной застольной музыке для званого обеда и о веселых бальных танцах. Не забыть и о музыкальной комедии для кукольного театра. А тут еще неприятности. Вечером концерт, на репетицию же не соберешь и половины оркестра. Ведь князь нарочно держал в оркестре лакеев и поваров, способных работать по дому и в кухне. Слава о капелле Эстергази давно уж перешла за пределы Австрии и Венгрии. Из всех стран приезжали в маленький захолустный Эйзенштадт, где находился дворец Эстергази, артисты, композиторы, знатные любители музыки, даже коронованные особы. И все только для того, чтобы послушать замечательные квартеты1 и симфонии Гайдна в исполнении капеллы под его руководством. Вечером по случаю приезда гостей исполняется одна из новых симфоний Гайдна. Светлая и жизнерадостная первая часть построена на ярких контрастах. Величавому, медленному вступлению противопоставлена быстрая, энергичная музыка — главная тема. Нежное пение скрипок сменяется мощным звучанием всего оркестра. А легкую и грациозную вторую тему исполняют певучие голоса деревянных духовых: флейты и гобоя... Искрящееся радостью аллегро (так называется первая быстрая часть). Затем задумчивая певучая музыка медленной части (анданте). Третья часть — менуэт — старинный танец с жеманными вздохами, учтивыми поклонами и приседаниями. Но вот характер музыки меняется. Кажется, что из душного дворцового зала композитор увлекает слушателей на свежий воздух за околицу деревни, где парни и девушки в грубых деревянных башмаках отплясывают крестьянский контрданс (кадриль) и весело кружатся под звуки вальса. Последняя часть симфонии — финал — такая же светлая и радостная, как и первая, и исполняется в головокружительно быстром темпе. И снова перед слушателями будто развертывается картина народного праздника, сопровождаемого наигрышами дудок и волынок. Мощные аккорды завершают симфонию... Знатные гости восторженно приветствуют композитора. Поздними вечерами, когда жизнь в замке стихает, Гайдн может приступать к сочинению музыки. На его рабочем столе груда писем. Пишут из Лондона, Лейпцига, Гааги. Ждут новых симфоний и квартетов. Парижское музыкальное общество сообщает об огромном успехе новых сочинений Гайдна. Композитора просят прислать его биографию. Биографию? О чем же писать? Как будто бы в его жизни не было никаких замечательных событий. Сын деревенского ремесленника, экипажного мастера, Гайдн родился неподалеку от Вены, в селении Рорау, что на берегу тихой Лейты, густо заросшей камышами. Помнит он чистенький домик, помнит звуки арфы, под которую его отец пел прекрасные австрийские и славянские песни. Гайдну не приходит в голову, что вся его жизнь — замечательный пример стойкости в борьбе с жизненными невзгодами и трудностями. С шестилетнего возраста начинается для Йозефа жизнь «в чужих людях». Он пел сперва в церковном хоре придунайского городка Гайнбурга, а затем в течение еще 10 лет в столичной капелле при соборе св. Стефана в Вене, откуда его безжалостно выгнали, когда звонкий мальчишеский голос стал ломаться. Молодые годы прошли в нужде и лишениях. Юноша странствует по большим дорогам со скрипкой, играет на деревенских свадьбах, пишет музыку для ярмарочных театров, дает уроки. И на тридцатом году жизни получает, наконец, постоянное место — в капелле Эстергази. Из начинающего музыканта, и притом самоучки, он становится прославленным мастером, автором нескольких десятков симфоний, множества квартетов, трио, скрипичных и фортепианных сонат, а также музыки для театра. И вот теперь он, композитор с европейским именем, продолжает влачить полное унизительной зависимости существование княжеского служащего. «В последнее время я уж не знал: капельмейстер я или капельдинер, — жаловался он в письмах к друзьям.— Печально быть всегда рабом». Освобождение от поистине рабской зависимости пришло, когда Гайдну было уже под. шестьдесят. В 1790 г. умер Эстергази, оставив по завещанию своему капельмейстеру пенсию. Теперь Гайдн свободен и независим. Перед ним открывается широкий мир. Он переехал в Вену. А вскоре предпринял путешествие в Англию. Старый композитор переживает небывалый творческий подъем. Он пишет цикл из 12 так называемых «лондонских» симфоний. А немного позднее появляются две замечательные оратории «Сотворение мира» (1798, на сюжет поэмы «Потерянный рай» Д. Мильтона) и «Времена года» (1800, на стихи шотландского поэта Дж. Томсона), где композитор изобразил картины природы, труд и быт австрийского крестьянства. Гайдна называли «отцом» симфонии и струнного квартета. Хотя такие произведения писали и до него, но именно Гайдн в период расцвета своего огромного таланта создал классические симфонии, совершенные, с напряженным и целеустремленным развитием. Именно у Гайдна струнный квартет из простого чередования быстрых, медленных и танцевальных пьес превратился в содержательный и глубокий диалог четырех равноправных участников струнного ансамбля. В своих лучших созданиях Гайдн предстает перед нами как творец искусства большой жизненной силы, светлого и мудрого. Его прекрасные мелодии до наших дней не потеряли интонационной свежести, а яркие краски оркестра не поблекли. И в наши дни лучшие из его симфоний, например лирико-драматическая «Прощальная», «Военная», «Охотничья», концерт для виолончели с оркестром, Венгерское трио и чудесные фортепианные сонаты украшают программы концертов и радиопередач. 1 Объяснение музыкальных терминов дано в статье «Музыкальные жанры» и в словаре-указателе. |
ПОИСК
Block title
|