. Георг Фридрих Гендель
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Георг Фридрих Гендель

Георг Фридрих Гендель

(1685—1759)

Жизнь Генделя протекала в больших евро­пейских городах: Гамбурге, Риме, Венеции и, наконец, Лондоне. Родился же он в городе Галле, на севере Германии, где его отец был придворным лекарем, хирургом. Здесь же мо­лодой Гендель получил отличное по тому вре­мени музыкальное образование, освоив основы композиции1, технику игры на органе и кла­вире (тогдашнем фортепиано).

Свою деятельность композитора Гендель на­чал в Гамбурге. В этом городе он прожил не­сколько лет, поставил свои первые оперы-сериа  «Альмира», «Нерон» (обе в 1705 г.). После Гамбурга началась по­лоса скитаний — Италия, снова Германия. В 1710г. мы застаем композитора в Лондоне, где он жил до конца своих дней, лишь время от времени покидая Англию для кратковременных путешествий на материк.

Первая опера, которую Гендель поставил в Лондоне, называлась «Ринальдо» (1711). Сюжет ее композитор заимствовал из поэмы итальянского поэта Торквато Тассо «Освобож­денный Иерусалим», которая во времена Ген­деля, да и позднее, была широко известна и по­пулярна в Европе. Герои «Ринальдо» отлича­лись благородными характерами, а судьба их была необычна и удивительна. И рыцарь Ри­нальдо, отправившийся в опасное странствие за своей невестой, кроткой Альмиреной, кото­рую похитила коварная волшебница Армида, и сама Армида — все они заинтересовали и тро­нули лондонскую публику. Понравилась и му­зыка оперы, где выражены простые, сильные и глубокие чувства.

Повсюду распевали арии из «Ринальдо»: песню-жалобу Альмирены «Дай мне слезами выплакать горе», победную арию Ринальдо и др. Сам композитор во время исполнения опе­ры сидел за клавесином, импровизируя сопро­вождение к арии волшебницы Армиды.

После премьеры «Ринальдо» в короткий срок Гендель стал знаменит. Его оперы постоянно ставились в лондонских театрах. Очень цени­лось и его искусство игры на клавесине и органе — он часто выступал с концертами и завое­вал славу крупнейшего органиста Европы. Его игру мечтал послушать даже великий Иоганн Се­бастьян Бах.

Постепенно Гендель начал работу над дру­гим музыкальным жанром — ораторией. Это исполняемое в концертах большое вокаль­но-симфоническое произведение с развитым драматическим сюжетом. Оратории Генделя еще больше, чем оперы, раскрыли могучий та­лант композитора. Его оратории «Самсон», «Иуда Маккавей», «Иевфай», «Мессия», созданные в 40-е годы XVIII в., звучат и поныне, неизменно находя отклик у самой разнообразной аудитории. Композитор выразил общечеловеческое в сюжетах, казалось бы, далеких от нашего времени. Избирая биб­лейские сюжеты, Гендель в образах легендар­ных героев воспевает могущество человеческих страстей. Его герои — Самсон, пожертвовав­ший жизнью ради спасения своего народа, воин Иуда Маккавей и другие — одухотворены высокими гражданскими чувствами, близкими и понятными слушателю и наших дней. Пафос музыки Генделя — это героика гражданского долга, мужество и страдания народа. Его ге­рой — народный вождь, превыше всего ставя­щий благо родины. Вот чем нам дорого сегодня искусство этого замечательного композитора XVIII в.

1 Композиция — здесь: сочинение музыки.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ