. Музыка Германии и Австрии
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Музыка Германии и Австрии

Музыка Германии и Австрии

Музыкальное искусство Германии и Авст­рии выросло как бы на одной почве. И все же художники каждой из этих стран на свой лад повествуют о том, чем живет их народ.

Искусство Германии начало расцветать в средние века, когда жили и творили мин­незингеры — рыцари, которые сочиняли и стихи и музыку, прославляя в них Прекрас­ную даму («миннезанг» по-немецки значит «пес­ни любви»).

На фотографии: Людвиг ван Бетховен. Портрет рабо­ты немецкого художника XIX в. А. Клебера.

Музыканты-любители эпохи Возрождения назывались мейстерзингерами (ма­стерами пения). Самый выдающийся из них — сапожник Ганс Сакс (1494—1576), автор мно­гих песен. Вагнер сделал его героем своей опе­ры «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Постепенно развивалась и инструменталь­ная музыка.

И наконец, в творчестве Баха (см. ст. «Ио­ганн Себастьян Бах») впервые проявилось то, что стало характерным для немецкого искусства последующих веков: стремление к глубокому, философскому обобщению событий и в то же время тонкое проникновение в мир человече­ской души. Неисчерпаемая сокровищница музы­кального языка Баха — его полифония— до сих пор открывает новые ценности тем, кто обращается к ее источнику.

В XVIII в. одним из центров музыкального мира стала Вена — столица Австрийского госу­дарства, населенного большими и малыми на­родами. Их солнечное песенное искусство пере­плавилось в творения венских классиков. Авст­рийская школа создала первые классические образцы таких жанров, как симфония, квартет, соната. Эти произведения были написаны уже в иной, отличной от Баха манере. Теперь среди равноправных мелодий — как это было в полифонической музыке — выде­лилась одна, ведущая, другие же, собранные в аккорды, ей только аккомпанировали. Такой стиль письма, созданный венскими классиками, получил название гомофонно-гармонического. Искусство венских классиков проникнуто оптимизмом, верой в конечную победу добра и справедливости.

Каждый из композиторов этого времени не­повторим. Гайдн ближе всего к психологии на­рода, и мир в его сочинениях таков, каков он в представлении простого крестьянина (см. ст. «Йозеф Гайдн»). Более сложно и утонченно творчество Моцарта. Его произведениям при­сущи и мягкий лиризм, и задорный юмор, и ге­роика (см. ст. «Вольфганг Амадей Моцарт»).

Бетховен — человек нового времени (см. ст. «Людвиг ван Бетховен»). Хотя он «30 лет про­жил в XVIII в. и революцию встретил 19 лет... всегда кажется, будто Бетховена в XVIII в. и не было»,— говорил советский композитор и музыковед Б. В. Асафьев. Это потому, что в сочинениях Бетховена уже нет и следа галантной изысканности, свойственной музыке его предшественников — Гайдна и Моцарта. В творчестве Бетховена отразились идеи фран­цузской буржуазной революции 1789—1793 гг. Его музыке присущи революционная героика и глубокий демократизм.

XIX век в музыке начался как век роман­тизма. Все светлое для художников этого времени сосредоточилось в красоте природы, в поэзии чувств человека, в образах народной фантазии. Творчество первого романтика — австрийского композитора Шуберта еще дышит трогательной наивностью и непосредственно­стью, отражая психологию простого человека (см. ст. «Франц Шуберт»). Его традиции про­должали композиторы Шуман (см. ст. «Роберт Шуман»), Мендельсон, Вольф. Искусство их поражает изысканностью и разнообразием на­строений: здесь и нежная мечтательность, и ост­рая ирония, и мрачный сарказм, и отчаяние трагического одиночества. Шуберт и Шуман разрабатывали новые музыкальные жанры — песни и фортепианной миниатюры.

Немецкий композитор-романтик Вагнер по­святил свое творчество опере (см. ст. «Рихард Вагнер»). В музыкальных «драмах будущего», как композитор называл создаваемые им опе­ры, он стремился к синтезу различных искусств, т. е. к сочетанию в одном произведении элемен­тов театра, живописи и музыки.

Влияние разнообразных идей Вагнера захва­тило весь мир. Почти каждый из его современ­ников действительно нашел ростки будущего в приемах его письма, гармонии, оркестровке, в построении музыкального спектакля.

В искусстве Германии и Австрии XX в. появляются большие гражданские темы — те­ма борьбы против фашизма, борьбы за мир и освобождение народов. Сочинения современ­ных композиторов необычайно сложны, как сложен и противоречив мир, в котором они живут. Произведения Р. Штрауса, Г. Малера, П. Хиндемита, К. Орфа, А. Берга, А. Шёнбер­га — это исполненная горечи правдивая по­весть о современной жизни, повесть, в кото­рой сливаются и неугасимая надежда челове­чества на счастье, и новое обостренное восприя­тие мира (см. ст. «Европейская музыка XX в.»). Каждый из этих композиторов неповторимо своеобразен— печален философ Малер, вызы­вающе эксцентричен Штраус, душевная рани­мость присуща Бергу, брызжет светом радости Орф. Их симфонии, оперы и камерная музыка помогают глубже понять окружающий нас мир.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ