. Музыка древнего мира
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Музыка древнего мира

Музыка древнего мира

Из глубокой древности дошли до нас сви­детельства о музыке. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и дру­гие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов: то идущих впе­реди войска, то услаждающих своей игрой слух властелина, то аккомпанирующих пению или пляске. Но какова была эта музыка, как имен­но звучали изображенные древними художни­ками инструменты, что именно пели певцы,— мы Можем только догадываться. Эта музыка умолкла навсегда, она не пережила своей эпохи.

Иное, гораздо более важное значение для последующих времен имела музыка Древней Греции (см. статьи «Искусство Древней Гре­ции», «Искусство Древнего Рима» и т. 11 ДЭ, ст. «Античная литература»). Она тогда звучала и в театральных представлениях, где декламация сменялась пением хора, и на народных празд­нествах, и в повседневной жизни. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на л и ре и кифаре — струнных инструментах, отдаленных предках современной арфы (впоследствии лира стала своего рода эмблемой музыки и вообще искус­ства). Аполлона, покровителя искусств, греки обычно изображали с кифарой. Пляски сопро­вождались игрой на авлосе — духовом ин­струменте. Существовала у древних греков и са­мостоятельная инструментальная музыка. Со­хранился рассказ о том, как однажды на олим­пийских играх музыкант исполнил на авлосе произведение, посвященное битве Аполлона с чудовищем Пифоном. Но из самой музыки Древней Греции до нашего времени дошло лишь несколько отрывков песен и гимнов. Ведь мелодии эти обычно передавались устно от одного певца к другому (лишь немногие записыва­лись) .

И все же наша современ­ная музыкальная культура обязана античности очень большими ценностями. Ан­тичные мифы, предания, тра­гедии в течение многих сто­летий были источником вдох­новения для музыкантов. Сюжеты первых опер, соз­данных в Италии на рубе­же XVI и XVII вв., были основаны на греческих ми­фах, и с тех пор композиторы бесчисленное множество раз возвращались к поэтичным преданиям древнегреческого наро­да.

Миф о певце Орфее, чье пение заставляло плакать камни, усмиряло диких зверей и рас­трогало даже злобных фурий, охранявших вход в царство мертвых, вызвал появление оперы Глюка, симфонической поэмы Листа, балета Стравинского. Миф о титане Прометее, кото­рый похитил у богов огонь, чтобы дать его людям, вдохновлял Бетховена, Листа, Скря­бина. История Троянской войны, легенда о не­счастном роде Атридов, несущем наказание за преступление их главы, послужили источником сюжетов для многих оперных произведений — от «Ифигении в Авлиде» Глюка до «Орестеи» Танеева.

Что   же   привлекало   композиторов   к   этим сюжетам? Только ли желание заглянуть в глубь веков? Нет. Искусство античности до сих пор остается живым и сохраняет способность вол­новать людей. И это потому, что художники тех далеких времен свято верили в могучую силу искусства, которое способно вдохновлять человека на великие дела. Миф об Орфее и пе­редает в образной форме эту веру в силу искус­ства, так же как миф о Прометее прославляет силу духа, благородство самоотверженного под­вига.

О силе музыки говорили еще древние гре­ческие мудрецы Платон и Аристотель. Они придавали музыке особое значение в воспита­нии разностороннего, гармонически развитого человека. Они много размышляли о свойствах музыки, о ее отличиях от других искусств.

Греческие ученые уделяли большое внимание законам музыкального искусства, его тео­рии. Пифагор, знаменитый философ и матема­тик, изучал зависимость высоты звука от дли­ны колеблющейся струны и положил начало музыкальной акустике.

До сих пор музыкальная наука пользуется многими терминами и понятиями, ведущими свое происхождение от греческой теории музы­ки. Слова «гармония», «гамма», названия неко­торых музыкальных ладов (например, ионийс­кого, дорийского, фригийского) пришли к нам из Древней Греции. Название «дорийский лад» произошло от имени одного из племен, насе­лявших Древнюю Грецию. Мелодии, написан­ные в этом ладу, Платон считал особенно под­ходящими для воспитания юношества. Как все дорийское искусство, эти мелодии были просты и строги, а в простоте древние греки видели основу здоровья тела и духа.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ