. ЗАРОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Происхождение музыки
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

ЗАРОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Происхождение музыки

ЗАРОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Происхождение музыки

Когда и как возникло музыкальное искус­ство? Над этим вопросом люди задумывались с давних пор. В древности было сложено немало легенд об «изобретении» музыки. Древние греки считали ее великим даром богов, а солнечного бога Аполлона — покровителем искусств и осо­бенно музыки. Его обычно изображали с музы­кальным инструментом — кифарой в руках. В древнегреческом мифе о певце Орфее, в рус­ской былине о певце-гусляре Садко и других народных легендах нашла выражение любовь человечества к музыке, восхищение ее красо­той. Но изобретение музыки нельзя приписать никому, так же как нельзя приписать кому-либо изобретение нашей речи. С древнейших времен человеку была присуща потребность выражать свои чувства в песне. В определенной мере эта потребность присуща некоторым жи­вотным, и прежде всего птицам. И все-таки самая примитивная, неискусная песня перво­бытного человека имеет больше права назы­ваться музыкой, искусством, чем самая краси­вая песня соловья. Все соловьи мира поют одну и ту же песню. Только человек умеет выразить в пении все разнообразие своих чувств, мыслей, свое отношение к окружающей жизни. Это — главная особенность настоящего искусства. Му­зыкальное искусство людей непрерывно разви­вается, как и само человеческое общество (см. ст. «Что такое искусство»).

Нам трудно представить себе музыку перво­бытных людей (см. т. 8 ДЭ, ст. «Древнейшие страницы истории»). Ведь тогда еще не сущест­вовало письменности, и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки их. Самое общее представление об этой музыке мы можем полу­чить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например, наскаль­ные и пещерные рисунки), а частично по наблю­дениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших в силу тех или иных причин первобытный уклад жизни.

Музыка играла важную роль в жизни лю­дей еще на заре человеческого общества, когда люди стали объединяться в большие группы, чтобы лучше защищаться от врагов и опасно­стей.

Матери, напевая, укачивали своих детей, воины воодушевляли себя перед битвой и устра­шали врагов воинственными песнями-клича­ми, пастухи протяжными зовами собирали ста­да, а когда люди собирались вместе для какой-нибудь работы, размеренные выкрики помо­гали им объединять усилия и легче справляться с работой. Когда умирал кто-либо из первобыт­ной общины, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах. Так возникли древнейшие формы музыкального искусства: колы­бельные, военные, пастушес­кие, трудовые песни, погре­бальные плачи. Эти древнейшие фор­мы музыки продолжали развиваться и сохра­нились даже в наши дни, хотя, конечно, стали гораздо богаче и красивее.

В играх первобытные люди изображали то, что было самым важным в их жизни.

Музыка входила в игры как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, а песня в целом — и слова и музыка — неотделима от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и развивались неза­висимо друг от друга. Такое нерасчлененное искусство, похожее скорее на игру, сохрани­лось и в наши дни у племен, живущих в усло­виях первобытнообщинного строя (см. статьи «Первобытное искусство», «Древнейшие формы театральных представлений»).

Древнейшая музыка не отличалась благо­звучием. В ней было много звукоподражания; в своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира — крики диких зверей, птиц, жужжание пчел и т. п. По­степенно люди научились отбирать из огром­ного количества звуков и шумов звуки музы­кальные, научились осознавать их различие по высоте, их соотношение, связь. В самом простом напеве, состоящем из повторения и чередования двух-трех звуков, один из них всегда бывает основным, устойчивым, другие же зву­ки — вспомогательными. А такие сочетания заключают в себе неотъемлемый признак музы­кального искусства, который впоследствии ста­ли называть ладом (см. ст. «Язык музыки»).

Ритм раньше всех других элементов по­лучил развитие в первобытном музыкальном искусстве, и тут нет ничего удивительного: ведь ритмичность — одна из главных особен­ностей жизнедеятельности человеческого орга­низма. Человек приноравливает трудовые дей­ствия к ритмичности своего дыхания, биения сердца, ходьбы и т. п. Первобытная музыка по­могала людям найти ритм в работе. Мелодичес­ки бедная, однообразная, эта музыка в то же время была удивительно сложной и разнооб­разной но ритму. Певцы подчеркивали ритм песни ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма «пения с сопровожде­нием». Вскоре люди убедились, что куски дерева, камни, раковины при ударе издают более гром­кие и разнообразные звуки. Так были изо­бретены первые музыкальные инструменты.

Первобытные музыкальные инструменты — колотушки  и  погремушки — вызывали удивле­ние и восхищение:   их  разрешалось держать в руках только  вождям и старейшинам племени.

Все дальше развивалось музыкальное со­знание человека, и все больше он находил во­круг себя источников музыки. Он обнаружил, что туго натянутая тетива лука, если ее тро­нуть пальцем, издает музыкальный звук; на­учился извлекать мелодичный свист из стебля тростника или пустой кости животного. Он за­метил, что удар по дуплистому дереву вызы­вает более гулкий звук, чем по здоровому, и понял, что пустота внутри предмета обла­дает свойством усиливать звук (резонансом). Так возникли древнейшие музыкальные инст­рументы — предки современной арфы, флейты, барабана. Ученые относят их изобретение к очень отдаленному периоду каменного века.

Все это говорит о том, что на всем протяже­нии истории человечества музыка составляла существенную часть жизни людей.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ