. Симфонический оркестр и его инструменты
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Симфонический оркестр и его инструменты

Симфонический оркестр и его инструменты

Симфонический оркестр нашего времени — самый совершенный по своим исполнительским возможностям инструментальный коллектив. Возник он с началом расцвета симфонической музыки, во второй половине XVIII в. До XVIII в. оперно-балетные и концертные орке­стры составлялись из случайно подобранных музыкальных инструментов. В них участво­вали и такие теперь совершенно забытые инст­рументы, как сородичи скрипок — «галантные» виолы, лютни, напоминающие гитары. Один из предшественников рояля — клаве­син, или клавичембало (первое название французское, второе — итальянское), был ведущим инструментом, и на нем обычно играл руководитель оркестра — дирижер или композитор. Для таких оркестров писали му­зыку Бах и Гендель. Но уже несколько десяти­летий спустя, когда создавали свои сочинения Гайдн и Моцарт, лютни и клавесины совсем вышли из употребления, а виолы сменились инструментами скрипичного семейства. Именно тогда в оркестре установился определенный со­став инструментов каждой разновидности. Зву­чание оркестра стало стройным и уравнове­шенным. Так появился классический оркестр, который впоследствии назвали малым сим­фоническим. В него входило 12—16 скри­пок, по 3—4 альта, виолончели и контрабаса, по паре духовых инструментов (флейты, гобои, фаготы, валторны, трубы), две литавры и иног­да барабан.

Шло время, в оркестре происходили свои перемены. Духовые инструменты совершенст­вовались. Это значительно увеличило их испол­нительские возможности и выразительность звучания. Прибавлялось число оркестрантов, появлялись новые инструменты, особенно вы­росла в XX в. группа ударных.

Если прежде почти не обращали внимания на характерные, присущие каждому инструмен­ту особенности тембра, не задумывались над тем, какому инструменту поручить исполнение данной мелодии, то начиная с Гайдна и Моцарта композиторы стали все полнее раскрывать го­лос каждого инструмента, создавая вырази­тельные музыкальные образы. Людвиг ван Бет­ховен обогатил краски оркестра, придал боль­шую стройность симфонической музыке.

Самобытные черты внесли в симфоническую музыку композиторы многонациональной семьи советских народов.

Современный симфонический оркестр, кото­рый мы слышим в концертном зале или в опер­ном театре, состоит из четырех основных групп инструментов — струнных смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных.

Группу струнных смычковых инструментов образуют скрипки, альты, виолончели и конт­рабасы. Их корпус напоминает восьмерку. Все они имеют по 4 струны разной толщины. Чем струна тоньше или короче, тем звук выше, и наоборот, чем струна толще или длиннее, тем он ниже. Прижимая струну пальцем, му­зыкант получает звуки различной высоты. Смычком можно извлекать звуки то продолжи­тельные и певучие, то короткие и отрывистые.

Особенно красив звук у скрипки и виолончели, поэтому они часто солиру­ют в оркестре, т. е. ведут самостоятельную партию, и композиторы пишут для них концер­ты. Обаятельный музыкальный образ юной Шехеразады возникает в мелодии скрипки из сюи­ты «Шехеразада» Римского-Корсакова. В его же опере «Снегурочка» чудесные картины приро­ды раскрываются в партии виолончели, сопро­вождающей арию Берендея. Изумительные по красоте концерты для скрипки и виолончели с оркестром созданы Моцартом, Бетховеном, Брамсом, Сибелиусом, Чайковским, Глазуно­вым, Прокофьевым, Шостаковичем.

Своей прелестью обладают сумрачные по тембру, мягкие звуки альта. С их помощью Мусоргский в опере «Борис Годунов» создал изумительную сцену в келье летописца Пи­мена. Ворчливые контрабасы — основ­ная басовая опора оркестра.

Струнные смычковые инструменты в симфо­ническом оркестре — самая большая и веду­щая группа. В оркестре обычно 20—40 скри­пок, 8—12 альтов, столько же виолончелей и 4—8 контрабасов.

Из струнных смычковых инструментов соз­дают иногда самостоятельный оркестр — струн­ный. Для него композиторы пишут особую музыку (струнная серенада Чайковского, сюита «Возлюбленный» Сибелиуса). В Советском Сою­зе существуют даже ансамбли из одних скри­пок, лучший среди них Ансамбль скрипачей Большого театра СССР.

Вторая важная группа симфонического ор­кестра — деревянные духовые инструменты: флейты, гобои, кларнеты, фаготы и их разно­видности — флейты пикколо, английские рож­ки, баскларнеты и контрафаготы. Все это труб­ки разной формы и длины. Заключенный внут­ри них столб воздуха способен звучать, если его привести в колебание. Открывая или закрывая отверстия в стенках трубки, музыкант изменяет высоту звука.

Маленькая флейточка пикколо обладает самыми высокими, свистящими зву­ками. Очень хороши эти флейточки в опере «Кармен», где они, сопровождая хор мальчи­ков, подражают военному маршу. Обычная большая флейта звучит ниже пикколо. Холодный тембр ее выразительно использо­ван Римским-Корсаковым в опере «Снегуроч­ка»: он рисует образ хрупкой Снегурочки. Звуки гобоя, нежные, томные, напоминают пастушескую свирель. Поэтому гобой особенно охотно используют в музыке пасторального ха­рактера. Он звучит в дуэте пастушков («Пико­вая дама» Чайковского), исполняет утренний пастушеский наигрыш в сцене письма Татьяны («Евгений Онегин»). Альтовый гобой (английский рожок), с его мягким, нежным тембром, русские композиторы привлекали для исполнения восточных мелодий. Таковы танцы в опере «Руслан и Людмила» Глинки, «Пляска персидок» в опере «Хованщина» Мусоргского и др.

Звук кларнета — яркий, сильный и красивый, способный к большим нарастаниям, от едва слышимого до очень громкого. Кларнет появился в симфоническом оркестре позднее флейты, гобоя и фагота, но очень скоро завое­вал всеобщее признание. Один из самых заме­чательных примеров соло кларнета в оркестре— рассказ Франчески о несчастной любви к Паоло в фантазии Чайковского «Франческа да Римини». Виртуозные возможности кларнета с большой полнотой раскрыты Римским-Корсаковым в знаменитом скерцо «Полет шмеля» («Сказка о царе Салтане»).

Фагот — самый крупный инструмент среди деревянных духовых. Его тембр очень изменчив, и поэтому он превосходно передает и шутливые интонации, и мелодии проникно­венного, лирического характера, и трагические переживания героев (например, в сцене смерти графини из оперы «Пиковая дама» Чайковского).

Звук у деревянных инструментов более сильный, чем у смычковых, поэтому в оркест­ре их бывает от 1 до 4 каждого вида.

Еще сильнее звучат медные духовые инстру­менты: труба, валторна, тромбон и туба. В них длина воздушного столба, а следова­тельно, и высота звука меняются с помощью дополнительных трубок. Труба похожа на пионерский горн и обладает сильным, ярким звуком. Композиторы обращаются к ней в дра­матически напряженных частях своих сочинений, в героических и торжественных сценах (трубными звуками начинается каждое «чудо» в опере «Сказка о царе Салтане»).

Валторне, с ее поэтичным, мягким тембром, присуще исполнение лирических на­певных мелодий — таких, как задушевная тема в арии Игоря из оперы «Князь Игорь» или соло в Пятой симфонии Чайковского.

В музыке трагической, где раскрываются глубокие переживания героев, нередко слы­шится тромбон. В «Траурно-триумфальной симфонии» Берлиоза его сильное и благородное звучание подобно голосу, оплакивающему жерт­вы революции.

Туба вместе со смычковым контрабасом и контрафаготом служит басовой опорой орке­стра. Обычно в группе медных духовых 1 туба, 2—3 трубы, 2—3 тромбона, 3—4 валторны.

Последнюю группу симфонического оркестра составляют ударные инструменты; звук из- них извлекается ударом. Это литавры (пара металлических котлов, затянутых сверху ко­жей), малый и большой барабаны, дере­вянные кастаньеты, металлические та­релки, гонг и треугольник, ко­локола. Есть еще многие другие ударные, издающие звон, шум, подражающие раскатам грома, вою ветра, щелканью бича. Эти инстру­менты поддерживают ритм, разнообразят зву­ковую палитру, подчеркивают нарастание об­щего звучания. А ксилофон и похожая на маленькое пианино челеста обладают мелодическим звучанием. Особенно красивы, таинственны перезвоны челесты. Как правило, в одном музыкальном произведении применя­ются не все ударные, поэтому в оркестре доста­точно 2—3 исполнителей, играющих на этих инструментах.

Есть в оркестре еще один инструмент, кото­рый не входит ни в одну из перечисленных групп,— арфа. На ней натянуто 45—47 струн, тембр ее необыкновенно красив и не­жен. Играют на арфе, защипывая струны паль­цами. Особенно поэтично звучат арфовые пас­сажи — глиссандо.

Иногда композиторы дополнительно вводят в состав симфонического оркестра рояль, орган (см. ст. «Музыка средневековья и эпо­хи Возрождения. Музыка XVII в.»), гитару, мандолину, саксофон, корнет, голоса солистов или хора. На Кавказе в сим­фонический оркестр включают и народные инст­рументы — тар, саз, дудук и др.

Почти все инструменты симфонического ор­кестра произошли от народных. Знаменитые мастера — Н. Амати, А. Страдивари, Д. Гварне­ри и другие — усовершенствовали крестьянскую скрипку, и она стала одним из самых вырази­тельных классических музыкальных инстру­ментов. Предки оркестровой флейты встречают­ся до сих пор у народов Средней Азии. Гобой ведет свое происхождение от западноевропей­ского шалмея, а кларнет — от родственного ему инструмента шалюмо. Трубой как сигналь­ным инструментом пользовались с древних вре­мен пастухи и воины. Сигнальный охотничий рог — родоначальник валторны. Ударные инструменты оркестра и сейчас бытуют в народе.

Создание оркестровых произведений, уме­ние подбирать подходящие по звучанию инстру­менты, сочетать их друг с другом, выделять солирующие, поручать исполнение отдельных частей тем или другим группам или всему со­ставу оркестра — дело очень сложное, тре­бующее от композитора больших знаний, ма­стерства и таланта.

Велика в оркестре роль дирижера, который должен раскрыть перед слушателями глубину и красоту произведения.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ