. Музыкальные жанры
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Музыкальные жанры

Музыкальные жанры

Классическая музыка богата разнообразны­ми жанрами, т. е. видами произведений, каждый из которых имеет свои отличительные черты, свое содержание, свое назначение.

Музыкальные жанры различаются прежде всего по способу исполнения произведений. Древнейшие из них — вокальные жанры, связан­ные со словом, поэтическим текстом, звуча­нием человеческого голоса. На основе вокаль­ной музыки возникли инструментальные жанры.

Вокальная музыка — это песня, романс, хор, оперная ария, доступные для всех слуша­телей и самые популярные произведения.

Главнейшая черта всякой песни — много­кратное повторение напева. Основная мелодия сохраняется в том же виде, но каждый раз меняющийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки. Песни испол­няются певцами в сопровождении инструмен­тальной музыки, а нередко и без аккомпа­немента. Однако даже самый простой инструментальный аккомпанемент усиливает выразительность песенной мелодии, ее полноту и красочность, дорисовывает образы поэтичес­кого текста, которые не удается передать в на­певе. В песне Глинки «Жаворонок» слышатся и птичий щебет, и трели. В аккомпанементе музыкальной баллады Шуберта «Лесной царь» передается бешеная скачка коня.

«СИМФОНИЯ — САМАЯ ЛИРИЧЕСКАЯ ИЗ ВСЕХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ. НЕ ДОЛЖНА ЛИ ОНА ВЫРАЖАТЬ ВСЁ ТО, ДЛЯ ЧЕГО НЕТ СЛОВА, НО ЧТО ПРОСИТСЯ ИЗ ДУШИ И ЧТО ХОЧЕТ БЫТЬ ВЫСКАЗАНО?»

П. И. ЧАЙКОВСКИЙ

Излюбленным вокальным жанром в XIX в. стал романс. Романсы обычно сложнее пе­сен: мелодии их бывают не только широкого песенного склада, но и напевно-декламацион­ного (например, «Я не сержусь» Шумана). В романсах можно встретить и контрастное сопоставление музыкальных образов («Ночной зефир» Глинки и Даргомыжского, «Спящая княжна» Бородина), и напряженное драмати­ческое развитие («Я помню чудное мгновенье» Глинки).

Ряд музыкальных произведений, объеди­ненных замыслом и формой в единое целое, составляет цикл (например, песенные циклы Шуберта «Любовь мельника» и «Зимний путь» или вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на слова Гейне).

Существуют жанры вокальной музыки, пред­назначенные для группы исполнителей (дуэ­ты, трио) или для большого певческого кол­лектива (хоровые жанры). Хоры могут вхо­дить в состав оперы, оратории, кантаты. Зна­менитый хоровой финал Девятой симфонии Бет­ховена (на оду Шиллера «К радости») воспро­изводит картину величественного празднества народных масс.

Кантата — произведение для хора, со­листов и симфонического оркестра. Сущест­вуют кантаты лирические, торжественные, со­чиненные в честь какой-либо юбилейной даты или общественного события (например, «Канта­та на открытие политехнической выставки» Чайковского). Советские композиторы создают кантаты на современные и исторические темы («Над Родиной нашей солнце сияет» Шостако­вича, «Александр Невский» Прокофьева).

Оратория напоминает оперу, но ис­полняется в концертах без декораций, костю­мов и сценического действия (оратория «На страже мира» Прокофьева).

Самый богатый и сложный жанр вокальной музыки — опера (см. ст. «Оперный театр»).

В большинстве опер сочетаются звучание оркестра, пение и речитатив — речь на­распев, а в таких оперных жанрах, как опе­ретта, музыкальная комедия и комическая опера, пение чередует­ся с обычной разговорной речью («Белая ака­ция» Дунаевского, «Аршин мал алан» Гаджибекова, «Сказки Гофмана» Оффенбаха).

Инструментальные жанры образуют две группы музыкальных произведений: камер­ную и симфоническую.

Камерная музыка (буквально «домашняя») рассчитана на исполнение перед сравнительно маленьким кругом слушателей силами солиста или небольшого коллектива музыкантов. Камерные произведения — это ли­бо пьесы для солирующих инструментов: ва­риации, соната, сюита, прелю­дия, экспромт, ноктюрн, либо раз­нообразные инструментальные ансамбли — трио, квартеты, квинтеты и т. д., где участвуют соответственно 3, 4, 5 инструмен­тов и все партии, одинаково важные, требуют от композитора тщательной отделки.

Одна из старейших форм инструментальной музыки, связанная с народным творчеством,— тема с вариациями. Она построена на развитии и видоизменении основной музы­кальной мысли — темы. Варьируются (изме­няются) отдельные мелодические обороты, ритм и характер сопровождения.

Пример — фортепианные вариации на тему русской песни «Выйду ль я на реченьку» рус­ского музыканта XVIII в. И. Хандошкина (см. статьи «Истоки русской музыки», «Русская му­зыка XVIII в.»).

Другая старейшая музыкальная форма — сюита, где чередуются танцы и пьесы, про­тивоположные по своему характеру, темпу и ритму: умеренно-медленные (немецкая аллеманда), быстрые (французская куранта), весьма медленные, торжественные (испанская сарабан­да) и стремительно-быстрые (жига, известная в ряде стран). В XVIII в. между сарабандой и жигой в сюите вставляли веселые танцы: га­вот, буррэ, менуэт и др.

В конце XVII в. в творчестве итальянского скрипача А. Корелли сложился жанр сонаты (от итальянского sonare — звучать), кото­рая вскоре стала одной из самых любимых му­зыкальных форм. Классические образцы сона­ты — пьесы для одного-двух инструментов в XVIII в. создали композиторы Бах, Гайдн, Моцарт. Их сонаты состоят из двух или трех частей, различных по музыкальным образам. Энергичную, стремительно развертывающуюся первую часть, построенную обычно на контраст­ном сопоставлении двух музыкальных тем, сме­няет вторая часть — медленная, певучая, лири­ческая. Завершалась соната финалом — музыкой в быстром темпе, но по характеру иной, чем первая часть. Иногда вместо медлен­ной части появлялась танцевальная пьеса — менуэт. Бетховен писал многие свои сона­ты и в четырех частях, помещая между медлен­ной частью и финалом пьесу оживленного ха­рактера — менуэт или скерцо (от итальян­ского scherzo — шутка).

Симфоническая музыка, в от­личие от камерной, пишется для симфоничес­кого оркестра с использованием возможностей различных его инструментов (см. ст. «Симфо­нический оркестр и его инструменты»). Симфо­нические произведения характеризуются глу­биной и полнотой содержания, нередко гран­диозностью масштабов и вместе с тем доступ­ностью музыкального языка.

Жанры симфонической музыки разнообраз­ны. Увертюра — оркестровая пьеса, яв­ляющаяся вступлением к опере, балету, драме или самостоятельным произведением (например, увертюра Бетховена к трагедии «Эгмонт» Гёте). Симфонические фантазии — про­изведения в свободной форме («Франческа да Римини» Чайковского). Симфонические поэмы — произведения в одной части, обыч­но программного1 характера («Тамара» Балакирева). Симфонические сюиты — музыкальные произведения, состоящие из ряда самостоятельных частей («Шехеразада» Римского-Корсакова).

Симфония состоит из нескольких ярко контрастных частей (обычно из четырех), кото­рые можно сравнить с отдельными актами дра­матической пьесы (например, «Богатырская симфония» Бородина, симфонии Моцарта).

Концерт — очень сложное сочинение для солирующего инструмента (фортепиано, скрипки, кларнета и др.) с оркестровым сопро­вождением. Исполнение концерта требует от со­листа высокого мастерства, виртуозности. Со­лист и оркестр словно состязаются друг с дру­гом: оркестр то замолкает, завороженный стра­стностью чувства и изяществом звуковых узо­ров в партии солирующего инструмента, то пе­ребивает его, споря с ним, то торжествующе-мощно подхватывает его тему.

Концерт появился впервые в XVI в., в связи с развитием исполнительского искусства. Созда­телем классического концерта был великий композитор Моцарт. Замечательные концерты для различных инструментов создали Бетховен, Шопен, Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Рахманинов, Хачатурян, Кабалевский.

Симфоническая музыка — одно из ярчай­ших явлений мировой культуры. В неисчерпае­мо разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их дви­жений — быстрого, медленного, легкого танцевального и снова стремительно быстрого — композиторы-симфонисты с большой художест­венной силой воссоздают различные стороны действительности.

Музыкальные жанры не остаются неизмен­ными на протяжении веков. Так, в наше время в странах социалистического лагеря отмирают жанры вокальной церковной музыки. Зато появляются произведения новых жанров: му­зыка к кинофильмам, пионерские и комсомоль­ские песни, песни-марши борцов за мир и др.

1 Программными называются музыкальные произведения, написанные на сюжет какого-либо ли­тературного произведения или на самостоятельный сюжет.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ