. Кукрыниксы
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Кукрыниксы

Кукрыниксы

С работами лауреатов Ленинской премии Кукрыниксов мы встречаемся почти ежедневно, просматривая свежую газету или очередной номер «Крокодила». И наверное, многие знают, как расшифровать загадочный некогда псевдо­ним «Кукрыниксы»: «Ку— Куприянов, Кры — Крылов, Никс — Николай Соколов.

Родилось это необычное содружество более 40 лет назад. В 1924 г. в студенческой стенной газете Вхутемаса (Высшие государственные ху­дожественно-технические мастерские) впервые появились шаржи и карикатуры, подписанные странной фамилией Кукрыниксы. В то время студентам графического факультета Вхутемаса Михаилу Васильевичу Куприянову и Николаю Александровичу Соколову было по 21 году, а студенту живописного факультета Порфирию Никитичу Крылову — 22 года. Молодые ху­дожники учились не только у своих непосредст­венных учителей, но и у «Окон РОСТА», тогда уже ставших историей, и у великого художни­ка-сатирика парижанина Оноре Домье.

Кукрыниксы начали с шаржей и изопародий. Рисовали известных художников, артистов, писателей (М. Горького, В. Маяковского, Вс. Мейерхольда). Со временем от безобидных шаржей Кукрыниксы перешли к политическим карикатурам. Они создали серию сатирических портретов «героев» контрреволюции — Колча­ка, Деникина и других.

Кукрыниксы много ездили по стране. Это были годы первых пятилеток, когда вся страна стала огромной стройкой. Художники обли­чали недостатки в строительстве. Их рисунки тех лет (они печатались в «Правде») — своего рода изофельетоны.

Когда началась Великая Отечественная вой­на, Кукрыниксы в числе первых пришли рабо­тать в «Окна ТАСС». «Окна ТАСС»— неболь­шие плакаты, рассказывавшие в рисунках о положении дел на фронте. Они вывешивались в витринах, распространялись как листовки. Многие из «Окон ТАСС» и плакатов, нарисован­ных Кукрыниксами, стали очень популярны. В них художники использовали приемы народ­ного лубка, поговорки и песни. Их плакаты и карикатуры всегда ожидались с нетерпением. Художники очень зло и остроумно высмеивали незадачливых завоевателей. Вот как, например, Кукрыниксы откликнулись на Сталинградскую битву. Они нарисовали фюрера в черной шали старухи-гадалки, горюющего у карты России. У Волги замкнулось кольцо окружения. Под рисунком едкая подпись: «Потеряла я колечко... (а в колечке 22 диви­зии )».

Эта агитационная работа продолжается и по сей день. Кукрыниксы нарисовали множество карикатур, обличающих агрессоров и манья­ков, мечтающих о новой мировой войне, и «зло­деев местного масштаба» — бюрократов, склоч­ников, пьяниц.

Вместе Кукрыниксы работают не только в области карикатуры и плаката. Вы, навер­ное, видели книги, оформленные Кукрыниксами: их иллюстрации к «Жизни Клима Самгина» М. Горького (1933), который внима­тельно относился к работе художников, и к «Даме с собачкой» А. П. Чехова (1945—1946). Оформляли они и книги классиков сатиры Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В музеях можно увидеть их живопис­ные полотна «Утро офицера царской армии» (1938, Центральный музей Советской Армии, Москва), «Бегство немецко-фашистских захватчиков из Новгорода» (1944—1946, Рус­ский музей, Ленинград), «Конец» (1948, Тре­тьяковская галерея, Москва). При всем их различии это очень занимательные живопис­ные исторические сцены, всегда остроумные по режиссуре. Художники умеют точно и увлека­тельно передать то или иное событие.

Однажды Кукрыниксы выступили в качест­ве театральных художников. Было это в 1929 г. Замечательный советский режиссер Вс. Мейер­хольд ставил в своем театре феерическую коме­дию «Клоп» В. В. Маяковского. Декорации, или, как тогда говорили, «вещное оформление», сделал художник А. Родченко, которого сам поэт очень любил. Эскизы костюмов, веселые и злые, многое рассказывающие о характере и привычках их хозяев, нарисовали Кукры­никсы.

Кукрыниксы работают не только вместе, но и в отдельности. Каждый из них самобытный художник, и иногда они показывают свои ра­боты, картины, этюды и порознь. Но прежде всего это — талантливый коллектив сатириков.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ