. М.С. Сарьян
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

М.С. Сарьян

М.С. Сарьян

(р. 1880)

От высокогорной обсерватории в Бюракане дорога спускается на безлесное, почти ровное плато. Здесь раздолье для ветра, а в солнеч­ный день видно вокруг на добрую сотню кило­метров. Такое ощущение, что перед тобой вся Армения. Говорят, что здесь, у Бюракана, лю­бимые места лауреата Ленинской премии Мартироса Сергеевича Сарьяна. Глядя отсюда на выжженный солнцем многоступенчатый пей­заж — долины, плоскогорья, пики гор, срав­нивая пейзаж в живописи и в природе, можно по-настоящему оценить фантазию художника, то, как он усиливает звучание цветов, строит композицию.

Сарьян — мастер, любящий праздничное, радостное искусство. Его имя стало известно ценителям живописи еще 60 лет назад. В 1907 г., через несколько лет после оконча­ния московского Училища живописи, ваяния и зодчества, на выставке под романтическим названием «Голубая роза» Сарьян показал свои работы на восточные темы.

Сарьян много в молодости путешествовал по Востоку — был в Иране, Турции, Египте. Картины, написанные по мотивам этих поез­док («Константинополь. Улица. Полдень», 1910; «Финиковая пальма», 1911; «Горы и проходящие верблюды», 1912), официальная буржуаз­ная критика встретила насмешками. Она по­считала их варварскими. Яркие краски, тот темперамент, с каким были написаны картины, казались многим современникам издеватель­ством над «здравым» смыслом...

В Армении Сарьян впервые побывал сту­дентом (родился он в Нахичевани, около Рос­това-на-Дону), а, когда Армения стала совет­ской, в 1921 г. навсегда переехал в Ереван.

Главное в творчестве Сарьяна — пейзаж и портрет. В его пейзажах есть величествен­ность и грандиозность, ощущение простора и необъятности, которое возникает у человека в горах. Очень часто они плоскостные и напо­минают больше декоративные панно, и это тоже придает им особую красоту. Сарьян никогда не забывает о том, что картина висит на плос­кой стене и тем самым становится как бы частью архитектуры.

В тематических картинах Сарьяна мы обыч­но видим горы и долины Армении, ее села и го­рода. Пейзаж ему помогает интереснее подать мысль. В картине «Старое и самое новое» (1929) на фоне старых глинобитных домов с плоскими крышами шатает, обгоняя арбу, пионерский отряд.

Сарьян любит поэтические сопоставления и сравнения, которые у него всегда живописно обоснованы. В картине «Горы» (1923) фигуры крестьян, пашу­щих на быках землю, сопоставляются с грома­дами оранжево-синих гор. И эти маленькие фигуры не теряются среди величия природы, а придают еще большую грандиозность, мас­штаб всему изображенному. Природа здесь как бы подчеркивает благородство труда чело­века, наделяя его своим величием.

В портретах Сарьян-художник всегда слов­но размышляет вместе со зрителем о жизни. Та­ков автопортрет «Три возраста» (1942), где художник на одном холсте изобразил себя юношей, в зрелом возрасте и совсем седым, умудренным годами человеком. Большинство портретов Сарьяна — это портреты деятелей искусства и науки, людей тонких и одухотво­ренных. Он писал архитектора А. Таманяна, реконструировавшего центр Еревана (1933), поэтов Е. Чаренца (1923) и А. Исаакяна (1940), академика И. А. Орбели (1943) и многих других армянских и русских ученых, писателей, артистов, худож­ников.

Портреты Сарьяна декоративные, яркие. Им присущи те же художественные приемы, которыми отличаются и пейзажи Сарьяна. Он стремится подчеркнуть в человеке какую-то одну, главную черту, которая помогла бы по­стичь душевную сложность портретируемого. Художника привлекает сила темперамента, глубокое творческое начало в человеке. В обра­зах ученого Орбели и поэта Исаакяна — людей различных, ярко оригинальных — он выделяет именно эти стороны характера. Они близки Сарьяну, его яркой поэтической живописи.

Праздничное, декоративное искусство Сарьяна оказалось близким театру. В театре он оформлял музыкальные спектакли, стремясь в живописи передать звучание музыки.

Произведения Сарьяна имеют многие музеи. Но наиболее полные и интересные коллекции его работ — в Государственной картинной гале­рее Армении в Ереване, в Русском музее в Ле­нинграде и в Третьяковской галерее в Москве.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ