.
Меню сайта
|
М.С. СарьянМ.С. Сарьян(р. 1880) От высокогорной обсерватории в Бюракане дорога спускается на безлесное, почти ровное плато. Здесь раздолье для ветра, а в солнечный день видно вокруг на добрую сотню километров. Такое ощущение, что перед тобой вся Армения. Говорят, что здесь, у Бюракана, любимые места лауреата Ленинской премии Мартироса Сергеевича Сарьяна. Глядя отсюда на выжженный солнцем многоступенчатый пейзаж — долины, плоскогорья, пики гор, сравнивая пейзаж в живописи и в природе, можно по-настоящему оценить фантазию художника, то, как он усиливает звучание цветов, строит композицию. Сарьян — мастер, любящий праздничное, радостное искусство. Его имя стало известно ценителям живописи еще 60 лет назад. В 1907 г., через несколько лет после окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества, на выставке под романтическим названием «Голубая роза» Сарьян показал свои работы на восточные темы. Сарьян много в молодости путешествовал по Востоку — был в Иране, Турции, Египте. Картины, написанные по мотивам этих поездок («Константинополь. Улица. Полдень», 1910; «Финиковая пальма», 1911; «Горы и проходящие верблюды», 1912), официальная буржуазная критика встретила насмешками. Она посчитала их варварскими. Яркие краски, тот темперамент, с каким были написаны картины, казались многим современникам издевательством над «здравым» смыслом... В Армении Сарьян впервые побывал студентом (родился он в Нахичевани, около Ростова-на-Дону), а, когда Армения стала советской, в 1921 г. навсегда переехал в Ереван. Главное в творчестве Сарьяна — пейзаж и портрет. В его пейзажах есть величественность и грандиозность, ощущение простора и необъятности, которое возникает у человека в горах. Очень часто они плоскостные и напоминают больше декоративные панно, и это тоже придает им особую красоту. Сарьян никогда не забывает о том, что картина висит на плоской стене и тем самым становится как бы частью архитектуры. В тематических картинах Сарьяна мы обычно видим горы и долины Армении, ее села и города. Пейзаж ему помогает интереснее подать мысль. В картине «Старое и самое новое» (1929) на фоне старых глинобитных домов с плоскими крышами шатает, обгоняя арбу, пионерский отряд. Сарьян любит поэтические сопоставления и сравнения, которые у него всегда живописно обоснованы. В картине «Горы» (1923) фигуры крестьян, пашущих на быках землю, сопоставляются с громадами оранжево-синих гор. И эти маленькие фигуры не теряются среди величия природы, а придают еще большую грандиозность, масштаб всему изображенному. Природа здесь как бы подчеркивает благородство труда человека, наделяя его своим величием. В портретах Сарьян-художник всегда словно размышляет вместе со зрителем о жизни. Таков автопортрет «Три возраста» (1942), где художник на одном холсте изобразил себя юношей, в зрелом возрасте и совсем седым, умудренным годами человеком. Большинство портретов Сарьяна — это портреты деятелей искусства и науки, людей тонких и одухотворенных. Он писал архитектора А. Таманяна, реконструировавшего центр Еревана (1933), поэтов Е. Чаренца (1923) и А. Исаакяна (1940), академика И. А. Орбели (1943) и многих других армянских и русских ученых, писателей, артистов, художников. Портреты Сарьяна декоративные, яркие. Им присущи те же художественные приемы, которыми отличаются и пейзажи Сарьяна. Он стремится подчеркнуть в человеке какую-то одну, главную черту, которая помогла бы постичь душевную сложность портретируемого. Художника привлекает сила темперамента, глубокое творческое начало в человеке. В образах ученого Орбели и поэта Исаакяна — людей различных, ярко оригинальных — он выделяет именно эти стороны характера. Они близки Сарьяну, его яркой поэтической живописи. Праздничное, декоративное искусство Сарьяна оказалось близким театру. В театре он оформлял музыкальные спектакли, стремясь в живописи передать звучание музыки. Произведения Сарьяна имеют многие музеи. Но наиболее полные и интересные коллекции его работ — в Государственной картинной галерее Армении в Ереване, в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее в Москве. |
ПОИСК
Block title
|