.
Меню сайта
|
С.Т. КоненковС.Т. Коненков(р. 1874) Сергей Тимофеевич Конёнков — старейшина советского искусства, его гордость, его классик. Творческий путь Коненкова долог и прекрасен. Он родился в 1874 г. в крестьянской семье. Преодолев огромные трудности, он сумел овладеть профессиональным мастерством ваяния и уже в начале XX в. стал одним из крупнейших художников России. Коненков может быть тончайшим лириком, глубоким психологом, изобретательным автором декоративных композиций. Но прежде всего он художник, в творчестве которого преобладают глубина и мудрость широких образных обобщений. Уже его академический диплом — «Самсон, разрывающий узы» (1902) — провозвестник великих революционных бурь, грандиозных потрясений в жизни родной страны. Образ титана-бунтаря, в героическом напряжении всех своих сил рвущего цепи, воспринимается ныне как своего рода эпиграф ко всей истории коненковского творчества — смелого, славящего красоту человеческих порывов, непобедимое стремление к свободе. Особой силой и значительностью обладают те монументально-героические образы, которые Коненков создал после Октябрьской революции: барельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918; многие годы он был укреплен на Кремлевской стене, в 60-х годах скульптор выполнил новый вариант этого барельефа), многофигурный памятник Степану Разину и его сподвижникам (1919, Русский музей, Ленинград) и поразительный по своей огненной романтике и вдохновенности «Освобожденный человек» (1947, Русский музей, Ленинград). Большие идеи времени, символику значительных событий Коненков способен выразить в работах любого жанра и размера. Например, маленькая «Нике» (1906) рядом с грозной силой, мятежным духом «Рабочего-боевика Ивана Чуркина» и «Атеиста» — произведений эпохи революции 1905 г.— покоряет своей лучезарной вдохновенностью. Вся романтика непобежденных надежд и мечтаний народа в трудную пору его истории с замечательной проникновенностью запечатлена в образе Нике. Все лучшие портреты Коненкова — это не только талантливые повествования о сильных индивидуальных характерах. Это и глубокие обобщения духовной жизни времени, воплотившиеся в личном жизненном опыте выдающихся людей, причем не только современников, но и деятелей прошлых эпох. Ведь Коненков гораздо чаще лепит портреты по представлению, чем с натуры. Он, конечно, не пренебрегает внешним сходством, но гораздо важнее для него внутренняя сущность изображаемого характера, глубины духовного мира. Обычно он выделяет в человеке какую-то одну наиболее важную, примечательную его особенность (трагическое смятение души Достоевского, мудрость Павлова, потрясающую творческую силу Шаляпина) и делает ее сквозной темой портрета. Коненков вернул русскому искусству дерево как пластический материал, когда-то излюбленный народными мастерами. Впрочем, точнее сказать, что с Коненковым в нашу отечественную скульптуру пришли темы и образы, «живущие» в дереве. Сказки родных лесов и полей, чёртушки, лешие, ведьмы, что мерещатся в переплетениях ветвей какого-нибудь дремучего бора, нищие, слепцы, калики перехожие, былинные богатыри и крестьяне-труженики, правдоискатели, мятежники — словом, неведомая ранее скульптуре сельская, народная Русь стала излюбленным героем Коненкова. И для всех этих образов дерево оказалось естественной стихией, как слова родного языка. В руках мастера оно заговорило с удивительной свободой, красочностью, выразительностью. А. С. Голубкина, известный русский скульптор, писала: «С. Т. Коненков... так сроднился с деревом, что кажется, что он не работает, а только освобождает то, что заключено в дереве». Вместе с тем Коненков великолепно владеет и другими скульптурными материалами, в особенности мрамором. Многие лучшие работы мастера исполнены именно в мраморе. Чаще всего это вещи идеального плана, где, говоря словами скульптора, «прекрасные человеческие формы» воплощают «лучшие черты характера человека». Одно из самых прославленных произведений Сергея Тимофеевича Коненкова — его «Автопортрет» (1954), удостоенный Ленинской премии. «Работая над «Автопортретом»,— рассказывает Сергей Тимофеевич, — я думал не только о портретном сходстве, а прежде всего хотел выразить свое отношение к труду и искусству, свое устремление к будущему, в царство постоянной свободы и справедливости». Это высокое устремление, запечатленное в «Автопортрете», всегда было свойственно замечательному художнику, оно осеняет неиссякающей молодостью весь его неслыханно долгий творческий век, всю богатырскую симфонию его великолепного, неповторимого в своей самобытности искусства. |
ПОИСК
Block title
|