. П.Д. Корин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

П.Д. Корин

П.Д. Корин

(1802—1967)

В грозный год Великой Отечественной войны Павел Дмитриевич Корин создал образ Александра Невского (1942). Острыми, пронизывающими друг друга мазками напи­сано суровое лицо. Руки князя покоятся на мече. Латы крепко одели стройную фигуру. Полощется стяг с ликом Спаса. Замерли воины, образовав рядом с крепостной стеной живой заслон из кольчуг. Тревожно перекликаются красные, черные, желтые, стальные краски. В них переданы собранность духа, вера в победу... Враг будет разгромлен.

П. Корин родился в Палехе. Это село (теперь оно уже стало рабочим поселком) славится изделиями умельцев — знаменитыми палех­скими шкатулками. В годы детства Корина его земляки вели еще старый промысел — писали иконы, передавая навыки живописи из поко­ления в поколение.

Жажда знаний, желание учиться привели Павла Корина в Москву. Здесь ему посчастли­вилось познакомиться с художником М. В. Не­стеровым (см. ст. «М. В. Нестеров»), который полюбил юношу за нравственную строгость, чистоту и восторженность души.

В суровые 20-е годы П. Корин копирует живопись Александра Иванова, стремясь по­стигнуть классическое совершенство формы. Он хочет заново применить красочное искусство палешан, поведать с его помощью о живых, а не выдуманных героях.

Как и его учитель Нестеров, Корин с юности видел в искренней религиозности высокую нравственность. Человек без возвышенной благородной идеи воспринимался им сошедшим с пути истины и добра. Но жизнь быстро меня­лась. Сказочная «святая Русь» оборачивалась неприглядной своей стороной. Ее жестокая и слепая ненависть ко всему новому в жизни воз­мущала живописца. Корин решает создать кар­тину «Русь уходящая». Она не была за­вершена. Но этюды и эскизы запечатлели шест­вие толпы, сопровождающей церковника, про­клявшего новый строй жизни. Мелькают ли­ца, выражающие аскетический фанатизм, юрод­ство, забитость и сомнения, мучительные пе­реживания; старое рушится, за новым ли истина?

Корин едет в Италию, где встречается с Горьким. На портрете художник изобразил Горького во весь рост на фоне величавой, бесконечной и совершенной природы. Человек идет по земле, думая свою сокровенную думу об истине, о всем узнанном и несбывшемся (1932, Третьяковская галерея, Москва).

Краски Корина отливают мозаичными пере­ливами. Даже самые теплые из них как бы со­храняют природный холодок стекла. С годами колорит Корина становится более ярким, по­строенным на резких, почти плакатных сочета­ниях красок. В композиции сопоставляются чаще всего фигура и фон. Это своеобразие ма­неры и монументальность стиля позволили художнику обратиться в 40-х годах к технике мозаики. Ему принадлежат эскизы мозаик для предполагавшегося Дворца Советов и мозаики на станции Московского метрополитена «Ком­сомольская-кольцевая».

В начатой в 30-е годы галерее портретов дея­телей науки и искусства, в созданных художни­ком образах людей глубокой мысли и созида­ния, самозабвенного творчества П. Д. Корин на­шел возможность воплотить близкий ему идеал человека.

За портреты М. Сарьяна, режиссе­ра Р. Симонова, Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Со­колов) и итальянского художника Р. Гуттузо, созданные на рубеже 50—60-х годов (все эти портреты в Третьяковской галерее, Москва), в 1963 г. П. Д. Корину была присуждена Ленин­ская премия.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ