.
Меню сайта
|
П.Д. КоринП.Д. Корин(1802—1967) В грозный год Великой Отечественной войны Павел Дмитриевич Корин создал образ Александра Невского (1942). Острыми, пронизывающими друг друга мазками написано суровое лицо. Руки князя покоятся на мече. Латы крепко одели стройную фигуру. Полощется стяг с ликом Спаса. Замерли воины, образовав рядом с крепостной стеной живой заслон из кольчуг. Тревожно перекликаются красные, черные, желтые, стальные краски. В них переданы собранность духа, вера в победу... Враг будет разгромлен. П. Корин родился в Палехе. Это село (теперь оно уже стало рабочим поселком) славится изделиями умельцев — знаменитыми палехскими шкатулками. В годы детства Корина его земляки вели еще старый промысел — писали иконы, передавая навыки живописи из поколения в поколение. Жажда знаний, желание учиться привели Павла Корина в Москву. Здесь ему посчастливилось познакомиться с художником М. В. Нестеровым (см. ст. «М. В. Нестеров»), который полюбил юношу за нравственную строгость, чистоту и восторженность души. В суровые 20-е годы П. Корин копирует живопись Александра Иванова, стремясь постигнуть классическое совершенство формы. Он хочет заново применить красочное искусство палешан, поведать с его помощью о живых, а не выдуманных героях. Как и его учитель Нестеров, Корин с юности видел в искренней религиозности высокую нравственность. Человек без возвышенной благородной идеи воспринимался им сошедшим с пути истины и добра. Но жизнь быстро менялась. Сказочная «святая Русь» оборачивалась неприглядной своей стороной. Ее жестокая и слепая ненависть ко всему новому в жизни возмущала живописца. Корин решает создать картину «Русь уходящая». Она не была завершена. Но этюды и эскизы запечатлели шествие толпы, сопровождающей церковника, проклявшего новый строй жизни. Мелькают лица, выражающие аскетический фанатизм, юродство, забитость и сомнения, мучительные переживания; старое рушится, за новым ли истина? Корин едет в Италию, где встречается с Горьким. На портрете художник изобразил Горького во весь рост на фоне величавой, бесконечной и совершенной природы. Человек идет по земле, думая свою сокровенную думу об истине, о всем узнанном и несбывшемся (1932, Третьяковская галерея, Москва). Краски Корина отливают мозаичными переливами. Даже самые теплые из них как бы сохраняют природный холодок стекла. С годами колорит Корина становится более ярким, построенным на резких, почти плакатных сочетаниях красок. В композиции сопоставляются чаще всего фигура и фон. Это своеобразие манеры и монументальность стиля позволили художнику обратиться в 40-х годах к технике мозаики. Ему принадлежат эскизы мозаик для предполагавшегося Дворца Советов и мозаики на станции Московского метрополитена «Комсомольская-кольцевая». В начатой в 30-е годы галерее портретов деятелей науки и искусства, в созданных художником образах людей глубокой мысли и созидания, самозабвенного творчества П. Д. Корин нашел возможность воплотить близкий ему идеал человека. За портреты М. Сарьяна, режиссера Р. Симонова, Кукрыниксов (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов) и итальянского художника Р. Гуттузо, созданные на рубеже 50—60-х годов (все эти портреты в Третьяковской галерее, Москва), в 1963 г. П. Д. Корину была присуждена Ленинская премия. |
ПОИСК
Block title
|