.
Меню сайта
|
Советское послевоенное искусствоСоветское послевоенное искусствоКончилась война. Художники вернулись в мастерские. Рядом с шинелями легли на дно сундучков вещевые мешки, в которых еще совсем недавно хранились блокноты или связки бумаг с документальными зарисовками павших и живых однополчан, покинутых и вновь отбитых у врага деревень, бесконечных дорог. Быстрые, порой небрежные зарисовки в блокнотах военных лет теперь воплощались в картины, гравюры, скульптурные памятники, взволнованно рассказывающие о недавних боях и их участниках. В Третьяковской галерее, в Центральном музее Советской Армии в Москве, в Русском музее в Ленинграде, в музеях Киева, Новгорода и других городов страны хранится художественная летопись Великой Отечественной войны. Картина украинца В. Г. Костецкого (р. 1905) «Возвращение» (1947) рассказывает о возвращении солдата, о его встрече с семьей, «Конец» (1948) Кукрыниксов — о возмездии, постигшем гитлеровцев (обе в Третьяковской галерее в Москве). Взволнованно повествуют о войне и полные искреннего чувства и свежих личных впечатлений полотна военного художника студии имени Грекова, прошедшего с войсками от Москвы до Берлина, Б. М. Неменского (р. 1922). Его картина «Мать» (1945) рассказывает о старой крестьянской женщине, приютившей во время отступления у себя в избе солдат, о глубине ее страданий. Медицинским сестрам посвящены его картины «Сестры наши» (1952) и «Машенька» (1956, см. илл., стр. 328—329). Из блокнотов военных лет взял Неменский темы и для своей картины «3емля опаленная» (1957; Третьяковская галерея и Музей Советской Армии, Москва). После войны окончательно утвердилась традиция устраивать периодические выставки-отчеты художников — всесоюзные, республиканские, областные. На этих выставках зрители, многие из которых бывшие фронтовики, вновь встречались со своим военным прошлым. То, что для людей невоевавших уже становилось историей, для них оставалось самым незабываемым, грустным и гордым воспоминанием на всю жизнь. В документальных изображениях переправ, оборон и штурмов художники-фронтовики прежде всего видели судьбы очень близких и дорогих себе людей. Во многих городах были установлены памятники воинской славы. Один из лучших — памятник Победы в Калининграде (1946), в создании которого принимал участие замечательный литовский скульптор Юозас Микенас (1901—1964). Фигуры двух бронзовых солдат с автоматом и знаменем в руках полны напряженной решимости, их движения стремительны. Широкую известность среди монументов, воздвигнутых после войны, получил памятник воинам Советской Армии в Берлине (1949; архитектор Я. Б. Белопольский (р. 1916), скульптор Е. В. Вучетич (р. 1908), художник А. А. Горпенко (р. 1916); см. ст. «Мемориальный ансамбль в Берлине»). Чувство величия Родины художники передавали не только в памятниках и картинах о войне, в рассказах о делах современников. Большое место в послевоенной живописи занял пейзаж. С. В. Герасимов воспевал Подмосковье, окрестности Можайска; с тонким лиризмом подмечал он еле заметное движение, происходящее в природе (см. ст. «С. В. Герасимов»). Лиричны, а подчас и романтичны пейзажи Н. М. Ромадина (р. 1903). М. С. Сарьян славит свой родной край — полную солнца Армению. Его пейзажи и натюрморты ярки, декоративны (см. ст. «М. С. Сарьян»). Еще в 30-х годах начал писать пейзажи Г. Г. Нисский (р. 1903). К 40—50-м годам его творчество достигло расцвета. В картинах Нисского родная природа как бы сопереживает с людьми их деяния. Стремительные чередования взгорков, перелесков, полей, перерезанных стрелами шоссе, передают зрителю настроение бодрости и энергичного созидания, которое переживала страна. А лаконичная палитра черно-сине-голубых тонов придает изображенному пространству цельность и спаянность. Поэтическое, возвышенное переживание жизни, взволнованное, глубокое и талантливое осмысление трудных послевоенных буден предстало в творчестве С. А. Чуйкова (р. 1903). Его картины посвящены родной Киргизии, а также Индии, в которой художник не раз бывал в 50-е годы. Человек для Чуйкова прекрасен своей разумностью и добротой сердца, своей близостью к спокойной, мудрой и величавой природе. Теплые и солнечные краски живописи, неторопливые переходы тонов передают красоту мира и бережное отношение художника к природе. Одна из лучших картин Чуйкова — «Дочь Советской Киргизии» (1948). Знойное сине-голубое небо над палевой степью. Солнце ярко зажигает красные тона платка, синеву жилета, бросая цветные зайчики на белую юбку. Но как ни насыщены краски — они не спорят друг с другом. И колорит, и рисунок, и композиция подчинены строгой гармонии, которую находит Чуйков в самых простых, обычных явлениях жизни. К той же поэтизации обычного стремился Чуйков и в индийских этюдах и картинах. Он не искал экзотики, красочных эффектов, а хотел спокойно, но глубоко раскрыть всю мудрость и красоту древнего народа и природы Индии. Послевоенное советское искусство отразило разные стороны жизни нашей страны. В живописи А. А. Пластова (см. ст. «А. А. Пластов») как бы ожила тогдашняя деревня. Художник изобразил ее правдиво, ничего не приукрасив. Он знал своих героев, верил в их силу и представлял зрителю неказистых с виду, а по сути чистых, сильных и благородных людей. Он тоже искал красоту в простом. В картинах А. А. Дейнеки этого периода, как и в его полотнах 30-х годов, зрители вновь увидели напряженную жизнь страны (см. ст. «А. А. Дейнека»). Она залечивала раны, строилась, трудилась и отдыхала. Дейнека постоянно шел в ногу со временем, словно торопя его своим активным, боевым искусством. В послевоенные годы советское искусство развивалось широким фронтом. Разные республики, разные национальные школы, разные города, разные поколения. Сформировалась своя школа живописи в Латвии, во главе ее стал Эдуард Калнынь (р. 1904). Многие армянские художники пошли по пути, проложенному искусством Мартироса Сарьяна. Среди них, например, Оганес Зардарян (р. 1918). Азербайджанскую живопись стал достойно представлять Микаил Абдуллаев (р. 1921). Успешно выступала на послевоенных выставках украинская художница Т. Н. Яблонская (р. 1917). Этот перечень можно было бы расширить. По-прежнему радовали зрителей своими работами мастера старшего поколения советского искусства — С. Коненков, М. Сарьян, П. Кузнецов, П. Кончаловский, С. Герасимов, В. Фаворский, более молодые мастера — Б. Иогансон, П. Корин, А. Пластов и художники среднего поколения — С. Чуйков, Г. Нисский, Б. Пророков. Громкий голос Б. Пророкова страстно призывал бороться за мир, за свободу угнетенных народов (см. ст. «Б. И. Пророков»). Но плеяду этих художников уже «подпирала» молодежь; она выдвинулась в середине 50-х годов, внося новые черты в советское искусство. В развитии искусства послевоенных лет были свои сложности и трудности. В те годы воздвигались и помпезные, неуклюже украшенные здания, создавались парадные, напыщенные портреты. Герои живописи подчас вели себя как плохие актеры на сцене. Но было создано и немало хороших полотен и скульптурных памятников, которые по праву можно отнести к произведениям большого искусства. Они и подготовили почву для нового плодотворного этапа в истории советского изобразительного искусства, связанного с ленинскими идеями XX партийного съезда. Перемены начались с архитектуры. Она повернулась лицом к новым задачам — массовому строительству, преодолению украшательства, рождению новой красоты простых конструктивных форм. В середине 50-х годов начал формироваться новый архитектурный стиль. О нем можно судить и по новым зданиям жилых кварталов, построенных в самых разных городах Союза, и по некоторым сооружениям общественного характера. Яркими примерами новой архитектуры могут служить Дворец съездов в Московском Кремле (1961), Московский Дворец пионеров на Ленинских горах (1962), кинотеатр «Россия» (1961, Москва; архитекторы Ю. Шевердяев и Д. Солопов), новые лагеря Артека на Южном берегу Крыма (1961 —1964; архитекторы А. Полянский, В. Витухин, инженер Ю. Рацкевич) (см. ст. «Кремлевский Дворец съездов», «Московский Дворец пионеров», «Новые лагеря Артека»). Новая архитектура опять оживила идею синтеза искусств. Московский Дворец пионеров или Дворец съездов нельзя представить себе без монументальной скульптуры и живописи. За последнее десятилетие в разных городах Союза было поставлено немало памятников. В Ленинграде М. К. Аникушин (р. 1917) создал памятник А. С. Пушкину (1957), в Москве А. П. Кибальников (р. 1912) — В. В. Маяковскому (1958), Л. Е. Кербель (р. 1917) — Карлу Марксу (1961) и т. д. Памятник молодого литовского скульптора Гедиминаса Йокубониса (р. 1927) «Мать-Родина» (1960), установленный в деревне Пирчюпис, разрушенной гитлеровцами во время Отечественной войны, посвящен жертвам фашизма. Строгая фигура матери, вырубленная из гранита, возвышается над равниной, возбуждая чувство скорби и веру в неодолимые силы народа. Этот великолепный памятник удостоен Ленинской премии. Новую жизнь обрело прикладное и декоративное искусство, тесно связанное с бытом людей. Искусство вошло в жилую квартиру, стало неотъемлемой частью повседневности. В конце 50-х годов в печати и в разговорах прозвучало старинное и, казалось бы, весьма академическое слово: эстамп. На стенах наших квартир, кафе, лабораторий, библиотек появились линогравюры, ксилографии, офорты, т. е. графические произведения, выполненные в технике, которая позволяет тиражировать изображения, не искажая их. Каждый эстамп — не копия, не репродукция, а подлинник (см. ст. «Графика»), Черно-белые контрасты линогравюры, создаваемые резцом художника, представляли жизнь преображенной, динамичной, окрашенной личным настроением и фантазией человека-творца. Очень интересны и динамичны гравюры И. В. Голицына (р. 1928). Ритмичные контрасты черного и белого не только означают здесь привычные границы предметов, но решают и более сложные композиционные задачи. В гравюре «Три художника» (1962) мы не видим ни того, что создают в данный момент изображенные на ней мастера, ни даже их лиц. Но очертания фигур и их расположение таковы, что мы прекрасно ощущаем пафос творчества, дерзновенную работу художников. Г. Ф. Захаров (р. 1926) открыл красоту городских пейзажей. На его первых работах мы видим то силуэты мостов, то серебристые прямоугольники зданий, то уют обжитых горбатых переулков. А затем художник создал серию гравюр о природе: журчащий меж кустарников ручей, лесная дорога, луга... Большую известность получила гравюра на линолеуме «Владимир Маяковский» (1957;), созданная Ю. Б. Могилевским (р. 1924), а также иллюстрации 0. А. Кудряшова (р. 1932) к произведениям Салтыкова-Щедрина. Многогранность мира, величие богатого благородными чувствами советского человека — так можно определить тему лучших эстампов рубежа 50—60-х годов, сюжетно охвативших великое разнообразие дел нашего народа и созданных художниками молодого поколения. На линогравюрах бакинца Расима Бабаева (р. 1927) — экспрессивные панорамы нефтепромыслов. Андрей Ушин (р. 1927) создал ленинградские пейзажи. Молодые литовские графики Альбина Макунайте (р. 1926), Бируте Жилите (р. 1930) и другие выработали свой стиль в гравюре — в ней много от народной картинки и даже от народной песни. Иные темы и сюжеты у живописи последнего десятилетия. Для нее характерна тенденция к созданию картины-эпопеи, в которой бы звучало величавое слово о современнике, его мечте, трудах, благородстве, об истории — далекой или недавней, но всегда актуальной. Монументальный слог художники ищут разными путями. Одним из первых среди московских художников, кто начал искать эти новые пути, был Г. М. Коржев (р. 1925). Его триптих «Коммунисты» (1957 —1960) показывает борьбу без прикрас, историю в ее истинной героике, в ее подлинном драматизме. Те же черты присущи картине П. А. Смолина (р. 1928) и A. А. Смолина (р. 1930) «Стачка» (1964; обе в Третьяковской галерее, Москва). Современной теме посвящены и произведения П. П. Оссовского, Д. Д. Жилинского, B. И. Гаврилова, В. И. Иванова и других. О новых исканиях молодых живописцев, живущих в разных концах Союза — в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии, свидетельствовали всесоюзные и республиканские выставки художников в 60-е годы. Латыш Эдгар Илтнер (р. 1925) — самобытный живописец. Он воспринял мудрость народных мастеров, демократические традиции художников 30-х годов. В полотне «Мужья возвращаются» (1957, Рижский государственный музей) изображены женщины-рыбачки, крепкие, сильные, мужественные. В ветреный, бурный день они ожидают на берегу моря мужей. Они тревожатся за судьбу мужей, веря и не веря в их возвращение. Илтнеровская романтика умна и содержательна, его понимание героизма глубоко человечно. Тяга к большим темам нравственного, философского звучания близка художникам разных республик. В картине бакинца Таира Салахова (1928) «Ремонтники» (1960) человек оказался в драматических обстоятельствах. В хмурую, предштормовую погоду от берега в открытое море катер увозит бригаду нефтяников-ремонтников. Их шестеро, чуть угловатых, прижавшихся друг к другу спинами. Мы видим лица троих... Без улыбок, задумчивые, волевые... Художник выбирает стальные краски, напряженные и холодные. И мы ощущаем порывы леденящего ветра. Горизонтальная линия берега вносит в композицию некоторую уравновешенность: да, это будни, это каждодневная борьба человека на земле. В творчестве Салахова чувствуются традиции строгого и мужественного искусства Дейнеки и Корина. Из огромного деревянного блока вырезал литовец Юозас Микенас лица пожилого рыбака, девушки и задумчивого человека с чуть грустной и доброй улыбкой. Вещь так и названа: «Рыбак, дочь рыбака и я». В ней жизнь совершает свой круговорот, Вздымаются золотистые волны, вскидывается на их гребне причудливая рыбка. Жизнь вечно продолжается, вбирает в себя и вновь дарит людям мудрость старого труженика, поэзию юности, зрелое постижение земной истины... Герои скульптуры молодого московского мастера Д. М. Шаховского (р. 1928) «Камчатские рыбаки» (1957, Третьяковская галерея, Москва) — парни, обветренные и закаленные штормовым морем. Они умелы и напористы в труде и справедливы в жизни. В штормовках, плечом к плечу, рыбаки — эти три разных характера — создают сильный товарищеский коллектив. Три бюста слиты в единую композицию. Плотно и весомо выглядит материал — звонкая медь. И тем, кто поглядит на этих дружных и сильных людей, становится увереннее жить... Это разнообразие современной станковой скульптуры можно было бы продемонстрировать и на множестве других примеров. И здесь протянется длинная цепь от самого старшего, С. Коненкова, к средним и молодым — таким, как О. Комов, Ю. Чернов и другие. Успехи молодых позволяют видеть перспективу современного советского искусства, позволяют надеяться на то, что лучшие традиции старших мастеров будут продолжены. «Искусство должно возвышать человека, освобождать его от всего мелкого, пошлого, принижающего»— в этих словах Сарьяна выражено высокое нравственное кредо нашего искусства, с первых лет Октября талантливо выполняющего свою миссию исследователя и агитатора, воспитателя и творца прекрасного. |
ПОИСК
Block title
|