.
Меню сайта
|
Советское искусство 1941-1945 гг.Советское искусство 1941-1945 гг.В 1945 г. в Польше в полуразрушенном Кракове была открыта небольшая выставка работ солдата З. Т. Толкачева (р. 1903) — художника из Киева. Это были документальные зарисовки, сделанные на служебных бланках концентрационного лагеря Освенцим, где фашисты замучили сотни тысяч мирных людей. Страшные своей правдивостью рисунки польское правительство представило как одно из свидетельств в деле о зверствах гитлеровцев. Один из польских литераторов писал тогда:«Работы Толкачева — это фрагменты, куски, отрывки трагедии. Это документ величайшего в мире злодейства. Величайших страданий. Величайшего героизма». Советское искусство 1941 —1945 гг.— это летопись народной войны, исторический документ исключительной важности. Его основные черты — документальность и публицистичность: трудно было оставаться спокойным в эти грозные для Родины дни. Война началась внезапно, но уже буквально на следующий день на стенах домов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к местам боев, появились первые плакаты Кукрыниксов, Б. Е. Ефимова и других художников. В опасное для страны время, как и в эпоху гражданской войны, плакат снова занял одно из ведущих мест в искусстве. На первых порах некоторые плакаты очень сильно напоминали те, что 20 лет назад звали под знамена Красной Армии. Так, одна из популярных работ этих лет — «Родина-мать зовет» (1941) И, М. Тоидзе (р. 1902), на которой изображена женщина, призывающая сыновей защитить Отечество, по композиции и по цвету напоминала прославленный плакат Д. С. Моора «Ты записался добровольцем?», созданный в годы гражданской войны. Без огромного, высотой в пять этажей, плаката Тоидзе, вывешенного на улице Горького, невозможно представить себе Москву военных лет. В течение первых месяцев войны на помощь признанным плакатистам пришли многие живописцы, скульпторы и графики, которые раньше никогда не делали плакатов. Но сейчас это было главным, и художники занялись новым для себя делом. В конце 1941 г. по примеру «Окон РОСТА» (см. ст. «Советское искусство 1917—1921 гг.») были организованы «Окна ТАСС», над которыми совместно работали известные поэты, художники и мастера художественной фотографии... Большую роль сыграли агитплакаты в осажденном Ленинграде. Плакаты выпускались и в других городах, при политуправлениях фронтов и армий. История боев, фронтовой быт предстают перед нами в произведениях военных художников студии имени Грекова. Эти художники ездили по фронтам, принимая участие в военных действиях, они воссоздавали в своих картинах сцены боев, образы героев-солдат. Немало художников с первых дней боев пришли во фронтовые газеты. Многие вели своего рода изодневник. В тяжелые дни 1941 — 1942 гг., когда под Севастополем шли кровопролитные бои, Л. В. Сойфертис (р. 1911) во время коротких перерывов между атаками и бомбежками зарисовывал в альбоме защитников города, героев-моряков. С документальной последовательностью рассказывали о буднях ленинградской блокады литографии А. Ф. Пахомова (р. 1900), о тех 900 днях, полных надежд и сомнений, когда город был отрезан от Большой земли. А поэтичные акварели В. В. Пакулина (1900—1951) донесли до нас облик Ленинграда того времени — странно безлюдные улицы, прекрасные площади и ансамбли, которые каждый час могли быть разрушены вражескими снарядами и бомбами. Многие произведения о войне были актуальны, как плакат. Примером такого быстрого, своевременного ответа на события может служить публицистическая по сути своей картина С. В. Герасимова «Мать партизана» (см. ст. «С. В. Герасимов»). «Не забудем, не простим!» (1942)— так назвал Д. А. Шмаринов серию своих работ, рассказывающую о злодеяниях фашистов. Литовский график Витаутас Юркунас (р. 1910) назвал цикл линогравюр почти газетным заголовком: «Зверства фашистских оккупантов» (1945—1946). Все до одной гравюры выполнены, как говорится, единым дыханием, взволнованно... Поднял руку офицер СС. Солдаты приготовились к залпу. Но девушка-партизанка не дрогнула. Она глядит гордо и смело. Тупо стоят лопаты, ожидая работы. Гнев и ненависть художника никого не оставляют безучастными. Идет война, и фронт всюду. Враг подошел к Москве, и вот уже выросли на окраинах противотанковые надолбы. И весь город под снеговым свинцовым небом стал суровым, приготовился к битве. Такова столица в картине А. Дейнеки «Окраина Москвы в 1941 г.», написанной призывно, почти с плакатной броскостью (1942, Третьяковская галерея, Москва; см. ст. «А. А. Дейнека»). Трудно и опасно не только на фронте... И в тылу люди героически переносили все лишения ради победы. О жизни народа в годы войны рассказывали зрителю картины Ю. И. Пименова «Следы шин» (1944), «Осенняя станция» (1945), донесшие до нас поэзию быта тех лет (первая — в Третьяковской галерее в Москве, вторая — в Русском музее в Ленинграде) и А. А. Пластова «Фашист пролетел» (см. ст. «А. А. Пластов»). Когда враг разорял нашу родную землю, важно было вспомнить и историю, славные ратные подвиги предков. Их пример вселял надежду и призывал быть мужественными и смелыми. Вот почему многие художники в это грозное время пишут полотна на исторические темы. В 1942 г. П. Д. Корин обратился к образу Александра Невского, 700 лет назад предупреждавшего: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» (см. ст. «П. Д. Корин»). Художник Е. Е. Лансере работал над графической серией «Трофеи русского оружия» (1942). Старейший художник Н. П. Ульянов (1875—1949) написал картину «Лористон в ставке Кутузова» (1945). В. А. Фаворский создал цикл гравюр «Великие русские полководцы» (1945 —1947; см. ст. «В. А. Фаворский»). Группа эстонских художников, находившихся в это время в Ярославле, подготовила выставку (1943), посвященную 600-летию восстания «Юрьевой ночи» против рыцарей-иноземцев. «Я УВЕРЕН, ЧТО НАСТУПАЕТ ВЕЛИКАЯ ЭРА ИСКУССТВА...» Р. РОЛЛАН О СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ Когда просматриваешь книги по истории искусства Великой Отечественной войны, то невольно обращаешь внимание и на большое количество портретов. Их было много и в графике, и в скульптуре, и в живописи. В портретах военных лет мы видим людей несломленных, сильных духом, проявивших неслыханное мужество и благородство в самые тяжелые для страны дни. Хладнокровен и мужествен полковник Б. Юсупов в портрете В. Мухиной. В скульптурном портрете С. Лебедевой писатель А. Т. Твардовский (1943) напоминает своего любимого героя, никогда не унывающего Василия Тёркина. Посмотрите, как строго сделан художником Г. С. Верейским (1886—1962) портрет востоковеда И. Орбели (1942), как сдержанные сочетания зеленого, желтого создают ощущение тревоги в «Автопортрете в желтой рубахе» (1943) П. П. Кончаловского, как, словно оружие, держит кисть М. С. Сарьян в своем автопортрете 1942 г. Но вот война окончена. И мы видим на одном из полотен Сарьяна — «Армянам— бойцам, участникам Великой Отечественной войны» (1945)— цветы, то яркие и приглушенные, то радостные и грустные. Они здесь звучат как память о невернувшихся, отдавших жизнь за свободу родной земли, и как радость мира, призыв к новой жизни... Уже на выставках 1945 —1946 гг. появилось много картин и скульптурных произведений, рассказывающих о мирных делах вчерашних воинов. Но и до сих пор тема подвига народа в войне волнует художников и зрителей. |
ПОИСК
Block title
|