.
Меню сайта
|
В.И. МухинаВ.И. Мухина(1889—1953) «Творчество — это любовь к жизни!»— этими словами Вера Игнатьевна Мухина выразила свои этические и творческие принципы — принципы выдающегося советского скульптора-реалиста первой половины XX в. Любовь к жизни, вера в человека-героя, человека — борца и созидателя вдохновляли Мухину на всем протяжении ее творческой деятельности. Широта кругозора, прекрасное знание мировой скульптуры, постоянное совершенствование профессионального мастерства — вот что определяет многогранность ее творческой личности. Она всегда была в первых рядах борцов за новое искусство. Еще в начале своей деятельности В. И. Мухина принимала активное участие в проектировании революционных памятников (проекты памятников «Освобожденному труду»1919; «Пламя революции», 1922, и др.). В 1927 г. она сделала небольшую бронзовую фигуру «Ветер», интересную динамикой сопротивления человека стихиям, бурным порывам ветра. В этом же году она создала обобщенный образ крестьянской женщины в скульптуре «Крестьянка», олицетворяющей волю и мощь человека — хозяина природы. Одновременно скульптор много сил отдает портрету — и острохарактерному, выявляющему индивидуальные особенности модели, и более обобщенному, в котором собраны типические черты человека советской эпохи. Самое глубокое по содержанию портретное произведение Мухиной — портрет архитектора С. Замкова (1934—1935). У героя Мухиной гордая, красивая голова, энергичное волевое лицо, мощные широкие плечи и мускулистые руки. Она писала о замысле этой работы: «Кроме портретного сходства с человеком, я хотела воплотить в скульптуре синтетический образ строителя, его непреклонную волю, его уверенность, спокойствие и силу... Почетное и славное дело советского скульптора быть поэтом наших дней, нашей страны, певцом ее роста, воодушевлять народ силою художественных образов». В 30-е годы, ознаменованные широким развитием строительства, Мухина много работала в области монументальной и декоративной пластики. Вершиной монументального творчества мастера была всемирно известная 24-метровая скульптура из нержавеющей стали «Рабочий и колхозница», созданная для советского павильона на Всемирной выставке 1937 г. в Париже. Сейчас эта великолепная скульптура — одно из лучших и популярнейших произведений советского искусства — находится в нашей столице Москве перед входом на Выставку достижений народного хозяйства. Юноша и девушка в стремительном движении возносят вверх эмблему Советского государства — серп и молот. Молодые и сильные, объединенные общим порывом вперед, они олицетворяют творческие созидательные силы советского общества, его молодость и волю к победе. Эти образы стали символом прогрессивных сил всего человечества, гимном во славу свободного человека-творца. Произведение Мухиной «Рабочий и колхозница» языком скульптуры выражает идеи социалистического гуманизма. Оно замечательно новаторским художественным решением. Динамика композиции наглядно передает внутренний порыв героев. Мощное движение — гигантский шаг вперед, взлет несущих эмблему рук, складки тканей, как бы раздуваемых встречным ветром, еще усиливают динамику группы. Серебристо-серый блеск стали повышает декоративность скульптуры, делает ее легкой, как бы летящей. Обе фигуры объединены в целое единым ритмом движения. В этой работе Вера Игнатьевна Мухина выразила свое понимание скульптуры как искусства большого, значительного образа. Такое отношение к скульптуре воплощено и в монументальных работах 30—40-х годов, лучшая из которых — романтически приподнятый образ М. Горького1 (1938—1952, бронза), и в серии портретов героев Великой Отечественной войны, а также деятелей науки, искусства, борцов за мир и прогресс (портреты полковника Б. А. Юсупова, 1942, бронза; хирурга Н. Н. Бурденко, 1943, бронза; кораблестроителя А. Н. Крылова, 1945, дерево, и др. ;все три в Третьяковской галерее в Москве). В портретах Мухина выявляет типические черты современников — силу духа, волю к действию, высокое достоинство и гуманность. И во всех своих героях она ищет и находит черты героической личности. Творческий путь Мухиной — путь поисков монументального стиля и героического образа, путь утверждения реалистического искусства. Она постоянно искала и училась — у искусства прошлого, у современников, но прежде всего у самой жизни. 1 Этот памятник писателю установлен в городе Горьком в 1952 г. |
ПОИСК
Block title
|