. С.В. Герасимов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

С.В. Герасимов

С.В. Герасимов

(1885—1964)

В первую годовщину Октября, в 1918 г., на нынешней площади Революции в Москве, на здании, где сейчас находится Центральный музей В. И. Ленина, висело огромное панно. На нем был изображен крестьянин, который поднимал красное знамя. Называлось панно «Хозяин земли». Его автором был 33-летний Сергей Васильевич Герасимов, позже один из известнейших советских живописцев, лауреат Ленинской премии.

Пятнадцатилетним юношей, в 1900 г., при­шел Герасимов в Строгановское художествен­ное училище. По окончании его, в 1907 г., посту­пил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Он внимательно изучал живопись прошлого, брал то, что было сродни его таланту в совре­менном западном и русском искусстве. Он писал очень много акварелей, среди них были сценки деревенской и городской жизни, пейзажи.

В 20-е годы творчество Герасимова стало глубже и сложнее. Он пишет портреты крестьян. Много рисует, пытаясь постичь своеобразие каждого из своих героев. Его влекут герои­ческие темы, персонажами его картин стано­вятся те самые крестьяне, портреты которых он так внимательно писал. В картине «На Волхове. Рыбаки» (1928—1930, Треть­яковская галерея, Москва) художник показы­вает своих героев за едой после тяжелого дня; он любуется могучей, богатырской силой рыба­ков. Героическим страницам истории посвя­щены «Клятва сибирских партизан» (1933) и «Мать партизана» (1943— 1946; обе картины в Третьяковской галерее в Москве). Эти произведения Герасимова при­влекают силой народных характеров, ориги­нальностью в трактовке темы, хотя и уступают по мастерству его портретам и пейзажам.

Широко известны такие работы Герасимова, как «Колхозный сторож» (1933) и «Колхозный праздник» (1937; обе картины находятся сейчас в Третьяковской галерее).

С. Герасимов был и хорошим иллюстрато­ром книг. Он выбирал для иллюстрирования книги, близкие его главной, народной теме: «Дело Артамоновых» (1937—1950) А. М. Горько­го, «Грозу» (1948) А. Н. Островского.

Но, может быть, главное дело всей жизни художника — пейзажи. Сын крестьянина из Можайска, он навсегда сохранил любовь к род­ной земле. Он не писал огромных полотен. Его пейзажи обычно невелики по размерам, скром­ны. Пригорки и холмы, долина реки, погожий солнечный день, березы на юру — все это на­писано у него искренне, с уважением и любовью к красоте природы своей Родины. Композиция пейзажа вроде бы случайна, цвет неярок, скро­мен, приглушен. Художник как бы боится ска­зать лишнее слово, приукрасить, он только от­крывает ту поэзию, которая есть в самой при­роде и которую люди не всегда замечают. Но нельзя не почувствовать тонкость переживаний мастера, его любовь к среднерусской природе. Именно эти прекрасные качества пейзажных ра­бот С. В. Герасимова были особо отмечены при присуждении художнику в 1966 г. Ленинской премии.

Разносторонний и большой художник, С. В. Герасимов известен также как педагог и общественный деятель, воспитавший многих мастеров живописи. В течение долгих лет он был профессором живописи, деканом, а затем директором Художественного института им. В. И. Сурикова (1936 — 1950), председателем Московского союза художников, дважды изби­рался первым секретарем Союза художников СССР.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ