.
Меню сайта
|
С.В. ГерасимовС.В. Герасимов(1885—1964) В первую годовщину Октября, в 1918 г., на нынешней площади Революции в Москве, на здании, где сейчас находится Центральный музей В. И. Ленина, висело огромное панно. На нем был изображен крестьянин, который поднимал красное знамя. Называлось панно «Хозяин земли». Его автором был 33-летний Сергей Васильевич Герасимов, позже один из известнейших советских живописцев, лауреат Ленинской премии. Пятнадцатилетним юношей, в 1900 г., пришел Герасимов в Строгановское художественное училище. По окончании его, в 1907 г., поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Он внимательно изучал живопись прошлого, брал то, что было сродни его таланту в современном западном и русском искусстве. Он писал очень много акварелей, среди них были сценки деревенской и городской жизни, пейзажи. В 20-е годы творчество Герасимова стало глубже и сложнее. Он пишет портреты крестьян. Много рисует, пытаясь постичь своеобразие каждого из своих героев. Его влекут героические темы, персонажами его картин становятся те самые крестьяне, портреты которых он так внимательно писал. В картине «На Волхове. Рыбаки» (1928—1930, Третьяковская галерея, Москва) художник показывает своих героев за едой после тяжелого дня; он любуется могучей, богатырской силой рыбаков. Героическим страницам истории посвящены «Клятва сибирских партизан» (1933) и «Мать партизана» (1943— 1946; обе картины в Третьяковской галерее в Москве). Эти произведения Герасимова привлекают силой народных характеров, оригинальностью в трактовке темы, хотя и уступают по мастерству его портретам и пейзажам. Широко известны такие работы Герасимова, как «Колхозный сторож» (1933) и «Колхозный праздник» (1937; обе картины находятся сейчас в Третьяковской галерее). С. Герасимов был и хорошим иллюстратором книг. Он выбирал для иллюстрирования книги, близкие его главной, народной теме: «Дело Артамоновых» (1937—1950) А. М. Горького, «Грозу» (1948) А. Н. Островского. Но, может быть, главное дело всей жизни художника — пейзажи. Сын крестьянина из Можайска, он навсегда сохранил любовь к родной земле. Он не писал огромных полотен. Его пейзажи обычно невелики по размерам, скромны. Пригорки и холмы, долина реки, погожий солнечный день, березы на юру — все это написано у него искренне, с уважением и любовью к красоте природы своей Родины. Композиция пейзажа вроде бы случайна, цвет неярок, скромен, приглушен. Художник как бы боится сказать лишнее слово, приукрасить, он только открывает ту поэзию, которая есть в самой природе и которую люди не всегда замечают. Но нельзя не почувствовать тонкость переживаний мастера, его любовь к среднерусской природе. Именно эти прекрасные качества пейзажных работ С. В. Герасимова были особо отмечены при присуждении художнику в 1966 г. Ленинской премии. Разносторонний и большой художник, С. В. Герасимов известен также как педагог и общественный деятель, воспитавший многих мастеров живописи. В течение долгих лет он был профессором живописи, деканом, а затем директором Художественного института им. В. И. Сурикова (1936 — 1950), председателем Московского союза художников, дважды избирался первым секретарем Союза художников СССР. |
ПОИСК
Block title
|