. Б.В. Иогансон
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Б.В. Иогансон

Б.В. Иогансон

(р. 1893)

Их двое. Они стоят безоружные посреди комнаты. Сзади охрана. Впереди белые офи­церы. Идет допрос. Но ни слова в ответ на угрозы. Ни содрогания, ни испуга. Слепой ярости палачей противостоит стойкость и убежденность подпольщиков...

Когда автор этой картины — «Допрос комму­нистов»— Борис Владимирович Иогансон в 10-х годах посещал классы московского Училища живописи, ваяния и зодчества, вряд ли кто мог подумать, что прилежный ученик Константина Коровина, художника-лирика, влюбленного в чувственную, живописную красоту мира, создаст публицистические произведения о времени классовых битв и социальных революций.

Но так распорядилось сердце, так подска­зала художнику его совесть. В 20-е годы Б. В. Иогансон создает картины, в которых запечатлевает эпизоды гражданской войны, суб­ботники и первые шаги по пути индустриали­зации страны.

Изображая на полотне «Рабфак идет» («Вузовцы»; 1928, Третьяковская галерея, Москва) трудовую молодежь, для которой путь к знаниям открывали рабочие факультеты ву­зов, живописец от панорамы событий перехо­дит к показу современника, сосредоточивая внимание на лицах, на выразительности поз и жестов. Перед нами люди, ставшие героями первой пятилетки. Это поколение, не знающее уныния и трудностей, волей, напором решаю­щее самые сложные вопросы строительства но­вой действительности.

В чем же сила этих людей? Иогансон на­ходит ответ — в идейности, в непоколебимой преданности.

Конфликт картины «Допрос коммуни­стов» (1933;) строится на ясных и прямых психологических сопостав­лениях. Мужественным и убежденным подполь­щикам не в силах противостоять озлобленные, морально опустошенные, трусливые защитни­ки старого мира. Их позы карикатурны, исте­ричны, а взгляды растерянны. Коммунисты сто­ят уверенно, смотрят вперед безбоязненно, зная, что их правое дело победит.

В картине «На старом уральском заводе» (1937, Третьяковская галерея, Мо­сква) Б. Иогансон показал пробуждение клас­сового сознания русских рабочих. Колорит этого полотна, как и предыдущего, тяжел и мрачен. Резкие контрасты света и тени, расстановка фи­гур четко представляют зрителю испуганного, но еще надменного заводчика, которому нашеп­тывает десятник, и рабочего, очевидно про­слывшего смутьяном. Поединок их взглядов — основной смысловой узел всей композиции: не­примиримость и гнев в пронзительном взгляде рабочего и злобная мстительность, трусливость в как бы исподтишка брошенном взгляде хо­зяина. Все остальное в картине — колорит, другие персонажи, детали — усиливает и раз­вивает эту основную тему, тему непримиримой борьбы угнетенного и угнетателя.

В послевоенное время вместе с бригадой мо­лодых помощников Иогансон написал большую картину, запечатлевшую выступление В. И. Ленина на III съезде ком­сомола в тот момент, когда в зале только что прозвучали знаменитые слова Ильича — «учиться, учиться, учиться» (1950, Третьяков­ская галерея, Москва).

Для творчества Иогансона характерны темы большого общественного звучания. Но худож­ник с любовью пишет и интимные портреты, лирические натюрморты.

Перу Иогансона принадлежит множество статей по теории искусства. Он доктор искус­ствоведения, педагог. Б. В. Иогансон избирал­ся президентом Академии художеств, первым секретарем Союза советских художников. Он лауреат государственных премий.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ