.
Меню сайта
|
Б.В. ИогансонБ.В. Иогансон(р. 1893) Их двое. Они стоят безоружные посреди комнаты. Сзади охрана. Впереди белые офицеры. Идет допрос. Но ни слова в ответ на угрозы. Ни содрогания, ни испуга. Слепой ярости палачей противостоит стойкость и убежденность подпольщиков... Когда автор этой картины — «Допрос коммунистов»— Борис Владимирович Иогансон в 10-х годах посещал классы московского Училища живописи, ваяния и зодчества, вряд ли кто мог подумать, что прилежный ученик Константина Коровина, художника-лирика, влюбленного в чувственную, живописную красоту мира, создаст публицистические произведения о времени классовых битв и социальных революций. Но так распорядилось сердце, так подсказала художнику его совесть. В 20-е годы Б. В. Иогансон создает картины, в которых запечатлевает эпизоды гражданской войны, субботники и первые шаги по пути индустриализации страны. Изображая на полотне «Рабфак идет» («Вузовцы»; 1928, Третьяковская галерея, Москва) трудовую молодежь, для которой путь к знаниям открывали рабочие факультеты вузов, живописец от панорамы событий переходит к показу современника, сосредоточивая внимание на лицах, на выразительности поз и жестов. Перед нами люди, ставшие героями первой пятилетки. Это поколение, не знающее уныния и трудностей, волей, напором решающее самые сложные вопросы строительства новой действительности. В чем же сила этих людей? Иогансон находит ответ — в идейности, в непоколебимой преданности. Конфликт картины «Допрос коммунистов» (1933;) строится на ясных и прямых психологических сопоставлениях. Мужественным и убежденным подпольщикам не в силах противостоять озлобленные, морально опустошенные, трусливые защитники старого мира. Их позы карикатурны, истеричны, а взгляды растерянны. Коммунисты стоят уверенно, смотрят вперед безбоязненно, зная, что их правое дело победит. В картине «На старом уральском заводе» (1937, Третьяковская галерея, Москва) Б. Иогансон показал пробуждение классового сознания русских рабочих. Колорит этого полотна, как и предыдущего, тяжел и мрачен. Резкие контрасты света и тени, расстановка фигур четко представляют зрителю испуганного, но еще надменного заводчика, которому нашептывает десятник, и рабочего, очевидно прослывшего смутьяном. Поединок их взглядов — основной смысловой узел всей композиции: непримиримость и гнев в пронзительном взгляде рабочего и злобная мстительность, трусливость в как бы исподтишка брошенном взгляде хозяина. Все остальное в картине — колорит, другие персонажи, детали — усиливает и развивает эту основную тему, тему непримиримой борьбы угнетенного и угнетателя. В послевоенное время вместе с бригадой молодых помощников Иогансон написал большую картину, запечатлевшую выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола в тот момент, когда в зале только что прозвучали знаменитые слова Ильича — «учиться, учиться, учиться» (1950, Третьяковская галерея, Москва). Для творчества Иогансона характерны темы большого общественного звучания. Но художник с любовью пишет и интимные портреты, лирические натюрморты. Перу Иогансона принадлежит множество статей по теории искусства. Он доктор искусствоведения, педагог. Б. В. Иогансон избирался президентом Академии художеств, первым секретарем Союза советских художников. Он лауреат государственных премий. |
ПОИСК
Block title
|