. М.В. Нестеров
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

М.В. Нестеров

М.В. Нестеров

(1862—1942)

Михаил Васильевич Нестеров встретил Ок­тябрь убеленным сединами мастером. Позади был большой и сложный путь.

В молодые годы, до революции, Нестеров словно бежал от жизни, от ее противоречий. Он искал спа­сения в уединении от мира, в общении с природой.

Героями Нестерова были монахи, отшельники— люди, по его представлениям, чистые и кроткие, живущие будто бы в беседе с истиной и добром. Живописец изобразил их в картинах «Видение отроку Варфоломею», «Молчание», «Пустынник», «Святая Русь», созданных между 1888 и 1906 гг. (три первые — в Третьяковской галерее в Москве, четвертая — в Русском музее в Ленинграде).

В картинах этого же периода «Великий постриг» (Русский музей, Ленинград), «3 а Волгой» (Астраханская галерея им. Б. М. Кустодиева), в ряде портретов Нестеров поведал о доле русских женщин, тоскующих о необычном, находящих в монастыре защиту от грязи и грубости жизни, ожидающих встре­чи с прекрасным.

Художник полагал, что истинная, незапят­нанная религия облагородит всех людей, ука­жет им путь к счастью. Но действительность царской России разрушила мечты живописца. Он не нашел в ней ни чистых порывов, ни воз­вышенной простоты, ни величавого чувства природы у человека...

В 1923 г. Нестеров написал картину «Девушка у пруда» (собрание Н. М. Не­стеровой, Москва), в которой как бы прощался со старым миром. Героиня изображена среди грустной природы, настороженно вслушиваю­щейся в тишину. Надежда еще жива. Но сбу­дется ли она?

В середине 20-х годов художник пережи­вает вторую молодость. Он находит желанный идеал благородного, деятельного человека в лю­дях советской интеллигенции — ученых и ма­стерах искусств.

Так, в 1930 г. Нестеров пишет портрет П. Д. и А. Д. Кориных — известных худож­ника и реставратора. Братья изображены в мастерской в минуту полного творческого порыва. Их лица одухотворены и прекрасны.

Герои Нестерова — люди творчества. Тако­вы академик И. П. Павлов, хирург С. С. Юдин, скульпторы И. Д. Шадр и В. И. Мухина (их портреты написаны Несте­ровым в 1934, 1935 и 1940 гг. и находятся в Третьяковской галерее в Москве).

Нестеров для передачи динамики и энергии любил заострять силуэты предметов и фигур, писать портрет в профиль, нередко подчерки­вая светотень, достигая этим впечатления рель­ефности, скульптурной весомости.

Один из лучших портретов живописца — об­раз знаменитого ученого И, П. Павлова. Павлов сидит у окна. За окном виден светлый пейзаж — росистое уми­ротворенное утро. Природа очищена от всего суетного и ложного. На столе букет белых цветов. В этом прекрасном мире и созревает всеобъемлющая и дерзновенная мысль ученого. Символично сжаты его кулаки, лежащие на диаграмме опыта, сосредоточенно лицо. Еще ближе истина, еще необъятнее горизонты жизни.

М. В. Нестеров скончался в 1942 г. — в гроз­ный год обороны Отечества, свято веруя в победу родной армии. До последнего дня он не выпускал из рук палитру и кисть.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ