. В.А. Фаворский
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

В.А. Фаворский

В.А. Фаворский

(1886—1964)

Посмотрев на портрет Владимира Андрееви­ча Фаворского, на его умное лицо, окаймлен­ное бородой, на проницательные глаза, хо­чется сказать — это философ. И первое впечат­ление не будет обманчиво. Оно подкрепляется его искусством.

В начале нашего века Фаворский учился живописи и гравюре в Мюнхене. Потом возвра­тился в Россию, окончил Московский универ­ситет, перевел важную для художников книгу А. Гильдебранда «Проблема формы в изобра­зительном искусстве», серьезно увлекся графи­кой. Он стал подлинным художником книги, создавшим свою школу. Больше полувека Фа­ворский посвятил этому благородному делу. Он оформлял очень много разных книг — «Слово о полку Игореве» (1950), сочинения П. Мериме (1927 —1935), «Рас­сказы о животных» Л. Толстого (1929), «Женьшень» М. Пришвина (1933), «Со­неты» В. Шекспира (1947), «Маленькие трагедии» А. Пушкина (1961) и др.

За последнюю работу Фаворский был удо­стоен Ленинской премии. Предпочитал он кни­ги, где есть настоящие характеры, большие страсти, и понимал их удивительно глубоко и тонко. Фаворский иллюстрировал не только сюжет. Для него важно было то, как написано произведение, важно было понять его стиль.

Фаворский уделял огромное внимание и архи­тектуре книги. Об искусстве книги он говорил, что оно «в малом масштабе... тот же синтез, к которому мы стремимся в архитектуре, со­единяя ее со скульптурой и живописью». Толь­ко вместо живописи и скульптуры здесь иллю­страция и шрифт. Откройте, например, «Ма­ленькие трагедии» и вы увидите, что каждый предмет, изображенный художником, живет в пространстве страницы как в доме.

Интересно, что когда Фаворский пришел в монументальное искусство (фрески в Музее охраны материнства в Москве, созданные со­вместно с Л. Бруни, 1933), то графическая по своему характеру живопись мастера весьма ор­ганично вошла в архитектуру...

У Фаворского — художника книги — учились многие, но не менее значителен он и как автор гравюр на дереве и линогравюр. Они разнооб­разны. В портрете Ф. М. Достоевского (1929) строгим и сдержанным штрихом вы­ражены сосредоточенность, работа мысли пи­сателя. В «Михаиле Кутузове» (1945) — предельная ясность. В гравюре «1919— 1920—1921», как в поэме, одно сравнение спорит с другим, штрих отрывист. Это как бы романтический монтаж событий революцион­ных лет. Фаворский каждый раз немного видо­изменяет манеру исполнения. Он постоянно развивает и усложняет стиль своих работ.

Менее известен Фаворский как мастер теат­ральной декорации. Но и в этой области он создал интересное произведение — остроумные и веселые декорации к «Двенадцатой ночи» В. Шекспира (1933; МХАТ-2. сейчас этот театр не существует). Почти до последнего времени Фаворский не был из­вестен как рисовальщик. А между тем точный рисунок — основа его мастерства. Рисует он всегда внимательно, словно боясь пропустить что-либо важное в характере человека. Его карандашные парные портреты художников — сложные и многогранные характеристики...

Фаворский — и монументалист, и график, и художник театра. Он мастер нового типа, для которого не существовало искусства великого и второстепенного. Он с увлечением работал и в прикладном искусстве, и в гравюре, и во фреске.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ