.
Меню сайта
|
К.С. Петров-ВодкинК.С. Петров-Водкин(1878 —1939) Детство Козьмы Сергеевича Петрова-Водкина прошло в городке Хвалынске, над волжскими откосами, среди яблоневых садов. Земля была щедра. Казалось — живи, трудись, радуйся человек. А людям жилось скверно. Еще подростком, наблюдая жестокие драки уставших от нужды, обозленных людей, Козьма дал себе слово научить их достоинству, правде и красоте. Он учится живописи, занимается литературным трудом. Козьма терпит нужду, разочарования, но не отступает от задуманного. В 1912 г. Петров-Водкин создал картину «Купание красного коня», в которой старался выразить мечту о вольной, здоровой, прекрасной жизни (Третьяковская галерея, Москва). Красный конь выглядит и сказочным и очень жизненным. Его упругая поступь грациозна и торжественна, взгляд огненный. Юноша, направляющий коня в хрустально чистые воды, полон неги, охвачен светлым раздумьем. Он словно ожидает встречи с чем-то очень важным, красивым и добрым. Многие картины Петров-Водкин посвятил русским женщинам-крестьянкам. Он с любовью изучал древнюю русскую живопись, стремился проникнуться величавыми чертами народных образов, чтобы наделить ими своих героинь, сделать их похожими на Ярославну из «Слова о полку Игореве». Художник мучительно переживал бедствия народа в первую мировую войну. Он с радостью встретил Октябрь и весь свой талант отдал строительству социалистической культуры. Он участвует в оформлении революционных празднеств, отражает происходящие события в своих полотнах. В картине «1918 год в Петрограде» (1920) живописец запечатлел образ работницы, только что переселившейся из подвала в «богатый» верхний этаж. Она стоит на балконе, прижимая к груди ребенка, готовая встретить опасности и радости жизни. Внизу — тревожная улица. Чистые, несмешанные краски и четкие линии рисунка передают атмосферу деловитой напряженности и благородства чувств. В 20-е годы Петров-Водкин пишет мужественные, возвышенные натюрморты, портреты людей искусства, картины, посвященные героям гражданской войны. Вокруг него собираются молодые художники. Имя Петрова-Водкина, как и его творчество, получает широкую известность, пользуется искренним уважением товарищей и зрителей. В 1928 г. Петров-Водкин создал картину «Смерть комиссара», в которой воплотил величие подвига во имя светлых идей. По бескрайней земле, навстречу пушечным выстрелам, устремляется в атаку красный отряд. Смертельно ранен комиссар. Он уже не может говорить, но всем своим обликом отдает суровый и спокойный приказ: «Вперед!» Рисуя красных бойцов, Петров-Водкин всегда хотел передать в них не фанатичную жертвенность, а высокую человечность, благородную одухотворенность. Эти качества художник любил и утверждал в современниках. Он рисовал человека за обычным самоваром, вспоминающего друга, в минуты творчества и отдыха... И всегда его герой — умный, отзывчивый человек, остро чувствующий грань между добром и злом, тонко воспринимающий красоту. Петров-Водкин был замечательным портретистом. И кого бы он ни изображал в 20—30-е годы — крестьянку или знаменитую поэтессу, в каждом он ценил талант, щедрость сердца, поэтичность и твердость в достижении цели. Его герои — люди, владеющие ключами от тайн прекрасного, и их невозможно сломить, потому что в них воплотилось все самое светлое и деятельное, что есть в жизни, и еще потому, что они сами ее творцы. |
ПОИСК
Block title
|