. К.С. Петров-Водкин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

К.С. Петров-Водкин

К.С. Петров-Водкин

(1878 —1939)

Детство Козьмы Сергеевича Петрова-Водкина прошло в городке Хвалынске, над волж­скими откосами, среди яблоневых садов. Зем­ля была щедра. Казалось — живи, трудись, радуйся человек. А людям жилось скверно. Еще подростком, наблюдая жестокие драки уставших от нужды, обозленных людей, Козь­ма дал себе слово научить их достоинству, правде и красоте.

Он учится живописи, занимается литера­турным трудом. Козьма терпит нужду, разо­чарования, но не отступает от задуманного.

В 1912 г. Петров-Водкин создал картину «Купание крас­ного коня», в ко­торой старался выразить мечту о вольной, здо­ровой, прекрасной жиз­ни (Третьяковская га­лерея, Москва). Крас­ный конь выглядит и сказочным и очень жиз­ненным. Его упругая поступь грациозна и тор­жественна, взгляд огнен­ный. Юноша, направля­ющий коня в хрустально чистые воды, полон не­ги, охвачен светлым раз­думьем. Он словно ожи­дает встречи с чем-то очень важным, краси­вым и добрым.

Многие картины Петров-Водкин посвятил русским женщинам-кре­стьянкам. Он с любовью изучал древнюю рус­скую живопись, стремил­ся проникнуться велича­выми чертами народных

образов, чтобы наделить ими своих героинь, сделать их похожими на Ярославну из «Слова о полку Игореве».

Художник мучительно переживал бедствия народа в первую мировую войну. Он с радостью встретил Октябрь и весь свой талант отдал строительству социалистической культуры. Он участвует в оформлении революционных празд­неств, отражает происходящие события в своих полотнах. В картине «1918 год в Петрограде» (1920) живописец запечатлел об­раз работницы, только что переселившейся из подвала в «богатый» верхний этаж. Она стоит на балконе, прижимая к груди ребенка, гото­вая встретить опасности и радости жизни. Внизу — тревожная улица. Чистые, несмешанные краски и четкие линии рисунка передают атмосферу деловитой напряженности и благо­родства чувств.

В 20-е годы Петров-Водкин пишет мужествен­ные, возвышенные натюрморты, портреты лю­дей искусства, картины, посвященные героям гражданской войны. Вокруг него собираются молодые художники. Имя Петрова-Водкина, как и его творчество, получает широкую известность, пользуется искренним уважением товарищей и зрителей.

В 1928 г. Петров-Водкин создал картину «Смерть комиссара», в которой во­плотил величие подвига во имя светлых идей. По бескрайней земле, навстречу пушечным вы­стрелам, устремляется в атаку красный отряд. Смертельно ранен комиссар. Он уже не может говорить, но всем своим обликом отдает суро­вый и спокойный приказ: «Вперед!»

Рисуя красных бойцов, Петров-Водкин всег­да хотел передать в них не фанатичную жерт­венность, а высокую человечность, благород­ную одухотворенность. Эти качества художник любил и утверждал в современниках. Он рисо­вал человека за обычным самоваром, вспоми­нающего друга, в минуты творчества и отды­ха... И всегда его герой — умный, отзывчи­вый человек, остро чувствующий грань между добром и злом, тонко воспринимающий кра­соту.

Петров-Водкин был замечательным портре­тистом. И кого бы он ни изображал в 20—30-е годы — крестьянку или знаменитую поэтессу, в каждом он ценил талант, щедрость сердца, поэтичность и твердость в достижении цели. Его герои — люди, владеющие ключами от тайн прекрасного, и их невозможно сломить, потому что в них воплотилось все самое светлое и де­ятельное, что есть в жизни, и еще потому, что они сами ее творцы.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ