. Н.А. Андреев
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Н.А. Андреев

Н.А. Андреев

(1873—1932)

Один из наиболее известных скульптурных портретов В. И. Ленина — статуя «Ленин — вождь», находящаяся в Третьяковской гале­рее в Москве. Ее автор — Николай Андреевич Андреев.

Ленин представлен в позе оратора, утверж­дающим жестом опершегося на трибуну. Отки­нутая голова, твердый и вдохновенный взгляд, сжатый кулак руки — все говорит о непоколе­бимой силе духа и воле к действию. Творческая энергия, мудрость и простота Ленина сливаются воедино в этом величественном образе. Строгий стиль исполнения придает статуе внушитель­ность и монументальность.

Николай Андреевич Андреев начал рабо­тать еще в дореволюционный период и проявил себя незаурядным портретистом. В изображе­нии писателей Л. Толстого, А. Андреева (1900-е годы) скульптор показал себя глубоким и про­ницательным психологом. В памятнике Гоголю (1909, Москва) Андреев выступает как одаренный монументалист. Однако эта сто­рона его таланта могла полностью проявиться лишь после Октябрьской революции, когда по ленинскому плану монументальной пропаганды в стране стали проектировать и сооружать мно­гочисленные памятники борцам за революцию и прогресс. В осуществлении этого плана Андреев принял активное участие.

В 1918—1920 гг. он создал мемориальные доски с изображениями Герцена, Огарева, Бе­линского, Грановского; в 1922 г. вместе с ар­хитектором Д. Осиповым — обелиск «Сво­бода»; в 1920 —1922 гг.— статуи Гер­цена и Огарева (Москва).

Но главным вкладом скульптора в развитие нашего искусства стала «Лениниана» — обширная серия скульптурных портретов Ле­нина, включающая свыше ста работ — от бег­лых этюдов до обобщенных монументальных образов.

Над образом Ленина Андреев начал рабо­тать под влиянием личных наблюдений и впечатлений. Начиная с 1918 г. на митингах, съездах, собраниях, где выступал или присут­ствовал Ленин, Андреев делал множество зари­совок с натуры. В мае 1920 г. он работал непосредственно в кабинете Ленина, перейдя от ри­сунков к пластике. В этом же году он сделал первый портрет Ленина из пластилина.

Наблюдая Ленина в различных ситуациях, Андреев присматривался, как он пишет, го­ворит с трибуны, беседует с людьми. А впослед­ствии скульптор показал нам Ильича в своей «Лениниане», сумев передать главные черты Ленина — человека и вождя.

После смерти Ленина Советское правитель­ство поручило Андрееву создать статую вождя.

В поисках монументального образа Андреев вы­полнил серию портретов. Результатом всей этой работы и была статуя «Ленин — вождь» (1931 — 1932) — одно из лучших произведений со­циалистического реализма по глубине образа и монументальности художественного вопло­щения.

«Лениниана» Андреева имеет огромное, не­преходящее документальное и художественное значение. Длившаяся 14 лет, до самой смерти скульптора, работа над образом вождя соци­алистической революции — это подлинный твор­ческий подвиг художника, замечательный при­мер гражданственного служения народу сред­ствами искусства.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ