.
Меню сайта
|
А.А. ДейнекаА.А. Дейнека(р. 1899) Александр Александрович Дейнека пришел в художественный институт с фронтов гражданской войны. Он хотел быть летописцем Советской страны, стремился передать то, что считал главным в «буче боевой, кипучей». Героям Дейнеки некогда скучать, предаваться сомнениям. Им подчиняются станки, футбольный мяч, воздушный океан. Они дружат с ветром на беговых дорожках и на верхних этажах новостроек. Мужает молодая Советская республика. События сменяют друг друга, идут на смену друг другу и герои художника: донецкие ребята, купающиеся в обеденный перерыв в пруду, матросы со связками гранат, встающие на пути врага в осажденном Севастополе, тракторист 50-х годов... Стихия Дейнеки — ритмы четких, выразительных силуэтов, энергия движения, пафос действия. Художник предпочитает накладывать краску на холст широко, тонким, просвечивающим слоем. Рисунок крепко и властно очерчивает формы, оставляя только самые существенные и выразительные детали. Колорит Дейнеки обычно сдержан. Дейнека — певец жизнеутверждения. «Работать, строить и не ныть. Нам к светлой цели путь указан» — эта надпись на одном из плакатов художника могла бы стать эпиграфом к его творчеству. Но искусство Дейнеки не однообразно. В конце 20-х годов он пишет такие большие монументальные картины, как «Оборона Петрограда» и «Перед спуском в шахту», строго и драматично запечатлевшие людей, вносящих в мир силу рабочих рук, пролетарскую волю, с тем чтобы разбить врага, дать на-гора уголь. Черные силуэты людей на символическом белом фоне читаются тревожно и властно. Их поступь тяжела, решительна и по-своему благородна (обе в Третьяковской галерее, Москва). В 30-е годы колорит Дейнеки теплеет. Молодым здоровьем, бронзой мускулов светятся на палитре художника светло-коричневые, розовые, золотистые краски. В картине «Мать» (1932) художник рисует женщину с уснувшим на ее руках ребенком, крупным планом располагает ее фигуру параллельно плоскости полотна, вызывая чувство уверенности, монументальности. И рисунок, и охристые перламутровые краски передают состояние счастья, силы и красоты. В «Будущих летчиках» (1937;) Дейнека изобразил мальчишек. Они сидят на набережной южного города и следят за полетом гидроплана. В этой картине много солнца и света, простора, морского ветра. Изгиб набережной напоминает гигантский лук, с тетивы которого только что был пущен самолет. И за ним устремляется сейчас мальчишеская мечта... В конце 30-х годов Дейнека создает мозаики для станции метро «Маяковская». Динамичные силуэты физкультурников, яркие плоскости самолетов, ветви плодоносящих яблонь, расположенные на потолке центрального подземного зала в овальных куполах, создают бодрое настроение. Началась война. Дейнека пишет виды Москвы, собирающей силы для решительного контрудара, рисует защитников Севастополя, сбитого фашистского аса, падающего на противотанковые надолбы. Краски художника суровы. В них преобладают серебристые тона, сдержанное зеленое, неяркое красное, рисующее дымные зарева, ржавый металл, запекшуюся кровь. В послевоенные годы Александр Дейнека запечатлевает неукротимую радость спортивных праздников, самозабвенный труд строителей и металлургов, победителей космоса, учащихся. Он вновь обращается к технике мозаики и создает в начале 60-х годов произведения, в которых вспоминает свою молодость («Красногвардеец») и славит нынешнюю юность Советской страны («Доярка», «Xоккеисты»). За эти произведения А. А. Дейнека в 1964 г. удостоен Ленинской премии. 294 |
ПОИСК
Block title
|