. А.А. Дейнека
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

А.А. Дейнека

А.А. Дейнека

(р. 1899)

Александр Александрович Дейнека пришел в художественный институт с фронтов граж­данской войны. Он хотел быть летописцем Со­ветской страны, стремился передать то, что считал главным в «буче боевой, кипучей».

Героям Дейнеки некогда скучать, предавать­ся сомнениям. Им подчиняются станки, фут­больный мяч, воздушный океан. Они дружат с ветром на беговых дорожках и на верхних этажах новостроек. Мужает молодая Советская республика. События сменяют друг друга, идут на смену друг другу и герои художника: донец­кие ребята, купающиеся в обеденный перерыв в пруду, матросы со связками гранат, встающие на пути врага в осажденном Севастополе, тракторист 50-х годов...

Стихия Дейнеки — ритмы четких, вырази­тельных силуэтов, энергия движения, пафос действия. Художник предпочитает накладывать краску на холст широко, тонким, просвечи­вающим слоем. Рисунок крепко и властно очер­чивает формы, оставляя только самые суще­ственные и выразительные детали. Колорит Дейнеки обычно сдержан.

Дейнека — певец жизнеутверждения. «Ра­ботать, строить и не ныть. Нам к светлой цели путь указан» — эта надпись на одном из плакатов художника могла бы стать эпиграфом к его творчеству.

Но искусство Дейнеки не однообразно. В конце 20-х годов он пишет такие большие монументальные картины, как «Оборона Петрограда» и «Перед спуском в шахту», строго и драматично запечатлев­шие людей, вносящих в мир силу рабочих рук, пролетарскую волю, с тем чтобы разбить врага, дать на-гора уголь. Черные силуэты людей на символическом белом фоне читаются тре­вожно и властно. Их поступь тяжела, решитель­на и по-своему благородна (обе в Третьяков­ской галерее, Москва).

В 30-е годы колорит Дейнеки теплеет. Мо­лодым здоровьем, бронзой мускулов светятся на палитре художника светло-коричневые, ро­зовые, золотистые краски. В картине «Мать» (1932) художник рисует женщину с уснувшим на ее руках ребенком, крупным планом распо­лагает ее фигуру параллельно плоскости по­лотна, вызывая чувство уверенности, монумен­тальности. И рисунок, и охристые перламут­ровые краски передают состояние счастья, силы и красоты.

В «Будущих летчиках» (1937;) Дейнека изобразил мальчи­шек. Они сидят на набережной южного города и следят за полетом гидроплана. В этой картине много солнца и света, простора, морского вет­ра. Изгиб набережной напоминает гигантский лук, с тетивы которого только что был пущен самолет. И за ним устремляется сейчас мальчи­шеская мечта...

В конце 30-х годов Дейнека создает мозаики для станции метро «Маяковская». Динамичные силуэты физкультурников, яркие плоскости самолетов, ветви плодоносящих яблонь, расположенные на потолке центрального подземного зала в овальных куполах, создают бодрое на­строение.

Началась война. Дейнека пишет виды Моск­вы, собирающей силы для решительного контр­удара, рисует защитников Севастополя, сбитого фашистского аса, падающего на противотан­ковые надолбы. Краски художника суровы. В них преобладают серебристые тона, сдержан­ное зеленое, неяркое красное, рисующее дым­ные зарева, ржавый металл, запекшуюся кровь.

В послевоенные годы Александр Дейнека запечатлевает неукротимую радость спортив­ных праздников, самозабвенный труд строи­телей и металлургов, победителей космоса, учащихся. Он вновь обращается к технике мозаики и создает в начале 60-х годов произве­дения, в которых вспоминает свою молодость («Красногвардеец») и славит нынеш­нюю юность Советской страны («Доярка», «Xоккеисты»). За эти произведения А. А. Дейнека в 1964 г. удостоен Ленинской премии.

294

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ