.
Меню сайта
|
Архитекторы братья ВесниныАрхитекторы братья ВесниныТрудно вспомнить в истории архитектуры творческий коллектив, в котором бы способности и особенности отдельных членов столь удачно дополняли и обогащали друг друга, как тот, что составляли родные братья, почти ровесники: Леонид Александрович (1880—1933), Виктор Александрович (1882 —1950) и Александр Александрович (1883 — 1959) Веснины. Братья происходили из старинной новгородской семьи и выросли среди древнерусских крепостей, домов, церквей. Они с детства увлеклись рисованием и живописью, полюбили древнерусское искусство. Но над всем преобладала склонность к «матери искусств» — архитектуре. Еще до революции архитекторы Веснины стали известны проектами промышленных и конторских зданий и богатых особняков, С первых же дней Октября они поставили перед собой задачу —«идти в ногу со строителями новой жизни...» Братья разрабатывают проекты праздничного оформления центра Москвы, создают проект памятника К. Марксу (скульптор С. С. Алешин), получивший одобрение В. И. Ленина. Активное участие принимают Веснины в архитектурных конкурсах на крупные сооружения. В своих проектах (некоторые из них остались неосуществленными) они разрабатывают новые типы общественных зданий: редакций газет, рабочих клубов, кинотеатров, универмагов. Эти сооружения имели для того времени совершенно новые формы: стеклянные плоскости, смело изогнутые стены, крупные надписи, радиоантенны. Победа на одном из конкурсов дала Весниным право на создание проекта Днепрогэса — символа советской гидроэнергетики первой пятилетки (1927 —1932). Монументальная и в то же время легкая благодаря расчленению частыми контрфорсами — бычками, плотина плавно и широко изогнута. На левом берегу она переходит в главный проспект города Запорожья, а на правом — в облицованный туфом строгий параллелепипед электростанции с двумя лентами окон. Поражает широта и цельность архитектурного замысла. В нем нет ничего лишнего, но каждая конструктивная деталь «играет». Без этого сооружения невозможно представить себе развитие архитектуры XX в. На бывшей рабочей окраине Москвы братья Веснины создают Дворец культуры Пролетарского района (1932 —1937; ныне ДК ЗИЛа). Композиция этого здания очень своеобразная и свободная. Дворец поставлен над Москвой-рекой и широко раскрылся в парк, раскинув ступени своих просторных террас; открытые лестницы, как бы переходящие в трибуны стадиона, выступающие объемы зимнего сада, кинотеатра, клуба. Широкий проезд под зданием и прозрачный вестибюль соединяют разрезанные длинным зданием части парка. Во дворце есть и лекционные залы, и кружковые комнаты, и гостиные, и планетарий, купол которого возвышается над плоской крышей. И каждое помещение по-своему выделено на протяженном фасаде. Однако такое разнообразие фасада не кажется надуманным. Оно скорее смягчает строгость стен, лишенных всяких украшений. Внутри здание отделано очень скромно. Например, зрительный зал так компактен и прост по деталям, что кажется уютным, как будто домашним, а вместе с тем он очень вместителен. Истинные художники, Веснины в то же время огромное внимание уделяли типовому проектированию, стандартизации, поискам экономичных решений, организационной работе. |
ПОИСК
Block title
|