. Архитекторы братья Веснины
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Архитекторы братья Веснины

Архитекторы братья Веснины

Трудно вспомнить в истории архи­тектуры творческий коллектив, в ко­тором бы способности и особенности отдельных членов столь удачно допол­няли и обогащали друг друга, как тот, что составляли родные братья, почти ровесники: Леонид Александрович (1880—1933), Виктор Александрович (1882 —1950) и Александр Александро­вич (1883 — 1959) Веснины.

Братья происходили из старинной новгородской семьи и выросли среди древнерусских крепостей, домов, церк­вей. Они с детства увлеклись рисова­нием и живописью, полюбили древне­русское искусство. Но над всем пре­обладала склонность к «матери ис­кусств» — архитектуре.

Еще до революции архитекторы Веснины стали известны проектами промышленных и конторских зданий и богатых особняков, С первых же дней Октября они поставили перед собой задачу —«идти в ногу со строи­телями новой жизни...» Братья раз­рабатывают проекты праздничного оформления центра Москвы, создают проект памятника К. Марксу (скульп­тор С. С. Алешин), получивший одоб­рение В. И. Ленина.

Активное участие принимают Вес­нины в архитектурных конкурсах на крупные сооружения. В своих проектах (некоторые из них остались неосущест­вленными) они разрабатывают новые типы общественных зданий: редакций газет, рабочих клубов, кинотеатров, универмагов. Эти сооружения имели для того вре­мени совершенно новые формы: стек­лянные плоскости, смело изогнутые стены, крупные надписи, радиоан­тенны.

Победа на одном из конкурсов дала Весниным право на создание проекта Днепрогэса — символа совет­ской гидроэнергетики первой пятилет­ки (1927 —1932). Монументальная и в то же время легкая благодаря расчленению частыми контрфорсами — бычками, плотина плавно и широко изогнута. На левом берегу она пере­ходит в главный проспект города Запорожья, а на правом — в облицованный туфом строгий параллелепи­пед электростанции с двумя лентами окон. Поражает широта и цельность архитектурного замысла. В нем нет ничего лишнего, но каждая конструк­тивная деталь «играет». Без этого сооружения невозможно представить себе развитие архитектуры XX в. На бывшей рабочей окраине Моск­вы братья Веснины создают Дво­рец культуры Пролетар­ского района (1932 —1937; ныне ДК ЗИЛа). Композиция этого здания очень своеобразная и свобод­ная. Дворец поставлен над Москвой-рекой и широко раскрылся в парк, рас­кинув ступени своих просторных тер­рас; открытые лестницы, как бы пере­ходящие в трибуны стадиона, высту­пающие объемы зимнего сада, кино­театра, клуба. Широкий проезд под зданием и прозрачный вестибюль соединяют разрезанные длинным зда­нием части парка. Во дворце есть и лекционные залы, и кружковые ком­наты, и гостиные, и планетарий, ку­пол которого возвышается над плоской крышей. И каждое помещение по-своему выделено на протяженном фасаде. Однако такое разнообразие фасада не кажется надуманным. Оно скорее смягчает строгость стен, ли­шенных всяких украшений.

Внутри здание отделано очень скромно. Например, зрительный зал так компактен и прост по деталям, что кажется уютным, как будто домаш­ним, а вместе с тем он очень вмести­телен.

Истинные художники, Веснины в то же время огромное внимание уде­ляли типовому проектированию, стан­дартизации, поискам экономичных решений, организационной работе.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ