. Искусство народов России XVIII-начала XX в.
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Искусство народов России XVIII-начала XX в.

Искусство народов России XVIII-начала XX в.

Если вы когда-нибудь будете в Киеве или Львове, то обязательно посмотрите: в Киеве —Андреевскую церковь (1740—1750), построенную архитектором И. Мичуриным по проекту В. Растрелли, а во Львове — собор св. Юра (1745—1780) архитектора Б. Меретина. Кажется, что они не сложены, а вылеп­лены из камня руками умелых скульпторов — так живописны и причудливы их формы. На­рядно и внутреннее убранство этих церквей — там много резьбы и скульптур. Немало подобных живописных сооружений, созданных в XVIII в., встретим мы в Западной Украине, на Волыни. О великой фантазии украинского на­рода говорят деревянные церкви — то стро­гие и простые, то фантастически сложные. Осо­бенно красивы церкви в Карпатах. В долинах, среди гор и лесов, они встают перед путешест­венником как сказочные терема.

При крупных монастырях (например, при Киево-Печерской лавре) существовали школы иконописи, мастерские, где учились, а потом работали граверы. Одним из крупных граверов Украины в XVIII в. был Г.К. Левицкий (1697 — 1769), отец замечательного русского художника Д. Г. Левицкого (см. ст. «Русское искусство XVIII в.»).

Вплоть до второй половины XIX в. на Ук­раине распространена была профессия бродя­чего живописца. Эти живописцы расписывали сельские церкви, писали портреты помещиков. Гонорар за работу брали и деньгами и натурой. Так, в одном из соглашений мы читаем, что ху­дожник по окончании портрета помещика по­лучит «житной муки 10 пуд... пшеничной муки 4 пуда... деньгами 14 рублей..; на семь вече­рей пять свечей».

Особое место в украинском искусстве за­нимает Тарас Григорьевич Шевченко (1814— 1861), создавший целую серию интересных про­изведений («Катерина», 1842, Музей Т. Г. Шевченко в Киеве; серия офортов), в которых он, как и в своей поэзии, протестовал против бесчеловечного угнетения крестьян. Сре­ди лучших произведений Шевченко — серия «Притча о блудном сыне» (1856— 1857) — откровенный, правдивый рассказ о же­стокости жизни в царской России, об ужасах солдатчины. Учился Шевченко у извест­ного русского художника К. П. Брюллова. Нравились ему и картины А. Г. Венецианова.

Но, кроме этих русских мастеров, большое влия­ние на его творчество оказало народное укра­инское искусство: картины Шевченко часто на­поминают живописные лубки.

Во второй половине XIX в. огромное влия­ние оказывают на украинских художников пе­редвижники (см. ст. «Русское искусство вто­рой половины XIX в.»). Украинские художники, последователи этого движения, объединились вокруг Киевской рисовальной школы художника Н. И. Мурашко (1844—1909), а также создали в Одессе Товарищество южнорусских художни­ков.

Влияние передвижников очень велико бы­ло в это время и в Молдавии.

В XIX в. Белоруссия была одной из самых отсталых окраин в Российской империи. Худо­жественная жизнь в ней почти заглохла, ис­чезло даже прежде очень популярное искусство гравюры. Талантливые люди уезжали в Петер­бург, Москву, Варшаву или Вильно (Вильнюс) и уже не возвращались на родину. Лишь в кон­це XIX в. в Витебске открылась художествен­ная школа Ю. М. Пэна, из которой вышел ряд крупных мастеров. Но жизнь разбросала их по всему свету. Многие вынуждены были уехать из царской России в другие страны. Большинство из них поселилось во Франции.

Знакомство со столицей Литовской ССР Вильнюсом обычно начинают с площади, где стоят ратуша и катедрал—собор (1777— 1801), построенный архитектором Л. Стуока-Гуцявичюсом. В это время город был крупным цент­ром культуры. Здесь существовал универси­тет и при нем художественная школа, в кото­рой преподавали известные мастера П. Смуглявичюс, И. Рустемас. В 1831 г. Литву, Бело­руссию и Польшу охватило восстание против царизма. Его жестоко подавили, началось пре­следование всего литовского, и в 1832 г. Виль­нюсская художественная школа была закрыта. Многие художники уезжали в Петербург и в Польшу. Лишь в 1907 г. организуется Литов­ское художественное общество. В эти годы ра­ботает замечательный художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875—1911). Он был музыкантом и живописцем. Творчество его — мечта о прекрасном и свободном мире. Он лю­бил народные фантазии и сказки. Его картины (циклы «Сотворение мира», «Морская соната») очень поэтичны, благо­родны и нежны по колориту.

После Северной войны Эстляндия и Лифляндия (нынешняя Эстония и большая часть Латвии) вошли в состав Российской империи.

Это был край богатых торговых городов и нищих сел, крестьяне которых нещадно эксплуатирова­лись баронами и епископами. Здесь работало много талантливых зодчих и скульпторов, местных и из разных стран. Они возводили церкви и замки, строили прекрас­ные архитектурные ансамбли Ре­веля (Таллина), Риги, Нарвы, Тарту (см. ст. «Искусство народов нашей Родины в средневековье»).

Но живописцев и графиков сре­ди латышей и эстонцев долгое время почти не было. Регулярно показывать свои работы на вы­ставках они начинают с середины прошлого века. Первым крупным эстонским мастером, завоевавшим известность, был Иохан Кёлер. (1826—1899). Он писал портреты (портрет отца, 1863, Худо­жественный музей, Таллин) и пейзажи.

В Латвии примерно тогда же выступает художник Юлий Ивано­вич Феддерс (1838—1909). Его ре­алистические пейзажи и картины по манере письма и подходу к жизни близки передвижникам («Кладбище», 1894, Музей ла­тышского и русского искусства, Рига).

Многие из мастеров этого поко­ления и Эстонии, и Латвии прове­ли большую часть жизни в Петер­бурге или в Германии. На родине не было условий для настоящей творческой работы. Деятельность художников последующих поко­лений более тесно связана с родной землей. Многие из них активно участвовали в борьбе против национального угнетения. Они расска­зывали о жизни народа, искали своеобразную форму для выражения своих мыслей. Жизнь крестьян, народные предания — тема творчества П. Рауда (1865—1930) («Старик с остро­ва Муху», Художественный музей, Тал­лин). В первое десятилетие нашего века де­бютирует крупнейший эстонский скульптор Я. Я. Коорт (1883—1935) и другие известные мастера.

В Латвии самые серьезные мастера были объединены в обществе «Рукис» («Труженик»). Возникло оно в Петербурге под явным влиянием прогрессивной русской культуры.

Сцены современной жизни — основное в твор­честве Я. Вальтера (1869—1932). Большим ма­стером картины был Я. М. Розенталь (1866— 1916). С ними же начинал свой творческий путь выдающийся пейзажист В. Пурвит (1872—1945). Все они брали темы из жизни народа и глубоко и серьезно старались решать их в живописной манере импрессионизма.

С начала XX в. работают многие художники, сыгравшие большую роль и в развитии латыш­ского советского искусства, например скульп­тор Т. Залькалн (р. 1876).

Для культуры народов Закавказья в XIX в. характерно сложное переплетение древнего и но­вого. Еще работали в духе древних миниатюрис­тов прекрасные мастера. В Нухе в Азербай­джане был построен великолепный дворец, сте­ны которого были расписаны в стиле средневековых построек; одновременно рождалась но­вая станковая живопись и графика, и проис­ходило это, конечно, под сильным влиянием русского искусства.

Такие художники, как С. А. Нерсисян (1815— 1884), пейзажист Г. З. Башинджагян (1857—1925), исторический живописец и график В. Я. Суренянц (1860—1921) в Армении, Г. И. Габашвили (1862—1936), А. Р. Мревлишвили (1866—1933) в Грузии и другие, внимательно учились у рус­ских художников. (Работы этих художников можно увидеть в Ереване, в Картинной галерее Армении, и в Тбилиси, в Музее искусств Гру­зинской ССР.)

Очень интересные мастера начинают свой путь в искусстве на рубеже прошлого и нашего веков, в частности азербайджанские графики А. А. Азим-заде (1880—1943) и Б. Ш. Кенгерли (1892—1922), армянский портретист С. М. Агаджанян (1863—1940), скульптор Г. М. Гюрджян (р. 1892), живописец М. С. Сарьян (см. ст. «М. С. Сарьян»), грузинский скульптор Я. И. Николадзе (1876—1951), учившийся в Париже у крупнейшего скульптора прошлого ве­ка О. Родена.

Когда сравниваешь работы мастеров второй половины XIX в. с произведениями художни­ков начала XX в., то сразу понимаешь тот сдвиг, который произошел в их творчестве за полвека. У художников второй половины прош­лого века эпизоды из жизни своих народов на­писаны так, как это написал бы коренной пе­тербуржец или москвич. У художников на­чала нашего века, не говоря уже об их большем мастерстве, мы чувствуем и национальное свое­образие формы произведений.

Но, пожалуй, больше, чем профессионалов, было в Закавказье художников-самоучек. Са­мый известный из них — Нико Пиросманишвили (1860—1918). Судьба его трагична. Полуголод­ный, он за обед рисовал для духанов свои шедевры. Он любил изображать пиры, когда люди веселятся и забывают о своих обидах. Великолепно рисовал Пиросмани (так он иног­да подписывался) оленей и медведей, по-человечески грустных и все понимающих... В его творчестве мы узнаем мир, каким пред­ставлял его простой человек, умеющий радо­ваться жизни и грустный, которому все вокруг напоминает о том, как несправедлива жизнь. (Большинство картин Пиросманишвили хра­нится в Тбилиси, в Музее искусств Грузин­ской ССР.)

Средняя Азия была еще в начале XX в. как бы оазисом древности. На больших шум­ных восточных базарах кустари торговали сво­им удивительным товаром, ныне украшающим музеи, — текинскими коврами, металлическими сосудами, украшениями, шитыми золотом ха­латами. Эта связь веков особенно сильно чув­ствуется в наши дни в Хиве (Узбекистан), где и в XIX в. строили дворцы, медресе — такие же, как в средние века (см. ст. «Искусство народов нашей Родины в средневековье»). Стены этих построек сплошь покрыты сложнейшими узо­рами, переливающимися под палящим солнцем всеми лучами радуги. Однако национального станкового искусства до революции здесь, по существу, не было.

Царизм, проводивший везде колониальную политику, не был заинтересован в развитии культуры отдельных народов. Более того, он всячески сдерживал его. Поэтому столь неравномерна и пестра общая картина искусства народов России этого времени.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ