Искусство народов России XVIII-начала XX в.
Искусство народов России XVIII-начала XX в.
Если вы когда-нибудь будете в Киеве или Львове, то обязательно посмотрите: в Киеве —Андреевскую церковь (1740—1750), построенную архитектором И. Мичуриным по проекту В. Растрелли, а во Львове — собор св. Юра (1745—1780) архитектора Б. Меретина. Кажется, что они не сложены, а вылеплены из камня руками умелых скульпторов — так живописны и причудливы их формы. Нарядно и внутреннее убранство этих церквей — там много резьбы и скульптур. Немало подобных живописных сооружений, созданных в XVIII в., встретим мы в Западной Украине, на Волыни. О великой фантазии украинского народа говорят деревянные церкви — то строгие и простые, то фантастически сложные. Особенно красивы церкви в Карпатах. В долинах, среди гор и лесов, они встают перед путешественником как сказочные терема.
При крупных монастырях (например, при Киево-Печерской лавре) существовали школы иконописи, мастерские, где учились, а потом работали граверы. Одним из крупных граверов Украины в XVIII в. был Г.К. Левицкий (1697 — 1769), отец замечательного русского художника Д. Г. Левицкого (см. ст. «Русское искусство XVIII в.»).
Вплоть до второй половины XIX в. на Украине распространена была профессия бродячего живописца. Эти живописцы расписывали сельские церкви, писали портреты помещиков. Гонорар за работу брали и деньгами и натурой. Так, в одном из соглашений мы читаем, что художник по окончании портрета помещика получит «житной муки 10 пуд... пшеничной муки 4 пуда... деньгами 14 рублей..; на семь вечерей пять свечей».
Особое место в украинском искусстве занимает Тарас Григорьевич Шевченко (1814— 1861), создавший целую серию интересных произведений («Катерина», 1842, Музей Т. Г. Шевченко в Киеве; серия офортов), в которых он, как и в своей поэзии, протестовал против бесчеловечного угнетения крестьян. Среди лучших произведений Шевченко — серия «Притча о блудном сыне» (1856— 1857) — откровенный, правдивый рассказ о жестокости жизни в царской России, об ужасах солдатчины. Учился Шевченко у известного русского художника К. П. Брюллова. Нравились ему и картины А. Г. Венецианова.
Но, кроме этих русских мастеров, большое влияние на его творчество оказало народное украинское искусство: картины Шевченко часто напоминают живописные лубки.
Во второй половине XIX в. огромное влияние оказывают на украинских художников передвижники (см. ст. «Русское искусство второй половины XIX в.»). Украинские художники, последователи этого движения, объединились вокруг Киевской рисовальной школы художника Н. И. Мурашко (1844—1909), а также создали в Одессе Товарищество южнорусских художников.
Влияние передвижников очень велико было в это время и в Молдавии.
В XIX в. Белоруссия была одной из самых отсталых окраин в Российской империи. Художественная жизнь в ней почти заглохла, исчезло даже прежде очень популярное искусство гравюры. Талантливые люди уезжали в Петербург, Москву, Варшаву или Вильно (Вильнюс) и уже не возвращались на родину. Лишь в конце XIX в. в Витебске открылась художественная школа Ю. М. Пэна, из которой вышел ряд крупных мастеров. Но жизнь разбросала их по всему свету. Многие вынуждены были уехать из царской России в другие страны. Большинство из них поселилось во Франции.
Знакомство со столицей Литовской ССР Вильнюсом обычно начинают с площади, где стоят ратуша и катедрал—собор (1777— 1801), построенный архитектором Л. Стуока-Гуцявичюсом. В это время город был крупным центром культуры. Здесь существовал университет и при нем художественная школа, в которой преподавали известные мастера П. Смуглявичюс, И. Рустемас. В 1831 г. Литву, Белоруссию и Польшу охватило восстание против царизма. Его жестоко подавили, началось преследование всего литовского, и в 1832 г. Вильнюсская художественная школа была закрыта. Многие художники уезжали в Петербург и в Польшу. Лишь в 1907 г. организуется Литовское художественное общество. В эти годы работает замечательный художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875—1911). Он был музыкантом и живописцем. Творчество его — мечта о прекрасном и свободном мире. Он любил народные фантазии и сказки. Его картины (циклы «Сотворение мира», «Морская соната») очень поэтичны, благородны и нежны по колориту.
После Северной войны Эстляндия и Лифляндия (нынешняя Эстония и большая часть Латвии) вошли в состав Российской империи.
Это был край богатых торговых городов и нищих сел, крестьяне которых нещадно эксплуатировались баронами и епископами. Здесь работало много талантливых зодчих и скульпторов, местных и из разных стран. Они возводили церкви и замки, строили прекрасные архитектурные ансамбли Ревеля (Таллина), Риги, Нарвы, Тарту (см. ст. «Искусство народов нашей Родины в средневековье»).
Но живописцев и графиков среди латышей и эстонцев долгое время почти не было. Регулярно показывать свои работы на выставках они начинают с середины прошлого века. Первым крупным эстонским мастером, завоевавшим известность, был Иохан Кёлер. (1826—1899). Он писал портреты (портрет отца, 1863, Художественный музей, Таллин) и пейзажи.
В Латвии примерно тогда же выступает художник Юлий Иванович Феддерс (1838—1909). Его реалистические пейзажи и картины по манере письма и подходу к жизни близки передвижникам («Кладбище», 1894, Музей латышского и русского искусства, Рига).
Многие из мастеров этого поколения и Эстонии, и Латвии провели большую часть жизни в Петербурге или в Германии. На родине не было условий для настоящей творческой работы. Деятельность художников последующих поколений более тесно связана с родной землей. Многие из них активно участвовали в борьбе против национального угнетения. Они рассказывали о жизни народа, искали своеобразную форму для выражения своих мыслей. Жизнь крестьян, народные предания — тема творчества П. Рауда (1865—1930) («Старик с острова Муху», Художественный музей, Таллин). В первое десятилетие нашего века дебютирует крупнейший эстонский скульптор Я. Я. Коорт (1883—1935) и другие известные мастера.
В Латвии самые серьезные мастера были объединены в обществе «Рукис» («Труженик»). Возникло оно в Петербурге под явным влиянием прогрессивной русской культуры.
Сцены современной жизни — основное в творчестве Я. Вальтера (1869—1932). Большим мастером картины был Я. М. Розенталь (1866— 1916). С ними же начинал свой творческий путь выдающийся пейзажист В. Пурвит (1872—1945). Все они брали темы из жизни народа и глубоко и серьезно старались решать их в живописной манере импрессионизма.
С начала XX в. работают многие художники, сыгравшие большую роль и в развитии латышского советского искусства, например скульптор Т. Залькалн (р. 1876).
Для культуры народов Закавказья в XIX в. характерно сложное переплетение древнего и нового. Еще работали в духе древних миниатюристов прекрасные мастера. В Нухе в Азербайджане был построен великолепный дворец, стены которого были расписаны в стиле средневековых построек; одновременно рождалась новая станковая живопись и графика, и происходило это, конечно, под сильным влиянием русского искусства.
Такие художники, как С. А. Нерсисян (1815— 1884), пейзажист Г. З. Башинджагян (1857—1925), исторический живописец и график В. Я. Суренянц (1860—1921) в Армении, Г. И. Габашвили (1862—1936), А. Р. Мревлишвили (1866—1933) в Грузии и другие, внимательно учились у русских художников. (Работы этих художников можно увидеть в Ереване, в Картинной галерее Армении, и в Тбилиси, в Музее искусств Грузинской ССР.)
Очень интересные мастера начинают свой путь в искусстве на рубеже прошлого и нашего веков, в частности азербайджанские графики А. А. Азим-заде (1880—1943) и Б. Ш. Кенгерли (1892—1922), армянский портретист С. М. Агаджанян (1863—1940), скульптор Г. М. Гюрджян (р. 1892), живописец М. С. Сарьян (см. ст. «М. С. Сарьян»), грузинский скульптор Я. И. Николадзе (1876—1951), учившийся в Париже у крупнейшего скульптора прошлого века О. Родена.
Когда сравниваешь работы мастеров второй половины XIX в. с произведениями художников начала XX в., то сразу понимаешь тот сдвиг, который произошел в их творчестве за полвека. У художников второй половины прошлого века эпизоды из жизни своих народов написаны так, как это написал бы коренной петербуржец или москвич. У художников начала нашего века, не говоря уже об их большем мастерстве, мы чувствуем и национальное своеобразие формы произведений.
Но, пожалуй, больше, чем профессионалов, было в Закавказье художников-самоучек. Самый известный из них — Нико Пиросманишвили (1860—1918). Судьба его трагична. Полуголодный, он за обед рисовал для духанов свои шедевры. Он любил изображать пиры, когда люди веселятся и забывают о своих обидах. Великолепно рисовал Пиросмани (так он иногда подписывался) оленей и медведей, по-человечески грустных и все понимающих... В его творчестве мы узнаем мир, каким представлял его простой человек, умеющий радоваться жизни и грустный, которому все вокруг напоминает о том, как несправедлива жизнь. (Большинство картин Пиросманишвили хранится в Тбилиси, в Музее искусств Грузинской ССР.)
Средняя Азия была еще в начале XX в. как бы оазисом древности. На больших шумных восточных базарах кустари торговали своим удивительным товаром, ныне украшающим музеи, — текинскими коврами, металлическими сосудами, украшениями, шитыми золотом халатами. Эта связь веков особенно сильно чувствуется в наши дни в Хиве (Узбекистан), где и в XIX в. строили дворцы, медресе — такие же, как в средние века (см. ст. «Искусство народов нашей Родины в средневековье»). Стены этих построек сплошь покрыты сложнейшими узорами, переливающимися под палящим солнцем всеми лучами радуги. Однако национального станкового искусства до революции здесь, по существу, не было.
Царизм, проводивший везде колониальную политику, не был заинтересован в развитии культуры отдельных народов. Более того, он всячески сдерживал его. Поэтому столь неравномерна и пестра общая картина искусства народов России этого времени.
|