. М.А. Врубель
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

М.А. Врубель

М.А. Врубель

(1856—1910)

Михаилу Александровичу Врубелю роди­тели прочили карьеру адвоката. Но страсть к искусству у этого прирожденного живописца была столь сильной, что уже взрослым, окончив университет, он поступил в Академию худо­жеств. Вместе с Серовым он учился у лучшего педагога того времени — П. П. Чистякова, вместе с Серовым он мечтал о новом искусстве. Но Врубелю не пришлось окончить Академию. В 1884 г. из Киева в Петербург приехал из­вестный историк искусства А. В. Прахов и, по совету Чистякова, увез Врубеля в Киев, поручив ему реставрацию старых фресок и но­вые росписи в Кирилловской церк­ви. В Киеве художник пробыл пять лет. Это был первый высокий взлет его творчества.

Великолепны эскизы, сделанные Врубелем для росписей Владимирского собо­ра в Киеве (1887). Он изобразил в нескольких вариантах сцену оплакивания Христа богома­терью. Не религиозный сюжет интересовал ху­дожника. Он думал о выражении человече­ских чувств, больших страстей, о людских тра­гедиях. Его герои обладают гигантской духов­ной силой.

Лишь немногое из того, что замыслил Вру­бель в 80-е годы, было им осуществлено. Его проекты были слишком необычны, они не укладывались в привычные нормы. Врубель пугал своей оригинальностью.

Высший расцвет врубелевского творче­ства относится к 1890 — началу 1900-х годов. В этот период, уже в Москве, художник необы­чайно широко раскрыл свои творческие воз­можности. Каких только областей искусства не коснулся его могучий талант! Он писал живописные картины и монументальные панно для особняков богатых меценатов. Создавал архитектурные проекты и делал эскизы для предметов прикладного искусства. Рисовал иллюстрации (лучшие из них — к «Демону» Лермонтова, 1891) и делал книжные знаки для различных изданий. Выступал как театральный декоратор и работал над циклом скульптурных произведений на сказочные сюжеты. Он даже расписывал балалайки. Но все же самым глав­ным для Врубеля были картины.

Каждому, кто бывал в Третьяковской гале­рее в Москве, наверное, запомнился «Демон» Врубеля (см. т. 11 ДЭ,). Художник написал эту картину в 1890 г., выразив в ней всю программу своего творчества. Мятущегося лермонтовского героя, разочарованного, неудовлетворенного жизнью, вечно ищущего, пренебрегающего покоем и уютом, изобразил Врубель на своем холсте. Си­дящий демон — словно исполин. Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. Худож­ник прекрасно построил композицию картины — фигура кажется устойчивой глыбой. На фоне фантастических цветов, выложенных цвето­выми плоскостями, как бы мозаикой, демон кажется неземным, далеким от обычных пред­ставлений, к которым привык человек.

Врубелевский образ выражал символ, в ко­тором слились воедино тоска по красоте и мечта о человеческом счастье, которое трудно найти на земле. Этот образ можно было вопло­тить только теми средствами, которые исполь­зовал художник. Его живопись всегда необыч­на. Краски его горят, как драгоценные камни, словно светятся изнутри. Фигуры в его карти­нах кажутся огромными. Его герои уподоб­лены героям древних мифов.

Почти во всех картинах Врубеля фантастика переплетается с реальностью. Вглядываясь в натуру, скрупулезно изучая ее, преклоняясь перед красотой реальной жизни, он вместе с тем хочет видеть в явлениях действительности нечто большее, чем то, что в них заключено. Он поднимает свои образы над повседневностью. Эта черта врубелевских произведений ярко выражена в картине «К ночи» (1900, Третья­ковская галерея, Москва). ...Горят красными шарами цветы чертополоха. Они словно светятся изнутри и зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Настороженно и тревожно движутся кони, а возле них — не то человек — пастух или конокрад, не то леший. Вся сцена кажется и реальной и одно­временно сказочной. Могучая фантазия худож­ника как бы одушевляет природу, заставляет ее жить своей таинственной, не разгаданной человеком жизнью.

Столь же фантастичен врубелевский «Пан» (1899). На фоне вечернего пейзажа с деревьями, красным серпом месяца, речкой, вьющейся между кустами, он словно вырастает из-под земли, соединяясь с ней, как некая часть при­роды, наделенная мыслью, даже мудростью, светящейся в прозрачных голубых глазах. Когда смотришь на картины «К ночи» или «Пан», чувствуешь близость этой природы, ощущаешь себя захваченным ею, подчиненным ее могучим и властным силам.

Даже когда Врубель писал портреты кон­кретных лиц, он старался преобразить своих героев, наделить их страстями, внутренней энергией. Это ясно видно, например, в порт­рете С. И. Мамонтова (1897, Третья­ковская галерея, Москва) — известного меце­ната, любителя искусств. Фигура его дана в сложных поворотах, глаза сверкают, лучи света выхватывают из тьмы ча­сти лица и корпуса. В компо­зиции царит неустойчивость, которая подчеркивает ощуще­ние тревоги, напряженности, драматизма.

Лишь в одном портрете Вру­бель целиком подчиняется на­туре — в портрете жены, извест­ной певицы Н. И. Забелы-Врубель (1898). Нежно и тонко выписывает он лицо, за­ливает светом платье. Ритмом мазков — очень подвижных и трепетных — передает непосред­ственность восприятия и пере­живания натуры. В этом пор­трете царит легкость, красота, какая-то безмятежность, столь редко свойственная врубелевским образам.

Жизнь Врубеля была трудной. Он метался, не находя в действительности подтвержде­ния своим идеалам. Неудовлет­воренный, он терзал себя и сво­их близких. В последние годы тяжелая болезнь нарушила творческое развитие художни­ка. После 1902 г. он уже по­чти не брался за кисть и зани­мался только рисунком.

Последние рисунки Врубеля раскрывают все величие таланта этого замечательного живописца и графика. Они очень просты по мотивам: художник зарисовывал

то, что видел вокруг себя в тех больницах, где приходилось ему проводить годы. Больные, со­бирающиеся в круг за шахматами, врачи, вещи повседневного обихода — графин, стакан, про­стыня — вот круг сюжетов Врубеля. Но в этом простом он открывает большой внутренний смысл. Его предметы наделяются «душами», они словно способны чувствовать, в них скры­та страсть.

Последние годы Врубеля были мучитель­ными. Лишившись рассудка, потеряв зрение, он неотвратимо шел к гибели. К этому времени в представлении современников Врубель уже превратился в классика. Некогда не признан­ный, он дожил до своей славы. Но она не могла уже принести радость больному худож­нику. Врубель умер в 1910 году.

 

 

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ