.
Меню сайта
|
М.А. ВрубельМ.А. Врубель(1856—1910) Михаилу Александровичу Врубелю родители прочили карьеру адвоката. Но страсть к искусству у этого прирожденного живописца была столь сильной, что уже взрослым, окончив университет, он поступил в Академию художеств. Вместе с Серовым он учился у лучшего педагога того времени — П. П. Чистякова, вместе с Серовым он мечтал о новом искусстве. Но Врубелю не пришлось окончить Академию. В 1884 г. из Киева в Петербург приехал известный историк искусства А. В. Прахов и, по совету Чистякова, увез Врубеля в Киев, поручив ему реставрацию старых фресок и новые росписи в Кирилловской церкви. В Киеве художник пробыл пять лет. Это был первый высокий взлет его творчества. Великолепны эскизы, сделанные Врубелем для росписей Владимирского собора в Киеве (1887). Он изобразил в нескольких вариантах сцену оплакивания Христа богоматерью. Не религиозный сюжет интересовал художника. Он думал о выражении человеческих чувств, больших страстей, о людских трагедиях. Его герои обладают гигантской духовной силой. Лишь немногое из того, что замыслил Врубель в 80-е годы, было им осуществлено. Его проекты были слишком необычны, они не укладывались в привычные нормы. Врубель пугал своей оригинальностью. Высший расцвет врубелевского творчества относится к 1890 — началу 1900-х годов. В этот период, уже в Москве, художник необычайно широко раскрыл свои творческие возможности. Каких только областей искусства не коснулся его могучий талант! Он писал живописные картины и монументальные панно для особняков богатых меценатов. Создавал архитектурные проекты и делал эскизы для предметов прикладного искусства. Рисовал иллюстрации (лучшие из них — к «Демону» Лермонтова, 1891) и делал книжные знаки для различных изданий. Выступал как театральный декоратор и работал над циклом скульптурных произведений на сказочные сюжеты. Он даже расписывал балалайки. Но все же самым главным для Врубеля были картины. Каждому, кто бывал в Третьяковской галерее в Москве, наверное, запомнился «Демон» Врубеля (см. т. 11 ДЭ,). Художник написал эту картину в 1890 г., выразив в ней всю программу своего творчества. Мятущегося лермонтовского героя, разочарованного, неудовлетворенного жизнью, вечно ищущего, пренебрегающего покоем и уютом, изобразил Врубель на своем холсте. Сидящий демон — словно исполин. Он огромен, его фигура будто вырублена из камня. Художник прекрасно построил композицию картины — фигура кажется устойчивой глыбой. На фоне фантастических цветов, выложенных цветовыми плоскостями, как бы мозаикой, демон кажется неземным, далеким от обычных представлений, к которым привык человек. Врубелевский образ выражал символ, в котором слились воедино тоска по красоте и мечта о человеческом счастье, которое трудно найти на земле. Этот образ можно было воплотить только теми средствами, которые использовал художник. Его живопись всегда необычна. Краски его горят, как драгоценные камни, словно светятся изнутри. Фигуры в его картинах кажутся огромными. Его герои уподоблены героям древних мифов. Почти во всех картинах Врубеля фантастика переплетается с реальностью. Вглядываясь в натуру, скрупулезно изучая ее, преклоняясь перед красотой реальной жизни, он вместе с тем хочет видеть в явлениях действительности нечто большее, чем то, что в них заключено. Он поднимает свои образы над повседневностью. Эта черта врубелевских произведений ярко выражена в картине «К ночи» (1900, Третьяковская галерея, Москва). ...Горят красными шарами цветы чертополоха. Они словно светятся изнутри и зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Настороженно и тревожно движутся кони, а возле них — не то человек — пастух или конокрад, не то леший. Вся сцена кажется и реальной и одновременно сказочной. Могучая фантазия художника как бы одушевляет природу, заставляет ее жить своей таинственной, не разгаданной человеком жизнью. Столь же фантастичен врубелевский «Пан» (1899). На фоне вечернего пейзажа с деревьями, красным серпом месяца, речкой, вьющейся между кустами, он словно вырастает из-под земли, соединяясь с ней, как некая часть природы, наделенная мыслью, даже мудростью, светящейся в прозрачных голубых глазах. Когда смотришь на картины «К ночи» или «Пан», чувствуешь близость этой природы, ощущаешь себя захваченным ею, подчиненным ее могучим и властным силам. Даже когда Врубель писал портреты конкретных лиц, он старался преобразить своих героев, наделить их страстями, внутренней энергией. Это ясно видно, например, в портрете С. И. Мамонтова (1897, Третьяковская галерея, Москва) — известного мецената, любителя искусств. Фигура его дана в сложных поворотах, глаза сверкают, лучи света выхватывают из тьмы части лица и корпуса. В композиции царит неустойчивость, которая подчеркивает ощущение тревоги, напряженности, драматизма. Лишь в одном портрете Врубель целиком подчиняется натуре — в портрете жены, известной певицы Н. И. Забелы-Врубель (1898). Нежно и тонко выписывает он лицо, заливает светом платье. Ритмом мазков — очень подвижных и трепетных — передает непосредственность восприятия и переживания натуры. В этом портрете царит легкость, красота, какая-то безмятежность, столь редко свойственная врубелевским образам. Жизнь Врубеля была трудной. Он метался, не находя в действительности подтверждения своим идеалам. Неудовлетворенный, он терзал себя и своих близких. В последние годы тяжелая болезнь нарушила творческое развитие художника. После 1902 г. он уже почти не брался за кисть и занимался только рисунком. Последние рисунки Врубеля раскрывают все величие таланта этого замечательного живописца и графика. Они очень просты по мотивам: художник зарисовывал то, что видел вокруг себя в тех больницах, где приходилось ему проводить годы. Больные, собирающиеся в круг за шахматами, врачи, вещи повседневного обихода — графин, стакан, простыня — вот круг сюжетов Врубеля. Но в этом простом он открывает большой внутренний смысл. Его предметы наделяются «душами», они словно способны чувствовать, в них скрыта страсть. Последние годы Врубеля были мучительными. Лишившись рассудка, потеряв зрение, он неотвратимо шел к гибели. К этому времени в представлении современников Врубель уже превратился в классика. Некогда не признанный, он дожил до своей славы. Но она не могла уже принести радость больному художнику. Врубель умер в 1910 году.
|
ПОИСК
Block title
|