.
Меню сайта
|
Русское искусство конца XIX-начала XX в.Русское искусство конца XIX-начала XX в.Касаткин, Сергей Коровин, Борисов-Мусатов, Лансере, Бенуа, Константин Коровин, Рябушкин, Кустодиев, Архипов, Малявин.Юон, Голубкина, ШехтельВ конце XIX — начале XX в. в русском искусстве произошли важные перемены, вызванные изменениями в самой жизни. В России быстро развивался капитализм, разорялась деревня, рос рабочий класс. Страна неуклонно шла к революциям, которые завершились Великим Октябрем. Все эти перемены, происходившие в стране, отразились в творчестве художников. Принадлежавший к младшему поколению передвижников Николай Алексеевич Касаткин (1859 —1930) впервые в русском искусстве сделал героями своих картин промышленных рабочих, углекопов, увидев в них новую общественную силу («Углекопы. Смена», 1895; «Шахтерка», 1894), а Сергей Алексеевич Коровин (1858—1908) в картине «На миру» (1893) показал, как издеваются над бедняком деревенские богачи. На смену старым темам и идеям художники выдвигали новые. Они начали связывать свои надежды на освобождение страны с тем необоримым стремлением к свободе, которое видели в народе, в лучших представителях русской интеллигенции и которое ощущали в самих себе. Они все более ценили в людях выражение внутренней независимости, силы и смелости духа и именно такими качествами наделяли своих героев. Для них были дороги разные оттенки человеческого настроения, яркость и обаяние творческой одаренности, душевная чуткость и дерзость свободной мысли. В отдельных очерках нашего тома, посвященных Левитану, Серову и Врубелю, рассказано, как эти мастера отражали в своих произведениях новые темы русского искусства. В проникнутой лирическим чувством природе у Левитана, в талантливых и полных творческого воодушевления героях Серова, в протестующих и трагичных персонажах Врубеля нашли выражение лучшие черты русского искусства конца XIX — начала XX в. В чудесной картине Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870—1905) «Водоем» (1902;) фигуры двух девушек в старинных платьях у тихой воды воспринимаются как воспоминания о далеком прошлом. И в то же время здесь с поэтической искренностью передано бережное восхищение художника душевной чистотой и незащищенной хрупкостью его героинь. Преклонением художников перед свободными и творческими человеческими силами объясняется и их благоговейное отношение к самому прекрасному созданию человека —искусству. В искусстве художники находили ту полноту жизни, осмысленность и духовную независимость, которой все меньше становилось в самой жизни, скованной гнетом самодержавия и буржуазной пошлостью. В самом конце XIX в. группа петербургских художников — А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский и некоторые другие — начала издавать журнал «Мир искусства». Мир творчества, искусства с его фантазией и тонкостью они противопоставляли миру мещанской обыденщины, полному грубости и скуки. Одновременно они резко выступали и против искусства передвижников с его привязанностью к повседневным бытовым событиям, находя произведения этих художников слишком прозаическими и прямолинейными. Стараясь создать свой особый художественный мир, деятели «Мира искусства» увлеклись театром. Костюмы и декорации, созданные А. Н. Бенуа, К. А. Коровиным или А. Я. Головиным, превращали театральное представление в праздничное зрелище, исполненное поэтического очарования. О многих превосходных декорациях тех времен мы можем судить, к сожалению, лишь по тем предварительным эскизам, по которым в театре шили костюмы и украшали сцену. Однако представление о том, каким хотели видеть художники «Мира искусства» действие на сцене, дают их станковые картины, во многих из которых реальная жизнь казалась тем же театральным представлением. Изображая сценки из придворной жизни России и Франции XVII и XVIII вв. (например, «Прогулка короля» А. Бенуа), художники относились с оттенком иронии и к своим героям, и к своему увлечению этими героями. Но их привлекали изящество и праздничность, которых так мало было в повседневности, и они стремились воссоздать их на театральных подмостках. Типичный пример — картина Евгения Евгеньевича Лансере (1875 —1946) «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905, Третьяковская галерея, Москва), где фигурки выглядят кукольными, деревья и царскосельский дворец — игрушечными и в то же время все вместе привлекает живой и поэтичной выдумкой художника. Другой сферой творчества, в которой увлеченно работали мастера «Мира искусства», стала книжная графика. Они старались оформить и свой собственный журнал, и другие выпущенные ими издания, используя лучший опыт прошлых времен, в частности опыт прекрасных русских изданий начала XIX в.— пушкинской поры. В напряженное и трудное время, когда передовые люди вновь и вновь задумывались о судьбах России, о величии и трагизме ее истории, Александр Николаевич Бенуа (1870— 1960) создал свои прославленные иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903—1922) — поэме, в которой великий поэт размышлял о тех же вечных для России вопросах. Бенуа удалось очень полно отразить атмосферу пушкинского повествования, особенно в сцене, где на фоне ночного города за бедным Евгением огромной черной тенью мчится исполинский всадник (см. т. 11 ДЭ,). Преклонение художников «Мира искусства» перед свободой внутренних сил человека проявилось и в их станковых произведениях. Радость, красота и яркость жизни стали содержанием талантливых станковых картин Константина Алексеевича Коровина (1861 —1939). В этом легко убедиться, глядя на его широко написанные пейзажи, например «Зимой», полный артистического блеска и непринужденности этюд «Парижское кафе» (обе картины в Третьяковской галерее, Москва) или на его красочные поздние натюрморты. Устремления мастеров «Мира искусства» были по-новому развиты и художниками, объединившимися в последнее предреволюционное десятилетие в группы «Голубая роза» (М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов) и «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк; см. статьи «М. С. Сарьян» и «П. П. Кончаловский»). В натюрмортах «бубновалетовцев» предметы предстают словно преображенными творческой энергией художника. Кисть живописца становилась в этих картинах полноправным действующим лицом, напористо и властно строя композицию полотен, выявляя объемы вещей и напряженную весомость их цвета. Проповедуя на словах лишь «чистую живопись», далекую от общественной борьбы, эти художники на деле были проникнуты тем же пафосом творческого дерзания, который все более окрашивал духовную жизнь России накануне революции. Особенно ясно эта черта проявилась в искусстве К. С. Петрова-Водкина (см. ст. «К. С. Петров-Водкин»), На революционные события 1905 г. русские художники откликнулись очень активно. Многие из них делали рисунки для сатирических журналов, в которых разоблачали самодержавие и его запятнанных народной кровью слуг. Одно из самых ярких произведений этого периода — рисунок В. А. Серова, показывающий расправу царских войск с демонстрацией (см. ст. «В. А. Серов»), а также рисунок М. В. Добужинского, изображающий петербургскую улицу после расстрела демонстрации: брошенная кукла, окровавленная стена дома... Но раздумья русских художников о судьбах страны и народа в настоящем неизбежно приводили к мыслям о прошлом, об исконном национальном облике народа. Стремление постичь национальное своеобразие и национальные корни народной жизни было важнейшей темой, развивавшейся в это время в русском искусстве наряду с темой духовной и творческой свободы человека. Предчувствуя наступление революции, предвидя в будущем России «неслыханные перемены, невиданные мятежи» (А. Блок), русские художники жадно искали подтверждение и оправдание этому в национальном характере русского народа. Осознавая исторический путь России, художники неизменно ощущали, что народ полон неиссякаемых сил, стихийной мощи, и с этими народными качествами соединяли свои лучшие мечты и надежды. Картины русского прошлого во всей его колоритной самобытности представали перед зрителем в исторических полотнах Андрея Петровича Рябушкина (1861 —1904). В картине «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901, Третьяковская галерея, Москва) это прошлое кажется лирически светлым и праздничным. Проносится свадебный поезд — ярко-красные санки и всадники в нарядной красочной одежде. В России начала XX в. такой старорусский пейзаж и такую красочность можно было еще отыскать, пожалуй, лишь в провинции. Туда и обращался за темами для своих картин Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927). Он изображает то ярмарки с разноцветными лотками и грудами пестрых товаров, то русские масленицы с ездой на тройках, обындевевшими деревьями и голубыми и розовыми небесами. Но основная масса живописцев, и особенно члены возникшей в это время значительной художественной группировки «Союз русских художников», искала нетронутый образ России или в архаических народных типах — таковы, например, разодетые деревенские девушки в картинах Абрама Ефимовича Архипова (1862—1930) и Филиппа Андреевича Малявина (1869—1940),— или в русском пейзаже. В «Мартовском солнце» (1915) Константина Федоровича Юона (1875—1958) обжитая человеком природа полна весеннего движения и жизни. Мальчишки скачут на лохматых лошадях, а деревья словно расправляют ветви после зимнего сна, купаясь в освеженном воздухе и лучах предзакатного солнца. С этой работой контрастирует «Осенний пейзаж» М. В. Нестерова (см. ст. «М. В. Нестеров»), где природа предстает безлюдной и строгой, а зеркальная гладь неподвижной воды повторяет очертания берега с молчаливо застывшим лесом. В скульптуре конца XIX — начала XX в. развивались те же течения, что и в живописи и графике. В портретах замечательного скульптора Анны Семеновны Голубкиной (1864—1927), как и в живописных портретах В. А. Серова, мы встречаем образы людей, отмеченных творческой одаренностью и духовным богатством. Глядя на вырезанный из дерева бюст писателя А. Н. Толстого (1911) или вырубленный из мрамора портрет Л. И. Сидоровой (1910), поражаешься напряженной чуткости лиц изображенных. Кажется, что они обладают каким-то внутренним слухом, позволяющим им всем существом отзываться на слышимую ими «музыку жизни» (оба портрета в Третьяковской галерее, Москва). Другой большой скульптор тех лет, работающий и теперь, — С. Т. Коненков (см. ст. «С. Т. Коненков») выдвинул тему национального своеобразия и силы. Возникновение этих новых интересов и тем привело к высокому подъему русской скульптуры. Если во второй половине XIX в. скульпторы увлекались главным образом бытовыми сюжетами, то теперь круг их тем значительно расширился. После длительного упадка монументальной скульптуры были созданы превосходные памятники, например памятник Н. В. Гоголю в Москве (1909) Н. А. Андреева (см. ст. «Н. А. Андреев»). Заметные успехи по сравнению с предыдущими десятилетиями были и в архитектуре. В это время расширилось строительство многоэтажных жилых домов, вокзалов, гостиниц, банков. Проектируя их, архитекторы охотно применяли новые строительные и облицовочные материалы — железо, железобетон, стекло, керамические плитки, а планировку помещений стремились сделать удобной и целесообразной. На архитектуру начала века повлияло присущее некоторым течениям тогдашнего искусства стремление создавать особый «мир искусства». Тяга к театральности и декоративности сказалась в особенностях нового для той поры архитектурного стиля модерн. Применяя прихотливый орнамент из ползучих и вьющихся растений, украшая здания причудливыми решетками и карнизами, мастера старались добиться ощущения одушевленности и подвижности форм архитектуры. К лучшим образцам стиля модерн относится, например, особняк Рябушинского в Москве, построенный архитектором Ф. О. Шехтелем ( ст. «Архитектурные стили»). Несмотря на излишнюю декоративность, этот стиль внес в архитектуру ценный вклад — стремление к продуманному и удобному расположению помещений. А это нашло дальнейшее развитие уже в архитектуре конструктивизма. Значительно меньше успехов выпало на долю направления, в котором применялись древнерусские национальные формы. Удачными примерами могут служить лишь здание Третьяковской галереи, фасад которой выполнен по проекту художника В. М. Васнецова, и церковь Марфо-Мариинской обители в Москве, построенная архитектором А. В. Щусевым. В большинстве же псевдорусских зданий древние формы никак не вязались с требованиями современной жизни, поэтому данное направление и не получило широкого распространения. В начале века создавались и постройки в формах классицизма. К наиболее интересным постройкам, выполненным в традициях русского классицизма, относятся бывший дом Тарасова на улице А. Толстого в Москве (1909—1910) архитектора И. В. Жолтовского; бывший особняк Половцева в Ленинграде (1911 — 1913) И. А. Фомина; бывший дом Щербатова на Новинском бульваре в Москве (1911 —1913) А. И. Таманяна. |
ПОИСК
Block title
|