.
Меню сайта
|
В.М. ВаснецовВ.М. Васнецов(1848—1926) Героев русских сказок и былин — находчивого и смелого Иванушку, грустную царевну Несмеяну, мужественных и добрых богатырей, вещего Олега из пушкинской «Песни» — каждый из нас знает и любит с детства. Эту любовь прививают нам не только книги, но и замечательные картины художника-сказочника Виктора Михайловича Васнецова. Васнецов родился 15 мая 1848 г. в глухой в те времена Вятской губернии в семье сельского священника. Когда ему исполнилось 10 лет, его отдали в Вятское духовное училище, откуда он перешел в семинарию. Но в училище и семинарии ему было очень скучно, приходилось без конца зазубривать священные тексты. А Васнецов любил родную природу, леса, в которых вырос, любил слушать былины и старинные предания о борьбе народа с врагами, рассказы земляков, побывавших на заработках в больших городах. С ранних лет будущий художник пытался зарисовать то, что видел вокруг. С годами страсть к рисованию крепла. И в 1867 г. Васнецов, отказавшись от сана священника, отправился в Петербург. Он был принят в Академию художеств и учился настойчиво и упорно. На 5-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого впоследствии стал и Васнецов (см. ст. «Русское искусство второй половины XIX в.»), он показал свою картину «С квартиры на квартиру» (1876). ...Старик и старушка с узелками в руках бредут по льду Невы, сопровождаемые единственным другом — собачонкой. Картина написана в сумрачных, хмурых тонах. Художнику удалось передать бесприютность и одиночество этих бедняков в холодном мире. Полотно Васнецова высоко оценил известный критик В. В. Стасов. Но, несмотря на успех, который имели эта и ряд других работ художника, его не оставляла мысль: он делает не то, что должен, берет не «свои» темы. Его давно интересовала русская история, характеры людей, живших в далекие времена, народные песни, былины и сказки. «Я всегда был убежден, что... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»,— говорил Васнецов. Эти слова художника определили программу всего его творчества. В 1880 г. художник показал первую большую картину в новом для него жанре — исторической живописи. Она была навеяна знаменитым «Словом о полку Игореве» и называлась «После побоища Игоря Святославича с половцами» (Третьяковская галерея, Москва). Картину приняли по-разному, многие находили ее холодной, бесстрастной. Но кистью художника водила не горечь от поражения русских, а гордость ими, их мужеством. Поэтому в красках нет крови, ужаса, а господствуют мягкие поэтические тона. Васнецов чувствовал, что наконец нашел «свое», то, что именно он может и должен донести до зрителя. Через год он написал одну из известнейших своих картин — «Аленушка». Аленушка — это одновременно и героиня народных сказок, обиженная злыми людьми, и простая крестьянская девушка, горько задумавшаяся над своей трудной жизнью. Печаль Аленушки подчеркнута грустным колоритом картины: темная вода озера, первые желтые листья... Переход от жанровых работ к народному эпосу повлек значительные изменения в художественных средствах Васнецова: место небольших сдержанно-темноватых по цвету картин заняли монументальные полотна, приглушенные краски сменились чистыми и сочными тонами, подобными распространенным в народном искусстве, национальном орнаменте. «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест»,— писал В. В. Стасов о картине, над которой художник работал почти двадцать пять лет и которую в 1898 г. показал на выставке. Доблестных витязей— защитников народа, славных «не родом, а подвигом», мужественных заступников всех обиженных изобразил Васнецов в своей «Богатырской заставе». Натурой для богатырей послужили художнику простые русские люди. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович зорко всматриваются, не грозит ли родной земле опасность, не нужна ли кому помощь. За их плечами — просторы, которые они берегут. Пейзаж в картине тоже вымышленно богатырский. Он как бы обобщает всю красоту северных и среднерусских краев. В «Богатырях» нет ничего грозного, устрашающего. Истинная мощь ведь не в этом. Фронтальная композиция полотна своей широтой, уравновешенностью создает ощущение несокрушимости заставы (картину «Богатыри» можно увидеть в Третьяковской галерее, в Москве). Художник с детства любил народные сказки. На сказочные сюжеты, кроме «Аленушки», он написал еще много картин, среди них — «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Сказка о спящей царевне» (1900—1926; первая — в Третьяковской галерее, вторая — в музее Васнецова в Москве). Подчас художник вкладывал в вековые сказочные сюжеты иносказательный смысл. Так, предполагается, что в «Сказке о спящей царевне» он аллегорически изобразил как бы уснувшую Россию, которая должна стряхнуть с себя оцепенение. Картины Васнецова знают почти все. Гораздо меньше известны его другие работы— монументальные росписи, архитектурные проекты, театральные декорации. Между тем и в этих областях его талант проявлялся очень интересно. Первым архитектурным опытом Васнецова была небольшая церковь-усыпальница в любимом Абрамцеве, имении его друзей Мамонтовых под Москвой. Она построена в стиле северных русских церквей, с их строгостью, простотой линий, устремленных ввысь. По его эскизам выполнены и мозаики внутри церкви. Васнецову выпала честь спроектировать в 1900-е годы фасад Третьяковской галереи. К этой работе он отнесся с особым интересом и сумел передать в ней дух веков и национальный характер. Виктор Васнецов был одним из первых художников, начавших писать для театра. Его работа в театре совпала со временем, когда никого уже не удовлетворяли безликие незатейливые декорации, одинаково легко приспосабливаемые к абсолютно разным спектаклям. В 1881 г. он создал эскизы декораций и костюмов к «Снегурочке» А. Н. Островского для домашней сцены Мамонтовых. Зрители были потрясены фантастичностью, богатством выдумки и в то же время исконно русскими мотивами, пронизавшими все оформление спектакля. В 1883—1893 гг. художник отдавал все силы трудному делу монументальной росписи. У Васнецова было редкостное понимание истории. Именно это помогло ему выполнить очень сложную и незнакомую работу: написать для Исторического музея в Москве большое панно «Каменный век», найти верные характеры людей, детали изображения. В. М. Васнецов умер в Москве 23 июля 1926 г. «Я только Русью и жил» — эти слова художника полностью определяют смысл и значение его творчества. |
ПОИСК
Block title
|