. В.М. Васнецов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

В.М. Васнецов

В.М. Васнецов

(18481926)

Героев русских сказок и былин — находчи­вого и смелого Иванушку, грустную царевну Несмеяну, мужественных и добрых богатырей, вещего Олега из пушкинской «Песни» — каж­дый из нас знает и любит с детства. Эту любовь прививают нам не только книги, но и замеча­тельные картины художника-сказочника Вик­тора Михайловича Васнецова.

Васнецов родился 15 мая 1848 г. в глухой в те времена Вятской губернии в семье сель­ского священника. Когда ему исполнилось 10 лет, его отдали в Вятское духовное училище, откуда он перешел в семинарию. Но в училище и семинарии ему было очень скучно, приходи­лось без конца зазубривать священные тексты. А Васнецов любил родную природу, леса, в которых вырос, любил слушать былины и старинные предания о борьбе народа с вра­гами, рассказы земляков, побывавших на зара­ботках в больших городах.

С ранних лет будущий художник пытался зарисовать то, что видел вокруг. С годами страсть к рисованию крепла. И в 1867 г. Вас­нецов, отказавшись от сана священника, отправился в Петербург.

Он был принят в Академию художеств и учился настойчиво и упорно.

На 5-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого впоследствии стал и Васнецов (см. ст. «Русское искусство второй половины XIX в.»), он пока­зал свою картину «С квартиры на квартиру» (1876). ...Старик и старушка с узелками в руках бредут по льду Невы, со­провождаемые единственным другом — собачон­кой. Картина написана в сумрачных, хмурых тонах. Художнику удалось передать бесприют­ность и одиночество этих бедняков в холодном мире. Полотно Васнецова высоко оценил из­вестный критик В. В. Стасов.

Но, несмотря на успех, который имели эта и ряд других работ художника, его не остав­ляла мысль: он делает не то, что должен, берет не «свои» темы. Его давно интересовала русская история, характеры людей, живших в далекие времена, народные песни, былины и сказки. «Я всегда был убежден, что... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей исто­рии»,— говорил Васне­цов. Эти слова худож­ника определили прог­рамму всего его творче­ства.

В 1880 г. художник показал первую боль­шую картину в новом для него жанре — исто­рической живописи. Она была навеяна знамени­тым «Словом о полку Игореве» и называлась «После побоища Игоря Свято­славича с поло­вцами» (Третьяков­ская галерея, Москва). Картину приняли по-разному, многие нахо­дили ее холодной, бес­страстной. Но кистью художника водила не горечь от поражения русских, а гордость ими, их мужеством. Поэтому в красках нет крови, ужаса, а господствуют

мягкие поэтические тона. Вас­нецов чувствовал, что наконец нашел «свое», то, что именно он может и должен донести до зри­теля.

Через год он написал одну из известнейших своих кар­тин — «Аленушка». Але­нушка — это одновременно и героиня народных сказок, оби­женная злыми людьми, и про­стая крестьянская девушка, горько задумавшаяся над сво­ей трудной жизнью. Печаль Але­нушки подчеркнута грустным колоритом картины: темная во­да озера, первые желтые листья...

Переход от жанровых работ к народному эпосу повлек зна­чительные изменения в худо­жественных средствах Васнецо­ва: место небольших сдержанно-темноватых по цвету картин заняли монументальные полотна, приглушенные краски смени­лись чистыми и сочными тона­ми, подобными распространен­ным в народном искусстве, на­циональном орнаменте.

«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест»,— писал В. В. Стасов о картине, над которой художник работал поч­ти двадцать пять лет и кото­рую в 1898 г. показал на вы­ставке. Доблестных витязей— защитников народа, славных «не родом, а подвигом», муже­ственных заступников всех оби­женных изобразил Васнецов в своей «Богатырской заставе». Натурой для богатырей послу­жили художнику простые русские люди.

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович зорко всматриваются, не грозит ли родной земле опасность, не нужна ли кому помощь. За их плечами — просторы, которые они берегут. Пейзаж в картине тоже вымыш­ленно богатырский. Он как бы обобщает всю красоту северных и среднерусских краев. В «Богатырях» нет ничего грозного, устрашаю­щего. Истинная мощь ведь не в этом. Фронталь­ная композиция полотна своей широтой, уравновешенностью создает ощущение несокруши­мости заставы (картину «Богатыри» можно увидеть в Третьяковской галерее, в Москве).

Художник с детства любил народные сказ­ки. На сказочные сюжеты, кроме «Аленушки», он написал еще много картин, среди них — «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Сказка о спящей ца­ревне» (1900—1926; первая — в Третьяков­ской галерее, вторая — в музее Васнецова в Москве). Подчас художник вкладывал в вековые сказочные сюжеты иносказательный смысл. Так, предполагается, что в «Сказке о спящей царевне» он аллегорически изобразил как бы уснувшую Россию, которая должна стряхнуть с себя оцепенение.

Картины Васнецова знают почти все. Го­раздо меньше известны его другие работы— монументальные росписи, архитектурные про­екты, театральные декорации. Между тем и в этих областях его талант проявлялся очень интересно.

Первым архитектурным опытом Васнецова была небольшая церковь-усыпальница в люби­мом Абрамцеве, имении его друзей Мамонтовых под Москвой. Она построена в стиле северных русских церквей, с их строгостью, простотой линий, устремленных ввысь. По его эскизам выполнены и мозаики внутри церкви.

Васнецову выпала честь спроектировать в 1900-е годы фасад Третьяковской галереи. К этой работе он отнесся с осо­бым интересом и сумел передать в ней дух веков и национальный характер.

Виктор Васнецов был одним из первых

художников, начавших писать для театра. Его работа в театре совпала со временем, когда никого уже не удовлетворяли безликие неза­тейливые декорации, одинаково легко при­спосабливаемые к абсолютно разным спектак­лям. В 1881 г. он создал эскизы декораций и костюмов к «Снегурочке» А. Н. Остров­ского для домашней сцены Мамонтовых. Зри­тели были потрясены фантастичностью, богатст­вом выдумки и в то же время исконно рус­скими мотивами, пронизавшими все оформление спектакля.

В 1883—1893 гг. художник отдавал все си­лы трудному делу монументальной росписи. У Васнецова было редкостное понимание исто­рии. Именно это помогло ему выполнить очень сложную и незнакомую работу: написать для Исторического музея в Москве большое панно «Каменный век», найти верные характеры лю­дей, детали изображения.

В. М. Васнецов умер в Москве 23 июля 1926 г. «Я только Русью и жил» — эти слова художника полностью определяют смысл и зна­чение его творчества.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ