. И.Е. Репин
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

И.Е. Репин

И.Е. Репин

(1844-1930)

Представьте себе маленький захолустный городок на севере Украины. Длинный зимний вечер. Мальчик лет семи низко склонился над столом и при тусклом свете сальной свечи усердно рисует яркие розовые цветы на темной зелени кустарника. Так вспоминал впоследст­вии великий русский живописец Илья Ефи­мович Репин о своих первых художественных опытах.

Интерес к рисованию вскоре стал настоящей страстью и определил всю дальнейшую судьбу Репина — сына военного поселенца из городка Чугуева, близ Харькова. Несколько лет Репин проводит в учении у местных живописцев. Но заветнейшая мечта юноши — учиться в Петер­бургской Академии художеств, стать настоя­щим художником — осуществилась еще очень не скоро.

Только выполнив крупный заказ — роспись одной из церквей в окрестностях Чугуева, Репин заработал достаточно денег на поездку. 1 ноября 1863 г. он стоял на набережной Невы, перед величественным зданием Академии. Че­рез год, после усиленных занятий в Рисоваль­ной школе, Репин был принят в Академию ху­дожеств.

В Рисовальной школе произошла первая встреча Репина с И. Н. Крамским. Замеча­тельный художник, глава передвижников Крам­ской оказал большое влияние на формиро­вание общественных идеалов и реалистическо­го мастерства Репина.

Репин наиболее яркий представитель критического реализма в русской живописи.

Жизнь народа, его чаяния и надежды, думы и стремления — вот что воплотил он в своих произведениях. Одна из первых его картин — «Бурлаки на Волге» (1873, Русский музей, Ленинград) была задумана под непосред­ственным впечатлением увиденной в жизни сцены. Репин не только заставляет зрителя почувствовать всю тяжесть подневольного тру­да бурлацкой артели, но и раскрывает глубоко и многогранно характер каждого бурлака, могучую духовную силу, поддерживающую этих изможденных людей. О картине восторженно отзывались знаменитый критик В. В. Стасов, писатель Ф. М. Достоевский; картина стала подлинным событием в художественной жизни России 70-х годов.

Характернейшие черты искусства Репина — простота, естественность изображаемых собы­тий, доходчивость и яркость живописного языка. Вот, например, одно из лучших произведений художника — картина «Крест­ный ход в Курской губернии» (1883). По пыльной дороге под беспощадными лучами летнего солнца движется огромная толпа — церковные певчие, нищие странники, местная знать во главе с помещицей. Над головами покачиваются разноцветные хоругви, впереди несколько мужиков чинно и важно несут сверкающий позолотой «фонарь» — вы­носную часовню. Кажется, за раму задвинут кусок реальной действительности; стоит сделать шаг — и мы сами окажемся в центре шумной разноголосой толпы: так естественно выгля­дит изображенная сцена. Но за кажущейся простотой и естественностью скрываются на­пряженнейшие поиски композиции, колорита, ритма линий и цветовых пятен, которые и соз­дают впечатление безостановочного движения массы людей. В пестро одетой, шумной процес­сии живут и запоминаются лица и характеры каждого — от горбатого юноши-странника до важной барыни, несущей икону.

Картину справедливо называют энцикло­педией русской жизни пореформенных лет, ибо Репин представил в ней широчайшую панораму современной ему действительности: нищету, жалкое прозябание деревенской бедно­ты, наглость полицейских, спесивость богатеев.

Одна из наиболее ярких страниц творчества Репина — его портретная живопись. Вырази­тельность человеческого лица, и не только лица, но и позы, одежды человека, всегда необычайно привлекала художника. Важней­шая особенность репинских портретов — богат­ство и разнообразие композиционного и ко­лористического решения, каждый раз вза­имосвязанного с личностью портретируемого. Строгая величавость позы, благородное сочета­ние серого и черного цветов отличают портрет Л. Н. Толстого (1887, Третьяковская галерея, Москва). С удивительной мягкостью, как-то очень ласково написаны нежные оттенки смуглого лица, розового платьица в портрете маленькой Нади — дочери художни­ка (1881, Музей им. Радищева, Саратов). Трагический, страстный характер актрисы П. А. Стрепетовой выражен и в ее взгляде, и в нервном, порывистом мазке, которым писал художник, и в сочетании темно-красного фона и черной одежды (1882). В жи­вом контрасте красоты и страдания, жизни и надвигающейся смерти запечатлен Мусорг­ский (1881; обе в Третьяковской галерее, Москва).

«...РЕПИН РЕАЛИСТ, КАК И ГОГОЛЬ, И СТОЛЬКО ЖЕ, КАК ОН, ГЛУБОКО НАЦИОНАЛЕН».

В. В. СТАСОВ

Репину, человеку увлекающемуся, страст­ному, в высшей степени было свойственно чувство своей личной причастности к наиболее важным и значительным событиям эпохи. Яркое чувство современности — так, пожалуй, мож­но охарактеризовать это качество натуры ху­дожника — особенно полно проявилось в соз­данных им картинах о героях революционной борьбы. Особенно известны среди них «Арест пропагандиста» (1880—1892), «Не ждали» (1884) и «Отказ от исповеди» (1879 —1885; все три в Третьяков­ской галерее, Москва). Последняя наиболее дра­матична. В темной сырой камере на тюремной койке сидит заключенный. Настала последняя ночь, наутро — казнь. В камеру вошел священ­ник, чтобы исповедать заключенного, заставить его раскаяться. Но в облике революционера, в его взгляде, обращенном к священнику, можно прочесть лишь презрение к служителю церкви, освящающей убийство, и гордую уверенность в своей правоте.

Эта картина была задумана Репиным после того, как он вместе с В. В. Стасовым прочел стихотворение Минского «Последняя исповедь», напечатанное в подпольной газете «Народная воля». «Я помню,— писал Репину Стасов, уви­дев картину,— как мы вместе с Вами, лет деся­ток тому назад, читали «Исповедь» и как мы метались, словно ужаленные и чуть не смер­тельно пораненные. Ну, вот у такого только чувства и бывают такие художественные всхо­ды потом... Какой взгляд, какая глубина у Вашего осужденного!!»

В своих картинах Репин обычно использует все разнообразие красок живой действительно­сти. В «Отказе от исповеди» художник изби­рает строгую, монохромную гамму. Лишь блед­ное лицо заключенного и черный силуэт фи­гуры священника выделяются на темном фоне камеры.

Живое дыхание современности ощущается и в исторических полотнах Репина. Наиболее знаменитое из них — картина «Иван Гроз­ный и сын его царевич Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третья­ковская галерея, Москва) — навеяно жестоким террором, казнями революционеров после убийства 1 марта 1881 г. царя Александра II. ...Пустынная царская палата с узеньким окон­цем на дальней стене, опрокинутое на пол крес­ло, потемневшие пятна крови на ковре. Страшное, обезображенное ужасом свершившегося лицо Ивана Грозного, прижимающего к себе царевича, производит незабываемое, тяжелое впе­чатление.

Смысл, пафос картины — страстный протест против жестокости, против бесче­ловечности всякого убийства, против смертных приговоров, установленных самодержави­ем для революционеров. Пра­вящие круги царской России были обеспокоены небывалым успехом произведения. На некоторое время картину уб­рали с выставки, запретили показывать публике.

Над картиной «3апорожцы пишут пись­мо турецкому сул­тану» (1891, Русский му­зей, Ленинград) Репин рабо­тал более 12 лет. Большое полотно — гимн смелым, сильным, свободным людям, прославление жизнерадост­ного веселья, доблести и му­жества народа. В «Запорож­цах» живописная манера Репина отличается особой сочностью, фигуры людей пластичны, лица экспрессивны, красочные одежды напи­саны ярко и звучно.

Последняя крупная работа художника — грандиозный групповой портрет «Торжест­венное заседание Государст­венного совета 7 мая 1901 года» (1901 —1903, Русский музей, Ленинград). Для этой картины Репин делает с натуры большое количество этюдов с царских са­новников, членов Государственного совета. Написанные в 2—3 сеанса, этюды поражают остротой и силой характеристики, великоле­пием живописи, в которой сочетаются четкая пластика и декоративность цвета.

Работа над огромным полотном подточила силы художника. Отказалась служить кисть правой руки, ослабло зрение. Но художник продолжал неустанно работать. «Порой мне казалось,— пишет К. И. Чуковский, который был в те годы близок Репину,— что не только старость, но и самую смерть он побеждает своей страстью к искусству».

Последние годы жизни Репин провел на станции Куоккала под Петербургом, на даче «Пенаты». События первой мировой войны, а затем Октябрьской революции отрезали Ре­пина от Советской России. «Пенаты» оказались на территории Финляндии. Старый, больной художник так и не смог вернуться на родину, хотя не переставал жадно интересоваться собы­тиями в России.

29 сентября 1930 г., 86 лет от роду, Репин скончался.

Много времени прошло с тех пор, когда бы­ли написаны замечательные картины Репина. Но каждый раз, проходя по залам музеев, посетители снова и снова задумываются над судьбами героев его картин, восхищаются со­вершенством репинской живописи.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ