.
Меню сайта
|
И.Е. РепинИ.Е. Репин(1844-1930) Представьте себе маленький захолустный городок на севере Украины. Длинный зимний вечер. Мальчик лет семи низко склонился над столом и при тусклом свете сальной свечи усердно рисует яркие розовые цветы на темной зелени кустарника. Так вспоминал впоследствии великий русский живописец Илья Ефимович Репин о своих первых художественных опытах. Интерес к рисованию вскоре стал настоящей страстью и определил всю дальнейшую судьбу Репина — сына военного поселенца из городка Чугуева, близ Харькова. Несколько лет Репин проводит в учении у местных живописцев. Но заветнейшая мечта юноши — учиться в Петербургской Академии художеств, стать настоящим художником — осуществилась еще очень не скоро. Только выполнив крупный заказ — роспись одной из церквей в окрестностях Чугуева, Репин заработал достаточно денег на поездку. 1 ноября 1863 г. он стоял на набережной Невы, перед величественным зданием Академии. Через год, после усиленных занятий в Рисовальной школе, Репин был принят в Академию художеств. В Рисовальной школе произошла первая встреча Репина с И. Н. Крамским. Замечательный художник, глава передвижников Крамской оказал большое влияние на формирование общественных идеалов и реалистического мастерства Репина. Репин наиболее яркий представитель критического реализма в русской живописи. Жизнь народа, его чаяния и надежды, думы и стремления — вот что воплотил он в своих произведениях. Одна из первых его картин — «Бурлаки на Волге» (1873, Русский музей, Ленинград) была задумана под непосредственным впечатлением увиденной в жизни сцены. Репин не только заставляет зрителя почувствовать всю тяжесть подневольного труда бурлацкой артели, но и раскрывает глубоко и многогранно характер каждого бурлака, могучую духовную силу, поддерживающую этих изможденных людей. О картине восторженно отзывались знаменитый критик В. В. Стасов, писатель Ф. М. Достоевский; картина стала подлинным событием в художественной жизни России 70-х годов. Характернейшие черты искусства Репина — простота, естественность изображаемых событий, доходчивость и яркость живописного языка. Вот, например, одно из лучших произведений художника — картина «Крестный ход в Курской губернии» (1883). По пыльной дороге под беспощадными лучами летнего солнца движется огромная толпа — церковные певчие, нищие странники, местная знать во главе с помещицей. Над головами покачиваются разноцветные хоругви, впереди несколько мужиков чинно и важно несут сверкающий позолотой «фонарь» — выносную часовню. Кажется, за раму задвинут кусок реальной действительности; стоит сделать шаг — и мы сами окажемся в центре шумной разноголосой толпы: так естественно выглядит изображенная сцена. Но за кажущейся простотой и естественностью скрываются напряженнейшие поиски композиции, колорита, ритма линий и цветовых пятен, которые и создают впечатление безостановочного движения массы людей. В пестро одетой, шумной процессии живут и запоминаются лица и характеры каждого — от горбатого юноши-странника до важной барыни, несущей икону. Картину справедливо называют энциклопедией русской жизни пореформенных лет, ибо Репин представил в ней широчайшую панораму современной ему действительности: нищету, жалкое прозябание деревенской бедноты, наглость полицейских, спесивость богатеев. Одна из наиболее ярких страниц творчества Репина — его портретная живопись. Выразительность человеческого лица, и не только лица, но и позы, одежды человека, всегда необычайно привлекала художника. Важнейшая особенность репинских портретов — богатство и разнообразие композиционного и колористического решения, каждый раз взаимосвязанного с личностью портретируемого. Строгая величавость позы, благородное сочетание серого и черного цветов отличают портрет Л. Н. Толстого (1887, Третьяковская галерея, Москва). С удивительной мягкостью, как-то очень ласково написаны нежные оттенки смуглого лица, розового платьица в портрете маленькой Нади — дочери художника (1881, Музей им. Радищева, Саратов). Трагический, страстный характер актрисы П. А. Стрепетовой выражен и в ее взгляде, и в нервном, порывистом мазке, которым писал художник, и в сочетании темно-красного фона и черной одежды (1882). В живом контрасте красоты и страдания, жизни и надвигающейся смерти запечатлен Мусоргский (1881; обе в Третьяковской галерее, Москва). «...РЕПИН РЕАЛИСТ, КАК И ГОГОЛЬ, И СТОЛЬКО ЖЕ, КАК ОН, ГЛУБОКО НАЦИОНАЛЕН». В. В. СТАСОВ Репину, человеку увлекающемуся, страстному, в высшей степени было свойственно чувство своей личной причастности к наиболее важным и значительным событиям эпохи. Яркое чувство современности — так, пожалуй, можно охарактеризовать это качество натуры художника — особенно полно проявилось в созданных им картинах о героях революционной борьбы. Особенно известны среди них «Арест пропагандиста» (1880—1892), «Не ждали» (1884) и «Отказ от исповеди» (1879 —1885; все три в Третьяковской галерее, Москва). Последняя наиболее драматична. В темной сырой камере на тюремной койке сидит заключенный. Настала последняя ночь, наутро — казнь. В камеру вошел священник, чтобы исповедать заключенного, заставить его раскаяться. Но в облике революционера, в его взгляде, обращенном к священнику, можно прочесть лишь презрение к служителю церкви, освящающей убийство, и гордую уверенность в своей правоте. Эта картина была задумана Репиным после того, как он вместе с В. В. Стасовым прочел стихотворение Минского «Последняя исповедь», напечатанное в подпольной газете «Народная воля». «Я помню,— писал Репину Стасов, увидев картину,— как мы вместе с Вами, лет десяток тому назад, читали «Исповедь» и как мы метались, словно ужаленные и чуть не смертельно пораненные. Ну, вот у такого только чувства и бывают такие художественные всходы потом... Какой взгляд, какая глубина у Вашего осужденного!!» В своих картинах Репин обычно использует все разнообразие красок живой действительности. В «Отказе от исповеди» художник избирает строгую, монохромную гамму. Лишь бледное лицо заключенного и черный силуэт фигуры священника выделяются на темном фоне камеры. Живое дыхание современности ощущается и в исторических полотнах Репина. Наиболее знаменитое из них — картина «Иван Грозный и сын его царевич Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва) — навеяно жестоким террором, казнями революционеров после убийства 1 марта 1881 г. царя Александра II. ...Пустынная царская палата с узеньким оконцем на дальней стене, опрокинутое на пол кресло, потемневшие пятна крови на ковре. Страшное, обезображенное ужасом свершившегося лицо Ивана Грозного, прижимающего к себе царевича, производит незабываемое, тяжелое впечатление. Смысл, пафос картины — страстный протест против жестокости, против бесчеловечности всякого убийства, против смертных приговоров, установленных самодержавием для революционеров. Правящие круги царской России были обеспокоены небывалым успехом произведения. На некоторое время картину убрали с выставки, запретили показывать публике. Над картиной «3апорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891, Русский музей, Ленинград) Репин работал более 12 лет. Большое полотно — гимн смелым, сильным, свободным людям, прославление жизнерадостного веселья, доблести и мужества народа. В «Запорожцах» живописная манера Репина отличается особой сочностью, фигуры людей пластичны, лица экспрессивны, красочные одежды написаны ярко и звучно. Последняя крупная работа художника — грандиозный групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901 —1903, Русский музей, Ленинград). Для этой картины Репин делает с натуры большое количество этюдов с царских сановников, членов Государственного совета. Написанные в 2—3 сеанса, этюды поражают остротой и силой характеристики, великолепием живописи, в которой сочетаются четкая пластика и декоративность цвета. Работа над огромным полотном подточила силы художника. Отказалась служить кисть правой руки, ослабло зрение. Но художник продолжал неустанно работать. «Порой мне казалось,— пишет К. И. Чуковский, который был в те годы близок Репину,— что не только старость, но и самую смерть он побеждает своей страстью к искусству». Последние годы жизни Репин провел на станции Куоккала под Петербургом, на даче «Пенаты». События первой мировой войны, а затем Октябрьской революции отрезали Репина от Советской России. «Пенаты» оказались на территории Финляндии. Старый, больной художник так и не смог вернуться на родину, хотя не переставал жадно интересоваться событиями в России. 29 сентября 1930 г., 86 лет от роду, Репин скончался. Много времени прошло с тех пор, когда были написаны замечательные картины Репина. Но каждый раз, проходя по залам музеев, посетители снова и снова задумываются над судьбами героев его картин, восхищаются совершенством репинской живописи. |
ПОИСК
Block title
|