. Упражнения, формирующие умение чётко и ясно произносить
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Упражнения, формирующие умение чётко и ясно произносить

Упражнения, формирующие умение чётко и ясно произносить

Эти упражнения отрабатывают дикцию, используются они в процессе проведения урока чтения, как тренаж перед началом чтения текста, как занимательный элемент урока, в качестве паузы для отдыха или разрядки, а также как элемент знакомства с рифмой в процессе освоения лирического жанра, могут они выступать как упражне­ния, развивающие творческие возможности детей.

1. Песенки-долгоговорки

Чтобы научиться говорить, надо говорить.

Многократное, четкое повторение, особенно если оно сопровождается веселым настроением, задается тон сорев­новательности, приносит желаемые результаты. Дети на­чинают чувствовать ритм, осознают артикуляционную сто­рону, проговаривание и само повторение долгоговорок приносит им радость.

Разучивается долгоговорка при повторении за учите­лем. При разучивании, при каждом повторении может меняться темп и ритм проговаривания, а также возможно привлечение мимики, жестов.

ПИРАТЫ

Б.В. Заходер

Шли                              «Шли

Из Африки                   Из Африки

В Саратов                     В Саратов

Семь                              Семь

Отчаянных                    Отчаянных

Пиратов.                       Пиратов.

Не дошли                      Не дошли

До Душанбе                  До Душанбе

Видят надпись              Видят надпись

На столбе:                     На столбе:»

 

БЕСКОНЕЧНЫЕ СТИХИ

Р.С. Сеф

Кто вечно хнычет

И скучает,

Тот ничего не замечает.

Кто ничего

Не замечает,

Тот ничего

Не изучает.

Кто ничего

Не изучает,

Тот вечно хнычет

И скучает.

(Если скучно стало, Начинай сначала)

Кто вечно хнычет...

АЙ-ЛЮЛИ

Е-Л,. Благинина

Ай-люли, ай-люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Петушок — в сапожках,

Курочка — в серёжках,

Селезень — в кафтане,

Утка — в сарафане!

Котик в новой свитке,

Кошечка — в накидке,

С перстеньком на лапке...

А собака — в шапке.

Все по лавкам сели, Сели и запели:

— Ай-люли, ай-люли,
Гости к Дашеньке пришли!..

И так далее без конца.

 

2. Расскажи, не ошибись и всем улыбнись!

Учащиеся слушают стихотворение, уясняют смысл, осознают, что текст построен на повторах и различиях, похож на текст скороговорок. Затем вторя учителю, ста­раются запомнить стихотворение, как можно быстрее. В результате проводится соревнование на умение четко и безошибочно прочитать стихотворение перед публикой и при этом не забыть, что стихотворение веселое, а сама декламация должна позабавить слушателей.

СТО ВЕСЕЛЫХ ЛЯГУШАТ

О.О. Дриз

Сто веселых лягушат

На кораблике спешат.

На кораблике спешат

В край весёлых индюшат.

Сто веселых индюшат

На кораблике спешат

На кораблике спешат

В край веселых лягушат.

Вот приплыли лягушата

В край весёлых индюшат.

  • Где же ваши индюшата?
  • Все в гостях у лягушат.

Вот приплыли индюшата

В край весёлых лягушат.

— Где же ваши лягушата? 

—Все в гостях у индюшат.

Так уже сто лет подряд

Ожидают, говорят,

Лягушата индюшат,

Индюшата лягушат.

Когда я играю,

я убираю.

Когда убираю,

я в это играю.

Мою, стираю и пыль вытираю—

такую игру я себе выбираю.

Э.Э. Мошковская

Можно всему-всему научиться.

И научиться,

Как не учиться.

Но надо учиться,

Как надо учиться!

А то неизвестно, что может случиться!

Э.Э. Мошковская

 

3. Послушай и скажи. Послушай и доскажи.

В основе этого упражнения лежит формирование уме­ния слышать, четко и ясно произносить, осознавать рифму и подбирать рифму.

Учитель проговаривает чистоговорку, а дети вторят, воспроизводя текст и интонацию.

Затем учитель усложняет работу: дети должны повто­рить слоги и досказывает текст,, найдя последнее слово (угадав его по смыслу и рифме).

Далее возможно предложить учащимся на систему сло­гов придумать текст, который будет по рифме согласован со слогами. Тему строки-текста может назвать учитель.

Результатом работы может стать самостоятельное со­здание чистоговорок, что будет первым шагом к «сочини­тельству» рифмованных строк.

БА-БУ- БЫ                          на дворе стоят столбы

БУ-БЫ-БА                           из окна торчит труба

ДО-ДУ-ДА                           гудят провода

УЖ-ЖУ-ЖУ                      молока дадим ужу

ЖА-ЖА-ЖА                      есть иголки у ежа

ЖИ-ЖИ-ЖИ                      здесь живут ежи

ЗА-ЗА-ЗА                             уходи домой коза

МУ-МУ-МУ                          молока кому

МО-МО-МО                          едим эскимо.

РИ-РИ-РИ                             двор убрали

                                                раз, два, три
РЫ-РЫ-РЫ                         не заметили жары

СА-СА-СА                             в лесу бегает...

СО-СО-СО                             у Вовы...

УСЬ-УСЬ-УСЬ                    на лугу пасётся...

ТА-ТА-ТА                       у нас дома...

ТЫ-ТЫ-ТЫ                   сметану съели всю...

ЧА-ЧА-ЧА                     горит в комнате...

ЧУ-ЧУ-ЧУ                     молоточком я ...

ША-ША-ША                мама моет...

ТО-ТО-ТО                      стали мы играть в...

ОЧ-ОЧ-ОЧ                     наступила...

ШУ-ШУ-ШУ                      я письмо...

ПРОДОЛЖАЙ САМ!

 

Составление рифмованных строк на тему

Л.П. Успенская, М.Б. Успенский

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи. чи-чи-чи

Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Ну тогда пойду к врачу.

 

ПЕТУХИ

Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Есть у нас два петуха

Хи-хи-хи, хи-хи-хи

.............................

Ху-ху-ху, ху-ху-ху

............................

Хи-хи-хи, хи-хи-хи

...........................

Ха-ха-ха, ха-ха-ха

ПРО КОЗУ

За-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза

Зы-зы-зы, зы-зы-зы

...........................

Зу-зу-зу, зу-зу-зу

...........................

За-за-за, за-за-за

..........................

Зу-зу-зу, зу-зу-зу

..........................

За-за-за, за-за-за

 

Послушай, доскажи, но не ошибись!

Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только....

Болты, шурупы, шестерёнки Найдешь в кармане у—

Коньком на льду чертили стрелочки, В хоккей играли только....

При всех померятся силёнкой, Конечно, любят, лишь....

Боятся темноты трусишки, Все, как один, они ....

Сшила мама для сынишки..., и ... .

Утки квакают, а лягушки ....

Что в корзине у Кирюшки...,   ..и

Этот гриб боровик.                    По порядку счет веди
Этот гриб...                                 рифмы парные найди

Эти рыжие сестрички                 корзинка — картинка
Называются...                              петрушка — ......

Эти дружные ребята                  катушка —........

Называются.....                           крючок — .... ,

                                                          бутылка — ....,

                                                           продолжай!

Игра «Веселые рифмы». Содержание игры и правила к ней придумайте сами и играйте.

 

НАЗАД

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ