.
Меню сайта
|
Упражнения, формирующие умение чётко и ясно произноситьУпражнения, формирующие умение чётко и ясно произноситьЭти упражнения отрабатывают дикцию, используются они в процессе проведения урока чтения, как тренаж перед началом чтения текста, как занимательный элемент урока, в качестве паузы для отдыха или разрядки, а также как элемент знакомства с рифмой в процессе освоения лирического жанра, могут они выступать как упражнения, развивающие творческие возможности детей. 1. Песенки-долгоговоркиЧтобы научиться говорить, надо говорить. Многократное, четкое повторение, особенно если оно сопровождается веселым настроением, задается тон соревновательности, приносит желаемые результаты. Дети начинают чувствовать ритм, осознают артикуляционную сторону, проговаривание и само повторение долгоговорок приносит им радость. Разучивается долгоговорка при повторении за учителем. При разучивании, при каждом повторении может меняться темп и ритм проговаривания, а также возможно привлечение мимики, жестов. ПИРАТЫБ.В. Заходер Шли «Шли Из Африки Из Африки В Саратов В Саратов Семь Семь Отчаянных Отчаянных Пиратов. Пиратов. Не дошли Не дошли До Душанбе До Душанбе Видят надпись Видят надпись На столбе: На столбе:»
БЕСКОНЕЧНЫЕ СТИХИР.С. Сеф Кто вечно хнычет И скучает, Тот ничего не замечает. Кто ничего Не замечает, Тот ничего Не изучает. Кто ничего Не изучает, Тот вечно хнычет И скучает. (Если скучно стало, Начинай сначала) Кто вечно хнычет... АЙ-ЛЮЛИЕ-Л,. Благинина Ай-люли, ай-люли, Гости к Дашеньке пришли! Петушок — в сапожках, Курочка — в серёжках, Селезень — в кафтане, Утка — в сарафане! Котик в новой свитке, Кошечка — в накидке, С перстеньком на лапке... А собака — в шапке. Все по лавкам сели, Сели и запели: — Ай-люли, ай-люли, И так далее без конца.
2. Расскажи, не ошибись и всем улыбнись!Учащиеся слушают стихотворение, уясняют смысл, осознают, что текст построен на повторах и различиях, похож на текст скороговорок. Затем вторя учителю, стараются запомнить стихотворение, как можно быстрее. В результате проводится соревнование на умение четко и безошибочно прочитать стихотворение перед публикой и при этом не забыть, что стихотворение веселое, а сама декламация должна позабавить слушателей. СТО ВЕСЕЛЫХ ЛЯГУШАТО.О. Дриз Сто веселых лягушат На кораблике спешат. На кораблике спешат В край весёлых индюшат. Сто веселых индюшат На кораблике спешат На кораблике спешат В край веселых лягушат. Вот приплыли лягушата В край весёлых индюшат.
Вот приплыли индюшата В край весёлых лягушат. — Где же ваши лягушата? —Все в гостях у индюшат. Так уже сто лет подряд Ожидают, говорят, Лягушата индюшат, Индюшата лягушат. Когда я играю, я убираю. Когда убираю, я в это играю. Мою, стираю и пыль вытираю— такую игру я себе выбираю. Э.Э. Мошковская Можно всему-всему научиться. И научиться, Как не учиться. Но надо учиться, Как надо учиться! А то неизвестно, что может случиться! Э.Э. Мошковская
3. Послушай и скажи. Послушай и доскажи.В основе этого упражнения лежит формирование умения слышать, четко и ясно произносить, осознавать рифму и подбирать рифму. Учитель проговаривает чистоговорку, а дети вторят, воспроизводя текст и интонацию. Затем учитель усложняет работу: дети должны повторить слоги и досказывает текст,, найдя последнее слово (угадав его по смыслу и рифме). Далее возможно предложить учащимся на систему слогов придумать текст, который будет по рифме согласован со слогами. Тему строки-текста может назвать учитель. Результатом работы может стать самостоятельное создание чистоговорок, что будет первым шагом к «сочинительству» рифмованных строк. БА-БУ- БЫ на дворе стоят столбы БУ-БЫ-БА из окна торчит труба ДО-ДУ-ДА гудят провода УЖ-ЖУ-ЖУ молока дадим ужу ЖА-ЖА-ЖА есть иголки у ежа ЖИ-ЖИ-ЖИ здесь живут ежи ЗА-ЗА-ЗА уходи домой коза МУ-МУ-МУ молока кому МО-МО-МО едим эскимо. РИ-РИ-РИ двор убрали раз, два, три СА-СА-СА в лесу бегает... СО-СО-СО у Вовы... УСЬ-УСЬ-УСЬ на лугу пасётся... ТА-ТА-ТА у нас дома... ТЫ-ТЫ-ТЫ сметану съели всю... ЧА-ЧА-ЧА горит в комнате... ЧУ-ЧУ-ЧУ молоточком я ... ША-ША-ША мама моет... ТО-ТО-ТО стали мы играть в... ОЧ-ОЧ-ОЧ наступила... ШУ-ШУ-ШУ я письмо... ПРОДОЛЖАЙ САМ!
Составление рифмованных строк на темуЛ.П. Успенская, М.Б. Успенский Чо-чо-чо, чо-чо-чо У меня болит плечо. Нет, к врачу я не хочу. Буду плакать у врача. Помогают нам врачи. Ну тогда пойду к врачу.
ПЕТУХИХа-ха-ха, ха-ха-ха Есть у нас два петуха Хи-хи-хи, хи-хи-хи ............................. Ху-ху-ху, ху-ху-ху ............................ Хи-хи-хи, хи-хи-хи ........................... Ха-ха-ха, ха-ха-ха ПРО КОЗУ За-за-за, за-за-за Здесь привязана коза Зы-зы-зы, зы-зы-зы ........................... Зу-зу-зу, зу-зу-зу ........................... За-за-за, за-за-за .......................... Зу-зу-зу, зу-зу-зу .......................... За-за-за, за-за-за
Послушай, доскажи, но не ошибись!Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только.... Болты, шурупы, шестерёнки Найдешь в кармане у— Коньком на льду чертили стрелочки, В хоккей играли только.... При всех померятся силёнкой, Конечно, любят, лишь.... Боятся темноты трусишки, Все, как один, они .... Сшила мама для сынишки..., и ... . Утки квакают, а лягушки .... Что в корзине у Кирюшки..., ..и Этот гриб боровик. По порядку счет веди Эти рыжие сестрички корзинка — картинка Эти дружные ребята катушка —........ Называются..... крючок — .... , бутылка — ...., продолжай! Игра «Веселые рифмы». Содержание игры и правила к ней придумайте сами и играйте.
|
ПОИСК
Block title
|