. Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово

Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово

Упражнения продуктивны при условии, что они будут выполняться четко и быстро.

Надо предусмотреть, что может быть множество вари­антов ответов.

1. Кто это? Что это? отвечай быстро.

Звонкий, быстрый весёлый— Вкусный, алый, сочный— Желтые, красные, осенние— Холодный, белый, пушистый— Бурый, косолапый, неуклюжий— Жёлтые, красные, зелёные— Старательный, послушный, вежливый— Зелёный, продолговатый, сочный— Аккуратная, послушная, веселая— Задиристый, драчливый, взъерошенный— Белое, пушистое, лёгкое— Маленькая, серенькая, пугливая— Ветвистая, зелёная, колючая— Новая, интересная, библиотечная— Старый, кирпичный, четырехэтажный— Красное, спелое, сладкое— Чистое, голубое, горное— Белый, пушистый, лесной— Пугливая, беленькая, маленькая— Белоствольная, высокая, стройная—

Продолжай сам! Подбирай слова, загадывая загадки.

 

2. Точно и быстро. Кто или что?

мурлычит — кот

варит — повар

стоит — дом

лает

учит

прыгает

мычит

лечит

летает

жужжит

строгает

спит

шипит

сажает

лепит

ревёт

красит

играет

воет

метет

смотрит

фыркает

играет

кружится

каркает

чертит

смеётся

чирикает

пишет

падает

кукует

рисует

плачет

поет

точит

горюет

квакает

чинит

трещит

крякает

штопает

скрепит

хрюкает

говорит

вьётся

пищит

поёт

стелется

Попробуй сам!

Игра: «Кто кричит, а что трещит?»

Один из играющих называет действия (глаголы) —другой подбирает соответствующее слово (существитель­ное). Тот, кто не сможет быстро назвать действие или подобрать пару, отдает фант. В конце игры фанты разы­грываются. Владельцы фантов исполняют веселые зада­ния, читают стихи, танцуют, поют.

 

3. Слушай! Называй как можно больше слов.

Плывет — пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка...

ссорится—

работает—

улыбается-—

висит—

шипит—

сверкает—

поливает—

шумит—

дребезжит—

охает— т

тревожится—

 

летит —

растёт —

поёт —

ползёт —

визжит —

ткёт —

лает —

скрипит —

хватает —

полощется —

умывается —

На основе этого упражнения во внеурочное время или в кругу семьи организуется игра по подобию той, что дана к предыдущему упражнению.

 

4. Кто? Что?

рос —       светил —      висел —

росла —   светила —    висела —

росло —  светило —   висело —

росли —  светили —   висели —

зрел— зрела— зрело— зрели—

 

5. Изменяй по порядку.

я бегу ты бежишь он бежит мы бежим вы бежите они бегут

я стою

я играю

я дремлю

ты...

ты...

ты...

'он...

он...

он...

мы...

мы...

мы...

вы...

вы...

вы...

они...

они...

они...

 

6. Изменяй и дополняй.

я хожу в магазин                 я бегаю...           я пою...

ты ходишь за хлебом        ты бегаешь...   ты...

она ходит по кругу             он...                    он...

мы ходим друг за другом   мы...                   мы...

вы ходите в гости            вы...                    вы...

они ходят попусту           они...                  они...

На основе учебных упражнений 4—6 проводятся игры с участием взрослых, которые все время задают образцы речи.

 

7. О ком или о чем я рассказываю, догадайся.

Ученик, школьник, мальчик, дежурный, второклассник, сын, внук, проказник—

Девочка,   хохотушка,   непоседа,   хозяюшка, внучка, дочка, помощница—

Умелец, работник, родитель, мужчина, сын, внук, друг, муж-Хозяйка, женщина, дочка, жена, внучка, повар, рукодельница, утешительница, любимая—

Приятель,   друг,   одноклассник,   выдумщик, ровесник, товарищ, сосед—

Мечтатель, выдумщик, весельчак, поэт...

Ждет, встречает, спрашивает, кормит, читает, варит,   стирает,   штопает,   шьет,   жарит, хлопочет, напевает, провожает, устает, смеётся, заботится—

Мастерит, чинит, читает, носит, советует, спрашивает, сердится, наказывает, прощает, удивляется, развлекает, работает, покупает, хохочет, заботится—

Прыгает, бегает, учит, поёт, читает, решает, веселится, задумывается, оступается, поправляется, гуляет, играет, моет, купается, плескается, отдыхает, помогает, заботится—

Ползёт, шипит, извивается, блестит, жалит—

Поёт, летает, хватает, кормит, приносит, заботится—

Варит, солит, мешает, жарит, режет— Подметает, протирает, моет, вытирает— Шьёт, метёт, подметает, кроит, режет— Копает, рыхлит, пропалывает, поливает— Волнуется, переживает, тревожится— Гуляет, играет, веселится, разговаривает—

Ходит, жуёт, мычит— Ходит, ржёт, жуёт—

Ходит, жуёт, блеет—

Ходит, разговаривает, жуёт—

Летает, клюёт, каркает—

Чирикает, клюёт, летает—

Клюёт, воркует, летает—

Кукует, клюёт, летает—

На основе учебных упражнений этого типа проводятся игры: «Расскажи мне о...», «Кто это делает?», «Изменя­ется одно слово— изменяется ответ», «Угадай». Правила игры разрабатывают сами играющие. Чем взрослее дети, тем более предоставляется им право на самостоятельность, а при оценке составления заданий и ответов учитывается изобретательность, юмор, мера, словарный запас.

Взрослым следует обратить внимание детей на возмож­ность характеризовать литературные персонажи или вспо­минать по характеристикам героев прочитанных книг, например:

сильный, добрый

сильный, злой

разумный, осмотрительный

хитрый, осмотрительный

привлекательный, коварный

привлекательный, добродушный

слабый, бесстрашный

сильный, трусливый—­

красивая,   приветливая,   привлекательная, добрая, бесстрашная

красивая, злая, коварная

НАЗАД

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ