. Времена года
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Времена года

Времена года

Цель. Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей.

Игровое задание.  Выбрать то, что соответствует данному времени года.

Правила игры. Вспомнить, что в какое время бывает. Помогать друг другу подбирать картинку ко времени года.

Материал. «Круглый год» — большой, размером на всю доску, вращаю­щийся диск, разделенный на четыре сектора, оклеенных цветной фланелью (белой — зима, зеленой — весна, розовой — лето, желтой — осень). Сюжет­ные картинки, наклеенные на фланель (рис. 16).

1-я серия. Сезонные изменения в природе. Весна — солнце, проталины, распускающиеся почки. Лето — теплый, пронизанный солнечными лучами дождь, мокрые, но радостные дети под дождем. Осень — листопад, туман, моросящий дождь. Зима — снегопад, метель.

2-я серия. Цветы (с учетом места проживания детей): весенние — под­снежники, фиалки, тюльпаны, пионы, нарциссы; летние — розы, ромашки, ирисы, колокольчики; осенние — астры, георгины, золотые шары. Плоды:

весенние — редис, зеленый лук, щавель, черешня; летние — клубника, поми­доры, огурцы, картофель, дыни, арбузы, груши, яблоки; осенние — мандари­ны, виноград, хурма, гранат, тыква, лимоны, апельсины, яблоки.

3-я серия. Животные: весна — птицы вьют гнезда, высиживают птенцов, дикие и домашние животные с маленькими детенышами; лето — птицы кор­мят птенцов, птенцы учатся летать, плавать; осень — косяки птиц перед поле­том, белка запасает орехи на зиму в дупло, стаи водоплавающих птиц в воде емах; зима — медведь в берлоге, птицы у кормушек.

4-я серия. Люди. Весенние работы в саду и в поле. Летние работы в саду и в поле. Осенние работы в саду и в поле. Зимние работы в саду и в поле.

5-я серия. Развлечения детей: весна — дети играют в классы, прыгают через веревочку, пускают кораблики в ручье; лето — дети купаются в реке, катаются на лодках, собирают ягоды в лесу; осень — дети идут в школу, со­бирают листья, грибы; зима — катаются на санках, лыжах, коньках, разве­шивают кормушки для птиц.

Игра. Вращаем «круглый год» под чтение стихов, загадок о сезонных из­менениях в природе:

Уж тает снег, бегут ручьи, 

В окно повеяло весною... 

Засвищут скоро соловьи,  

И лес оденется листвою!  А. Плещеев   

 

Несу я урожаи, 

Поля вновь засеваю, 

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я ...  (осень).

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит.   С. Маршак

 

 

 

  Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня ...  (зима).

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез.  (Туча.)

 

 

 

                      

 

Дети обсуждают цвета четырех секторов круга, их соответствие разным сезонам и решают, какой сезон будет обозначать каждый сектор.

Картинки сериями размещены в разных местах комнаты. Из первой серии картинок дети выбирают те, которые им больше по душе, и размещают их по секторам. Другие решают, совпадает ли сезон, изображенный на картинке, с сезонным цветом сектора. Из второй серии картинок дети также выбирают понравившиеся им и размещают их в том секторе-сезоне, когда эти цветы рас­пускаются, а плоды созревают. Дети обсуждают и оценивают выбор друг дру­га. Так же последовательно выбирают и размещают по секторам картинки других серий. В результате дети убеждаются, как много разных явлений и событий связано с разными временами года.

Вариант. Дети выбирают картинки из любой серии и размещают их в сек­торе в зависимости от сезона. Выбирать можно несколько раз, если картинок много. Потом все сообща ищут ошибки.

Вариант. Картинки из каждой серии выбирают группы детей. Выигрывает та группа, которая безошибочно выполнит задание.Рекомендуется использовать стихи, загадки, которые помогут детям пра­вильно выполнить задание, обнаружить ошибку.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ