. Учимся, играя
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

Учимся, играя

Учимся, играя

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обога­щается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми, мировосприятие ребенка определяется и той информацией, кото­рую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику не свойственна созер­цательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать боль­ше. Поможем же малышу проникнуть в суть доступных ему явлений.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания свя­зей между предметами и явлениями позволит игра.

Учиться, играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Практически решить эту проблему сумел наш современник, теперь хорошо известный всем Ш. А. Амонашвили. Он показал, как через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Ш. А. Амонашвили играет, общаясь со своими учениками, и вот это драгоценное умение взрослого человека стать как бы на один уровень с ребенком с лихвой вознаграждается — блеском любознательных глаз, живой активностью восприятия, искренней любовью к Учителю.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и вос­питательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Познавательное и воспитательное содержание сформулировано в нашем сборнике как цель, т. е. то, чего педагог хочет достичь, ради чего организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной ребенку форме — в игровом задании, которое, как правило, заинтересовывает детей, но порождает у них вопрос: а как это сделать? О способах выполнения игрового задания и ска­зано в правилах игры, интересных и понятных детям. В правилах игры зало­жен и более глубокий смысл — познания мира и воспитания определенных нравственных качеств. Детям же правила важны как способы решения игро­вой задачи, достижения успеха.

Каждый из названных структурных компонентов имеет свое определенное назначение, но все они в совокупности, а главное — во взаимосвязи, вовле­кают детей в познавательную и практическую деятельность.

Дидактические игры способствуют созданию условий для самоорганиза­ции детей. Роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структур­ные компоненты игры, наилучшим образом использовать ее потенциальные возможности. Ведь младшие дошкольники еще не в состоянии самостоятельно вести игру, а старшие и могли бы со многим справиться сами, но не всегда хотят выполнять все требования.

Как же сочетать усилия педагога и самостоятельность детей при прове­дении дидактических игр? Прежде всего необходимо приготовить нужный материал. Не старайтесь все сделать сами, привлекайте детей. Они могут за­ранее подобрать нужные картинки, может быть, даже нарисовать их, смасте­рить необходимые эмблемы, символы. Попросите старших дошкольников помочь вам подготовиться к игре с младшей группой. Во время подготовки материала обсуждайте с детьми игровое задание, правила, ход игры. Важно, чтобы дети четко уяснили себе, что надо сделать, какого результата надо достичь игровыми действиями. Но помните — это не самоцель.

Успешно выполненным игровое задание считается лишь при условии соблюдения правил игры, в которые включены нормы поведения при совмест­ной деятельности. Если им не придается должного значения и в центре вни­мания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем-то ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам игры помогут ваша на­стойчивость и мотив — нарушившим правило выигрыш не засчитывается. Перед детьми возникает дилемма: если соблюдать правила игры, труднее достичь успеха, если нет — то легче обыграть других. И тогда в центре вни­мания детей оказываются такие нравственные понятия, как честность и спра­ведливость по отношению друг к другу. Дети постарше обычно сами решают, что нечестный выигрыш не засчитывается. Но, как правило, приходится не­мало потрудиться, чтобы дети, стремясь к выигрышу, сами скрупулезно соблюдали правила. Всегда находятся дети, которые ни за что не захотят выиграть нечестным путем. Наряду с ними есть и любители схитрить: они обычно действуют по ситуации, в игре с требовательным партнером придер­живаются правил, но нарушают их, играя с теми, кто им подчиняется. К та­ким детям надо проявлять особое внимание.

Главная задача воспитателя — развивать у детей требовательность друг к другу, внимательное, но и критическое отношение к сверстникам. И только если дети сами не могут справиться с теми, кто нарушает правила, воспита­тель должен прийти на помощь. Будьте внимательны к жалобам детей, не расценивайте их как ябедничество. Поймите, что в данной ситуации ребенок стремится соблюдать моральные нормы и хочет, чтобы так же поступали и другие. Только при самостоятельности детей, контроле и поддержке со сто­роны воспитателя, нравственные требования, выраженные в игровых прави­лах, смогут стать нормой поведения.

В построении игр можно выделить несколько типичных ситуаций.

Первая. Дети индивидуально, независимо друг от друга, выполняют игровое задание («Оденем куклу на прогулку», «Куда едут машины» и т. д.).

Вторая. Дети, выполняя игровое задание, вступают в контакт друг с дру­гом: правильное решение задачи одним играющим влияет на успехи других («Знатоки», «Подбери груз к машине» и т. д.). Такие игры создают условия для практического освоения норм взаимоотношений между людьми.

Третья. Наиболее сложные игры с двумя формами взаимодействия — внутри группы и между группами; они воспитывают чувство ответственности взаимовыручку («Подбери пару», «Дом, в котором ты живешь»).

Тип отношений в игре обусловливает особенности ее организации, боль­шую или меньшую самостоятельность и активность детей.

Дети лучше выполняют задание, если игра основана на знакомом им со­держании. Тогда они углубляют свой жизненный опыт, совершенствуют по­знание окружающего мира. Но в каждой игре предусматривается не только повторение уже известного, но и познание нового.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организован­ного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре дети овладевают специфическими способами игровой деятельности — игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем предметном мире, дея­тельности и отношениях людей. Игровые ситуации, которые имеются в каж­дой дидактической игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.

Постоянно находясь в игровой среде, созданной взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные сюжетно-ролевые игры.

И последнее. Успех проведения игры зависит во многом от настроения воспитателя. Успех обеспечен, если игра доставляет удовольствие не только детям, но и взрослому человеку.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ