.
Меню сайта
|
Русское искусство второй половины XIX в.Русское искусство второй половины XIX в.Шмельков, Перов, Крамской, Репин, Поленов, Суриков, Ге, Верещагин, Опекушин, АнтокольскийСобытия Крымской войны 1853—1856 гг., ее неудачи и поражение, затем смерть Николая I словно разбудили Россию. Все в ней зашевелилось, все пришло в движение. В деревнях заволновались крестьяне, в городах — студенты. Всюду спорили, везде говорили о политике, о настоящем и будущем России. Необходимость социальных реформ, социального обновления стала для всех очевидной. Наконец, 19 февраля 1861 г. Александр II издал указ об отмене крепостного права, признав, что лучше отменить рабство сверху, чем ждать, пока его отменят снизу. Оживилась и художественная жизнь России. Появились горячие ниспровергатели ее старых принципов и правил. Громовым ударом прозвучала в 1855 г. диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», сформулировавшего основное требование нового поколения к искусству. Поколение борцов-революционеров, живших мечтой о переустройстве мира, видело смысл искусства не в восполнении недостатка прекрасного в жизни, а в отражении самой жизни во всей широте и многогранности ее проявления. «Прекрасное есть жизнь»,—утверждал Н. Г. Чернышевский; но художник должен уметь объяснить ее, вынести о ней свое суждение, свой приговор. Деятельность художника лишь тогда может получить общественное оправдание, когда он сделает свое искусство учебником жизни. Художники горячо взялись за осуществление эстетической программы, начертанной революционной демократией. Их внимание все более и более привлекала действительность. Все больше картин бытового жанра, ранее считавшегося «низким» и недостойным высокого назначения искусства, появлялось на выставках. Газеты и журналы запестрели многочисленными карикатурами, обличавшими угнетение и бесправие крестьян, высмеивавшими низкопоклонство и взяточничество чиновников. Русская графика никогда еще не была столь смела и злободневна. Имена авторов сатирических рисунков — художников Н. А. Степанова, Н. В. Иевлева, П. М. Боклевского и других — были хорошо знакомы русской публике. Но особую известность приобрели бытовые рисунки Петра Михайловича Шмелькова (1819—1890). С юмором и дерзким гротеском изображал он карандашом и акварелью сцены из жизни купцов, чиновников, мещан, точно передавал социальную характерность их поведения и облика. Среди живописцев впереди шли московские художники, выпускники Московского училища живописи и ваяния1. Это и понятно: более удаленное от царского двора и его постоянного надзора, Московское училище стояло ближе к народной жизни и ее запросам, чем Петербургская Академия художеств. В Училище был открыт доступ детям крестьян, мещан, мелких чиновников — настоящим разночинцам. Малоискушенные в тайнах науки о прекрасном, они приходили в Москву из глубин России, часто без гроша в кармане, но с горячей мечтой овладеть искусством выражать кистью и резцом переполнявшие их души впечатления и наблюдения. Отвлеченно-возвышенным, условно-классицистическим идеалам нелегко было найти отклик в их сердцах, поглощенных современными темами. Одним из зачинателей реалистической живописи 60-х годов был Василий Григорьевич Перов (1834—1882) — продолжатель обличительных традиций Федотова. В волнениях и тревогах российской жизни находит он почву для своего творчества, ту питательную среду, без которой не может существовать художник. Перов смело и открыто бросается в бой, обличая фальшь и лицемерие церковных обрядов («Сельский крестный ход на пасхе», 1861), тунеядство и порочность попов и монахов («Чаепитие в Мытищах», 1862; обе в Третьяковской галерее в Москве). Все симпатии и сочувствие художника на стороне «униженных и оскорбленных». Он сочувствует бедной юной гувернантке, попавшей в невежественное купеческое семейство («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866), несчастной женщине, не нашедшей места в большом и равнодушном городе («Утопленница», 1867), оборванным ребятишкам, лишенным счастья и радости детства («Тройка», 1866; все три картины в Третьяковской галерее в Москве). Но более всего волновало Перова положение русского крестьянства. Глубоким сочувствием художника к народным страданиям пронизана картина «Проводы покойника» (1865), изображающая печальную сцену бедных крестьянских похорон. Безысходна скорбь крестьянки, подчеркнуто малолюдна похоронная процессия, уныл и сумеречен зимний пейзаж. Высокая эмоциональная выразительность и глубокая идейность картины делают ее одним из лучших произведений русского искусства XIX в.. Печальным символом старой России с ее многочисленными кабаками и зловещими двуглавыми орлами у шлагбаумов стала и другая картина Перова — «Последний кабак у заставы» (1868). Сюжеты картин Перова отмечены особой остротой и жизненностью, проблемы всегда глубоки и значительны, художественные образы целостны и эмоциональны. Вместе с Перовым в Москве работали жанристы И. М. Прянишников, Н. В. Неврев, А. Л. Юшанов, В. В. Пукирев, Н. Г. Шильдер и другие. А в Петербурге в это время началась открытая борьба молодых художников с Академией — оплотом и цитаделью устаревшей эстетики. В 1863 г. 14 лучших выпускников Петербургской Академии художеств, допущенных к конкурсу на большую золотую медаль, потребовали от академического начальства права свободного выбора темы конкурсной картины в соответствии с наклонностями каждого. (А им были заданы один мифологический и один классический ландшафтный сюжеты.) Получив отказ, «бунтари» вышли из состава Академии и организовали петербургскую «Артель художников» по примеру общин, описанных Чернышевским в романе «Что делать?». Это была первая организация независимого нового искусства, ее вождем и руководителем стал Иван Николаевич Крамской (1837—1887), в будущем крупнейший русский портретист, автор картин «X рис т ос в пустыне», «Неутешное горе», «Неизвестная», портретов Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, П. М. Третьякова и многих других. (Все эти картины в Третьяковской галерее в Москве.) Вся деятельность Крамского — блестящего организатора, теоретика, талантливого художника — была направлена на сплочение передовых сил русского искусства, основанного на позициях реализма, народности и идейности. В собственном творчестве Крамской стремился раскрыть психологический облик своего современника с его мучительными раздумьями и внутренней борьбой («Христос в пустыне», 1872). В портретируемых людях художник часто искал выражение этического идеала человека своей эпохи. Связанный дружбой со многими художниками, Крамской был подлинным наставником и учителем И. Е. Репина, Ф. А. Васильева и многих других. К 70-м годам новые эстетические идеи так завладели умами русских художников, что появилась потребность в объединении художников-реалистов всей России, чтобы целеустремленно проводить в жизнь дорогие всем принципы. Идея Товарищества передвижных художественных выставок, предложенная Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, Н. Н. Ге и И. Н. Крамским, была горячо одобрена художниками Москвы и Петербурга. В 1870 г. был подписан устав Товарищества, в 1871 г. состоялась первая передвижная выставка, и с этого времени началось триумфальное шествие русского демократического искусства. 70-е — начало 90-х годов — лучшее время в истории Товарищества, когда все наиболее талантливое и молодое шло под знамя передвижников. За это время было устроено свыше 20 выставок в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Варшаве и во многих других городах России. (Всего же за 53 года существования Товарищества их было 48.) Пожалуй, никогда еще живопись не была столь популярна и действенна. Она не только воспитывала вкус, но и формировала общественные взгляды русской интеллигенции. Молодежь нередко воспринимала картины передвижников как призыв к действию, находя в них ответы на важнейшие вопросы современности. Никогда еще звание художника в России не было столь почетно и уважаемо. Большую поддержку оказал молодым художникам П. М. Третьяков, создатель первого в России музея национального искусства. Лучшие образцы творчества передвижников, как и художников-реалистов 60-х годов, были приобретены им для своей галереи (см. ст. «Государственная Третьяковская галерея»). Горячим защитником идей и принципов Товарищества был художественный критик, друг и советчик художников В. В. Стасов. Одно из ведущих мест в творчестве передвижников занимала жанровая живопись, наиболее тесно связанная с современностью и непосредственнее всего отвечавшая ее требованиям. Жизнь русских крестьян, горожан, интеллигенции со всеми ее противоречиями и конфликтами, темными и светлыми сторонами отобразили в своих картинах И. Е. Репин, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий, Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, В. Е. Маковский и другие. Сочувствуя народным страданиям, передвижники, однако, видели в народе не только забитых, нищих людей, но и исполинов с могучими духовными и физическими силами. Таким мы видим народ в картинах «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого, «Богатыри» В. М. Васнецова. Передвижники ненавидели несправедливость и эксплуатацию, горячо любили свой народ и верили в него. Как и русские писатели-романисты, они создавали эпопеи о русском народе, о российской действительности. «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Ефимовича Репина — одна из них. В ней представлены все слои и группы русского общества во всей их социальной характерности, во всей правде их социального положения (см. ст. «И. Е. Репин»). Передвижники стремились постичь особенности и истоки народного характера. Они наблюдали и изучали жизнь народа. Портретисты искали и находили подлинно народные характеры в образах лучших представителей нации — писателей, ученых, художников, музыкантов, общественных деятелей. Портреты Ф. М, Достоевского, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Г. И. Успенского, М. П. Мусоргского и П. А. Стрепетовой, созданные Перовым, Крамским, Репиным и Ярошенко, не только воссоздают образы выдающихся современников, но и несут на себе печать раздумий художников о национальной типичности, народности характеров. Передвижники любили природу, многие из них стали пейзажистами. Передвижники видели в природе среду, в которой формировались вкусы и духовные качества русского народа. Особенно близок им был задушевный лиризм русского пейзажа, захватывающий размах его широких просторов и далей, столь созвучный широкой русской натуре. С наибольшей полнотой русскую природу отобразили художники А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан (см. статьи «Русские пейзажисты», «И. И. Левитан»). Василий Дмитриевич Поленов (1844 —1927) обогатил русскую пейзажную живопись солнечным светом и воздухом. В потоках мягкого света и голубоватого воздуха, в сиянии свежей весенней зелени предстает мир на его картине «Московский дворик» (1878). Это прекрасное, полное лиризма полотно рождает представление о красоте и радости бытия, о поэтическом очаровании старой Москвы. В корне изменили передвижники и характер исторической живописи, повернув ее лицом к современности. Исторические картины, ранее самые отвлеченные и условные, звучали теперь реалистично, остро, рождая споры и размышления. Более всего интересовала передвижников русская история, и особенно те ее события, которые позволяли ставить и решать наиболее актуальные по тем временам вопросы: о роли народных масс в историческом процессе, о значении личности в истории, об истоках и свойствах национального народного характера. Наиболее яркие и образные ответы на эти вопросы даны в картинах крупнейшего исторического живописца XIX в. Василия Ивановича Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и др. (см. ст. «В. И. Суриков»). Видное место в общем ряду достижений передвижнической исторической живописи занимают картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его царевич Иван», «Царевна Софья», «Запорожцы». Картина Николая Николаевича Ге (1831 — 1894) «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1871) была одним из первых произведений русской исторической живописи, в котором художнику удалось достичь большой достоверности исторических характеров и обстановки. В столкновении между отцом и сыном Ге отразил основной исторический конфликт рубежа XVII и XVIII столетий — столкновение силы и энергии петровских преобразований с рутиной старой неподвижности и косности жизни. Большой известностью пользовалось во второй половине XIX в, искусство художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842—1904), рассказавшего суровую правду о войне. Верещагин создавал свои батальные произведения на основе личных впечатлений от поездок на театр военных действий, пользуясь этюдами и зарисовками с натуры. Одна из таких поездок оказалась для него роковой — он погиб в русско-японскую войну в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск». Основные циклы картин написаны Верещагиным на темы войны в Туркестане («Апофеоз войны», 1871 —1872; «Нападают врасплох», 1871), русско-турецкой войны 1877—1878 гг. («Шипка — Шейново», 1878—1879; все три в Третьяковской галерее в Москве) и Отечественной войны 1812 г. («На большой дороге», 1887 —1895, Исторический музей, Москва). Развитие русской скульптуры второй половины XIX в. протекало в более сложных, чем развитие живописи, и менее благоприятных условиях. Потребность в монументально-декоративной скульптуре резко сократилась. Можно назвать лишь небольшое число достойных упоминания памятников, воздвигнутых во второй половине XIX в. В первую очередь к ним следует отнести памятник А. С. Пушкину в Москве (1880) Александра Михайловича Опекушина (1838—1923). Этот памятник органически вошел в архитектурный ансамбль Москвы, стал неотъемлемой частью ее облика. Наиболее талантливым скульптором второй половины XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский (1843—1902). Антокольского, как психолога и философа, волновали в первую очередь актуальные для того времени социально-этические проблемы. Его конкретно-исторические образы — Петр I, Иван Грозный, Спиноза, Ермак и условно-исторические — Христос, Мефистофель олицетворяют (в большей или меньшей степени) идеи борьбы двух начал в человеке — добра и зла. Серьезные трудности испытывает во второй половине XIX в. и русская архитектура. Развитие капиталистических отношений, рост городов требовали многоквартирных доходных домов, больших магазинов, вокзалов, фабрик. Большой размах строительства стимулировал применение новых технических средств (стекла, железа), но ни нового стиля, ни традиции архитектура не выработала. На протяжении всей второй половины XIX в. архитекторы пытались новую строительную технику и новые практические требования нарядить в старые костюмы, взяв их то из недавнего классицизма, то из барокко или ренессанса (см. ст. «Архитектурные стили»). В России вошел в моду так называемый ложнорусский стиль, отмеченный попытками архитекторов использовать некоторые приемы древнерусского зодчества. Например, в здании Исторического музея в Москве (1875—1881) использованы формы русской архитектуры XVII в. (архитектор В. О. Шервуд). Вторая половина XIX в. в России — время расцвета литературы, живописи и музыки. Эти виды искусства наиболее полно и последовательно могли выразить и выразили основные требования и вкусы своей эпохи. Для живописи это было время высшего расцвета критического реализма. 1 С 1866 г. — Училище живописи, ваяния и зодчества. |
ПОИСК
Block title
|