.
Меню сайта
|
П.А. ФедотовП.А. Федотов(1815—1852) В 1849 г. на выставке в Императорской Академии художеств показывали три картины художника Павла Андреевича Федотова — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Возле них толпились зрители, с любопытством рассматривая сцены современной жизни, запечатленные на маленьких холстах. Академические стены не привыкли к таким картинам. Чаще всего их украшали большие и величественные полотна, на которых изображались события из библейской истории или древнегреческого эпоса. К тому же сам автор этих маленьких жанровых картин позволял себе необычайные вольности: он появлялся перед зрителями возле своих картин и начинал читать нараспев сочиненные им стихи-рацеи, в которых описывались изображенные сцены. Честные господа, Пожалуйте сюда! — декламировал он, как раешник, зазывая публику: Милости просим, Денег не спросим... И дальше шел стихотворный рассказ о том, как какой-нибудь майор-дворянин, промотавший все свое состояние, решил поправить дела выгодной женитьбой на купеческой дочке... Картины, показанные на академической выставке, сразу прославили их автора — тогда уже немолодого художника. А до этого лишь очень немногие любители искусства знали Федотова и знали о том, каким трудным путем этот художник пришел к подлинным вершинам живописи. Павел Андреевич Федотов родился в 1815 г. в Москве в бедной семье отставного офицера. Сначала он не помышлял стать художником. Родители с трудом устроили его в Московский кадетский корпус. Блестяще его окончив, Федотов получил право служить в гвардии и был направлен в Петербург в Финляндский полк. В полку он с успехом начал заниматься рисованием. Ему даже предложили выйти в отставку, чтобы серьезно заняться живописью. Федотов решился совершить этот шаг лишь в 1844 г., уже 29 лет. Он и до этого знал дорогу в Академию художеств, а после отставки начал посещать класс батальной живописи. Однако искусство Федотова развивалось своим путем. Он много наблюдал, рисовал, а потом сочинил несколько композиций на нравственно-критические, а совсем не на военные сюжеты. Исполнил он эти композиции в технике сепии — одноцветной краской, похожей на акварель. Вскоре после выхода в отставку начали появляться полотна — «Свежий кавалер» (1846), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848), «Завтрак аристократа» (1849) — произведения, которым суждено было занять столь важное место в истории русской живописи. (Все эти полотна находятся в Третьяковской галерее в Москве.) В этих картинах Федотов и смеется и плачет. Это гоголевский смех — «смех сквозь слезы». Смеясь и плача, художник обличает гнусные законы, торжествующие в жизни, законы, которые превращают брак в торговую сделку, возвышают на служебной лестнице людей низких и подлых. Федотовский рассказ становится глубоким и убедительным — это итог долгих наблюдений и раздумий над жизнью и человеческими судьбами. Незримо за смешными ситуациями и незадачливыми героями встает страшный мир, в котором живут мелкие людишки, в котором процветает пошлость и царит чудовищная несправедливость. Этой обличительной сути федотовских картин нельзя было не заметить. Не случайно, когда царское правительство, испугавшись революций, прокатившихся по Европе, и собственного «дела петрашевцев», обратило все возможные средства против свободомыслия, меценаты отвернулись от Федотова, а цензура стала его преследовать. Но Федотов продолжал творить. В последние годы жизни он создает свои прекрасные жанровые картины «Вдовушка» (1851 —1852), «Анкор, еще анкор!» (ок. 1851), «Игроки» (1852). Здесь уже не остается места для смеха. Во «Вдовушке» Федотов разворачивает перед зрителем скорбную повесть о бедном, несчастном человеке, сгибающемся под тяжелыми ударами судьбы. В «Игроках» и «Анкор, еще анкор!»1 художник рассказывает о людях, которые томятся, пребывая в безделье, ни во что не веря, ни на что не надеясь, зря коптя небо. Эти картины — гневный протест против николаевской России. В них словно собрана вся душевная боль Федотова, вся томившая его тоска. Федотов долго не сдавался, но жизнь все же одолела его. Последние месяцы он провел в лечебнице для душевнобольных и скончался там 14 ноября 1852 г. А слава его продолжала расти и после смерти, по заслугам возведя его в ранг великих русских живописцев. 1 «Вдовушка» исполнена Федотовым в трех вариантах. Первый хранится в музее города Иваново; второй и третий — в Третьяковской галерее в Москве, там же и картина «Анкор, еще анкор!»; картина «Игроки» — в Киевском музее русского искусства. |
ПОИСК
Block title
|