. П.А. Федотов
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

П.А. Федотов

П.А. Федотов

(1815—1852)

В 1849 г. на выставке в Императорской Академии художеств показывали три карти­ны художника Павла Андреевича Федотова — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Возле них толпились зрители, с любопытством рассматривая сцены современной жизни, запечатленные на малень­ких холстах. Академические стены не привыкли к таким картинам. Чаще всего их украшали большие и величественные полотна, на кото­рых изображались события из библейской истории или древнегреческого эпоса. К тому же сам автор этих маленьких жанровых кар­тин позволял себе необычайные вольности: он появлялся перед зрителями возле своих кар­тин и начинал читать нараспев сочиненные им стихи-рацеи, в которых описывались изобра­женные сцены.

Честные господа,

Пожалуйте сюда! —

декламировал он, как раешник, зазывая пуб­лику:

Милости просим,

Денег не спросим...

И дальше шел стихотворный рассказ о том, как какой-нибудь майор-дворянин, промотав­ший все свое состояние, решил поправить дела выгодной женитьбой на купеческой дочке...

Картины, показанные на академической вы­ставке, сразу прославили их автора — тогда уже немолодого художника. А до этого лишь очень немногие любители искусства знали Федотова и знали о том, каким трудным путем этот художник пришел к подлинным вершинам живописи.

Павел Андреевич Федотов родился в 1815 г. в Москве в бедной семье отставного офицера. Сначала он не помышлял стать художником. Родители с трудом устроили его в Московский кадетский корпус. Блестяще его окончив, Федо­тов получил право служить в гвардии и был направлен в Петербург в Финляндский полк. В полку он с успехом начал заниматься рисо­ванием. Ему даже предложили выйти в отстав­ку, чтобы серьезно заняться живописью. Федо­тов решился совершить этот шаг лишь в 1844 г., уже 29 лет. Он и до этого знал дорогу в Акаде­мию художеств, а после отставки начал посе­щать класс батальной живописи.

Однако искусство Федотова развивалось своим путем. Он много наблюдал, рисовал, а потом сочинил несколько композиций на нравственно-критические, а совсем не на военные сюжеты. Исполнил он эти композиции в технике сепии — одноцветной краской, похожей на акварель.

Вскоре после выхода в отставку начали появляться полотна — «Свежий кавалер» (1846), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848), «Завтрак аристократа» (1849) — произведения, которым суждено было занять столь важное место в истории русской живописи. (Все эти полотна находятся в Третья­ковской галерее в Москве.)

В этих картинах Федотов и смеется и пла­чет. Это гоголевский смех — «смех сквозь слезы». Смеясь и плача, художник обличает гнусные законы, торжествующие в жизни, законы, кото­рые превращают брак в торговую сделку, воз­вышают на служебной лестнице людей низких и подлых. Федотовский рассказ становится глубоким и убедительным — это итог долгих наблюдений и раздумий над жизнью и челове­ческими судьбами.

Незримо за смешными ситуациями и незадачливыми героями встает страшный мир, в котором живут мелкие людишки, в котором процветает пошлость и царит чудовищная не­справедливость.

Этой обличительной сути федотовских кар­тин нельзя было не заметить. Не случайно, когда царское правительство, испугавшись ре­волюций, прокатившихся по Европе, и собст­венного «дела петрашевцев», обратило все воз­можные средства против свободомыслия, меце­наты отвернулись от Федотова, а цензура стала его преследовать. Но Федотов продолжал тво­рить. В последние годы жизни он создает свои прекрасные жанровые картины «Вдовушка» (1851 —1852), «Анкор, еще анкор!» (ок. 1851), «Игроки» (1852). Здесь уже не остается места для смеха. Во «Вдовушке» Федотов разворачивает перед зрителем скорбную повесть о бедном, несчастном чело­веке, сгибающемся под тяжелыми ударами судьбы. В «Игроках» и «Анкор, еще анкор!»1 художник рассказывает о людях, которые то­мятся, пребывая в безделье, ни во что не веря, ни на что не надеясь, зря коптя небо. Эти кар­тины — гневный протест против николаевской России. В них словно собрана вся душевная боль Федотова, вся томившая его тоска.

Федотов долго не сдавался, но жизнь все же одолела его. Последние месяцы он провел в лечебнице для душевнобольных и скончал­ся там 14 ноября 1852 г. А слава его продол­жала расти и после смерти, по заслугам воз­ведя его в ранг великих русских живописцев.

1 «Вдовушка» исполнена Федотовым в трех вари­антах. Первый хранится в музее города Иваново; вто­рой и третий — в Третьяковской галерее в Москве, там же и картина «Анкор, еще анкор!»; картина «Игроки» — в Киевском музее русского искусства.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ