. К.И. Росси
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

К.И. Росси

К.И. Росси

(1775-1849)

Среди больших городов мира Ленинград выделяется особенной красотой архитектур­ных ансамблей в стиле классицизм. Целые квар­талы города, площади и улицы производят удивительно цельное впечатление. Величествен­ные, торжественные здания, колоннады, пор­тики, арки обступают и сопровождают вас на улицах. Одним из творцов этой красоты, талантливым создателем шедевров русского классицизма в градостроительстве был архи­тектор Карл Иванович Росси.

С юных лет Росси воспитывался в артисти­ческой среде. Он рано познакомился с миром искусства и совершенно сознательно выбрал профессию зодчего. После окончания учебы, в 1795 г., Росси начал службу в Петербурге, а в 1806 г. приехал в Москву. В 1816 г. был назначен на должность главного архитектора Комитета для строений и гидравлических ра­бот, ведавшего вопросами градостроительства в Петербурге.

Росси не удовлетворяли проекты отдельных, хотя и красивых, зданий. Он хотел, чтобы архитектура звучала «во весь голос». Для украшения столицы он создавал свои велико­лепные архитектурные ансамб­ли — целые кварталы, образующие целостную композицию благодаря единству и согласован­ности отдельных зданий.

Среди многочисленных работ зодчего осо­бенно замечательны три: ансамбль Михайловского дворца (1819—1825; ныне Русский музей), ансамбль Двор­цовой площади (1819—1829) и ан­самбль Александрийского те­атра (1828—1832; ныне театр им. А. С. Пуш­кина). Все три ансамбля — в Ленинграде.

Работая над Михайловским двор­цом, Росси не ограничился только проектом самого здания. Он предложил великолепную планировку всего района, который его окру­жает, чтобы получился единый архитектурный ансамбль. Центр ансамбля — монументальный дворец с раскрывающейся перед ним большой площадью. А вокруг площади — здания с од­нотипными фасадами. От дворца пролегла новая улица, соединившая дворец с Невским проспектом, главной магистралью города. Улицы расширили границы ансамбля, открыли вид на дворец. За дворцом раскинулся обшир­ный парк, доходящий до Марсова поля (пло­щадь для парадов). Отсюда также хорошо виден величественный силуэт дворца. Так новый ансамбль оформил целый район города.

Долгое время после возведения пышного Зимнего дворца площадь перед ним оставалась застроенной непривлекательными домами, раз­ными по величине и отделке. В 1819 г. специаль­ным указом архитектору Росси было предпи­сано построить здания Генерального штаба и министерства, а площадь превратить в главную парадную площадь сто­лицы. Росси блестяще выполнил задачу. Он поставил два грандиозных здания по дуге, рас­крытой в сторону Зимнего дворца, и соединил их между собой величественной триумфальной аркой. Вся площадь преобразилась, стала огромной и торжественной, достойной больших празднеств и парадов. Высокая монументаль­ная колонна, поставленная позже в центре площади в память Отечественной войны 1812 г., еще больше усилила выразительность всего ансамбля.

В 1827—1832 гг. Росси создает ансамбль Александрийского театра. Вели­чественное здание театра расположено в глу­бине площади, начинающейся у Невского про­спекта. Одну сторону площади образует новое здание Публичной библиотеки, другую — зеле­ная стена парка с двумя павильонами. От теат­ра идет улица, заканчивающаяся полукруглой площадью. В наше время эта улица в честь выдающихся заслуг Росси названа его именем.

Выразительность ансамблей Росси дости­гается не только большими архитектурными пространствами, но и самой архитектурой зда­ний, отличающихся величием форм и благо­родством пропорций. Обилие лепных украше­ний, скульптур и игра цвета придают зданиямизящную декоративную нарядность. Все его сооружения создают впечатление торжествен­ной приподнятости и радости. Они отражают патриотические чувства русского народа, одер­жавшего блистательную победу в Отечествен­ной войне 1812 г.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ