.
Меню сайта
|
К.И. РоссиК.И. Росси(1775-1849) Среди больших городов мира Ленинград выделяется особенной красотой архитектурных ансамблей в стиле классицизм. Целые кварталы города, площади и улицы производят удивительно цельное впечатление. Величественные, торжественные здания, колоннады, портики, арки обступают и сопровождают вас на улицах. Одним из творцов этой красоты, талантливым создателем шедевров русского классицизма в градостроительстве был архитектор Карл Иванович Росси. С юных лет Росси воспитывался в артистической среде. Он рано познакомился с миром искусства и совершенно сознательно выбрал профессию зодчего. После окончания учебы, в 1795 г., Росси начал службу в Петербурге, а в 1806 г. приехал в Москву. В 1816 г. был назначен на должность главного архитектора Комитета для строений и гидравлических работ, ведавшего вопросами градостроительства в Петербурге. Росси не удовлетворяли проекты отдельных, хотя и красивых, зданий. Он хотел, чтобы архитектура звучала «во весь голос». Для украшения столицы он создавал свои великолепные архитектурные ансамбли — целые кварталы, образующие целостную композицию благодаря единству и согласованности отдельных зданий. Среди многочисленных работ зодчего особенно замечательны три: ансамбль Михайловского дворца (1819—1825; ныне Русский музей), ансамбль Дворцовой площади (1819—1829) и ансамбль Александрийского театра (1828—1832; ныне театр им. А. С. Пушкина). Все три ансамбля — в Ленинграде. Работая над Михайловским дворцом, Росси не ограничился только проектом самого здания. Он предложил великолепную планировку всего района, который его окружает, чтобы получился единый архитектурный ансамбль. Центр ансамбля — монументальный дворец с раскрывающейся перед ним большой площадью. А вокруг площади — здания с однотипными фасадами. От дворца пролегла новая улица, соединившая дворец с Невским проспектом, главной магистралью города. Улицы расширили границы ансамбля, открыли вид на дворец. За дворцом раскинулся обширный парк, доходящий до Марсова поля (площадь для парадов). Отсюда также хорошо виден величественный силуэт дворца. Так новый ансамбль оформил целый район города. Долгое время после возведения пышного Зимнего дворца площадь перед ним оставалась застроенной непривлекательными домами, разными по величине и отделке. В 1819 г. специальным указом архитектору Росси было предписано построить здания Генерального штаба и министерства, а площадь превратить в главную парадную площадь столицы. Росси блестяще выполнил задачу. Он поставил два грандиозных здания по дуге, раскрытой в сторону Зимнего дворца, и соединил их между собой величественной триумфальной аркой. Вся площадь преобразилась, стала огромной и торжественной, достойной больших празднеств и парадов. Высокая монументальная колонна, поставленная позже в центре площади в память Отечественной войны 1812 г., еще больше усилила выразительность всего ансамбля. В 1827—1832 гг. Росси создает ансамбль Александрийского театра. Величественное здание театра расположено в глубине площади, начинающейся у Невского проспекта. Одну сторону площади образует новое здание Публичной библиотеки, другую — зеленая стена парка с двумя павильонами. От театра идет улица, заканчивающаяся полукруглой площадью. В наше время эта улица в честь выдающихся заслуг Росси названа его именем. Выразительность ансамблей Росси достигается не только большими архитектурными пространствами, но и самой архитектурой зданий, отличающихся величием форм и благородством пропорций. Обилие лепных украшений, скульптур и игра цвета придают зданиямизящную декоративную нарядность. Все его сооружения создают впечатление торжественной приподнятости и радости. Они отражают патриотические чувства русского народа, одержавшего блистательную победу в Отечественной войне 1812 г. |
ПОИСК
Block title
|