.
Меню сайта
|
М.Ф. КазаковМ.Ф. Казаков(1738—1812) За Мавзолеем, по ту сторону Кремлевской стены, величественно возвышается большой купол здания Верховного Совета СССР, на вершине которого развевается флаг нашей Родины. Это величественное здание было построено в 1776—1787 гг. выдающимся русским архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым как здание Сената. Его купол диаметром почти 25 м, выполненный в кирпиче, был в свое время крупным достижением строительного искусства и изумлял современников. Когда с купола снимали деревянные леса, на его вершине, желая развеять страх рабочих-строителей, боявшихся, что купол обрушится, спокойно стоял сам автор проекта Казаков, уверенный в прочности конструкции купола. Здание Сената в Московском Кремле было для своего времени образцом общественного сооружения нового типа. Его отличает четкий план внутренних помещений, строгий облик фасадов, выполненных в дорическом ордере, и портик, украшенный ионическим ордером1. Наиболее выразительную архитектурную форму — купол Казаков поместил над той частью здания, которая ближе к Кремлевской стене, выходящей на Красную площадь. Тем самым он создал красивый силуэт в общем ансамбле площади. Казаков не учился в академии и не ездил за границу. Его творческое дарование сложилось в Москве, в период практического обучения в «архитектурной команде» архитектора Ухтомского и затем в совместной семилетней работе с Баженовым на постройке Кремлевского дворца (см. ст. «В. И. Баженов»). Самостоятельную работу Казаков начинает в 70-х годах XVIII в. В постройках, созданных им в Москве и Подмосковье, он искал и утверждал новые пути развития классицизма в русской архитектуре. Новизной конструкции отличалось и другое крупное общественное здание — Голицынская больница в Москве (1796—1801; ныне 1-я Градская). Здесь зодчему пришлось впервые решать планировку с учетом сложных практических требований. Во внешнем облике здания доминирует центральная часть — величественный дорический портик, поднятый на высокий пьедестал, и купольная ротонда, завершающаяся изящным легким фонарем. Эта рельефная центральная часть в сочетании с протяженными гладкими поверхностями стен основных корпусов придает всему зданию удивительную простоту и лаконичность. Особое внимание уделял Казаков отделке интерьеров (внутренних помещений), добиваясь поразительного впечатления простоты и гармонии. И в наши дни вызывает восхищение своей величиной, простором и красотой беломраморный Колонный зал Дворянского собрания (конец XVIII в.; ныне Дом Союзов). Талант зодчего проявился и в строительстве московских дворянских усадеб, в создании характерных для них планировок с дворами, флигелями и главными корпусами. В доме Губина у Петровских ворот в Москве (1780-е годы; ныне Институт физиотерапии) главный корпус и флигели стоят на линии улицы. С внутренней стороны дома был разбит парк с прудом и беседками. На главном корпусе выделяется классический портик, придающий зданию строгую величавость. Этот прием Казакова стал типичной особенностью для фасадов того времени. В отдельных сооружениях Казаков использует древнерусские архитектурные формы. В здании Петровского дворца на Ленинградском проспекте в Москве (1775— 1782; ныне Военно-воздушная академия) элементы русской архитектуры предшествующих веков (кувшинообразные колонны, фронтончики, гирьки) служат средством декоративного убранства в композиции здания, выполненного в основном по классицистической схеме. Зодчий Казаков был не только крупнейшим художником, но и талантливым строителем, конструктором и педагогом. Он создал прекрасные образцы русской архитектуры в стиле классицизм. 1 Этот и другие архитектурные термины, встречающиеся в статье, объяснены в статье «Архитектурные стили» и в словаре-указателе. |
ПОИСК
Block title
|