. М.Ф. Казаков
  
Азбука  Физкультура малышам

Детская Энциклопедия

Статистика

М.Ф. Казаков

М.Ф. Казаков

(1738—1812)

За Мавзолеем, по ту сторону Кремлевской стены, величественно возвышается большой ку­пол здания Верховного Совета СССР, на вершине которого развевается флаг нашей Родины. Это величественное здание было

построено в 1776—1787 гг. выдающимся рус­ским архитектором Матвеем Федоровичем Каза­ковым как здание Сената. Его купол диаметром почти 25 м, выполненный в кирпиче, был в свое время крупным достижением строительного ис­кусства и изумлял современников. Когда с ку­пола снимали деревянные леса, на его вершине, желая развеять страх рабочих-строителей, бояв­шихся, что купол обрушится, спокойно стоял сам автор проекта Казаков, уверенный в проч­ности конструкции купола.

Здание Сената в Московском Кремле было для своего времени образцом общественного соору­жения нового типа. Его отличает четкий план внутренних помещений, строгий облик фасадов, выполненных в дорическом ордере, и портик, украшенный ионическим ордером1. Наиболее выразительную архитектурную форму — ку­пол Казаков поместил над той частью зда­ния, которая ближе к Кремлевской стене, вы­ходящей на Красную площадь. Тем самым он создал красивый силуэт в общем ансамбле пло­щади.

Казаков не учился в академии и не ездил за границу. Его творческое дарование сложи­лось в Москве, в период практического обуче­ния в «архитектурной команде» архитектора Ухтомского и затем в совместной семилетней работе с Баженовым на постройке Кремлевского дворца (см. ст. «В. И. Баженов»).

Самостоятельную работу Казаков начинает в 70-х годах XVIII в. В постройках, созданных им в Москве и Подмосковье, он искал и утверж­дал новые пути развития классицизма в русской архитектуре.

Новизной конструкции отличалось и другое крупное общественное здание — Голицынская больница в Москве (1796—1801; ныне 1-я Градская). Здесь зодчему при­шлось впервые решать планировку с учетом сложных практических требований. Во внеш­нем облике здания доминирует центральная часть — величественный дорический пор­тик, поднятый на высокий пьедестал, и ку­польная ротонда, завершающаяся изящ­ным легким фонарем. Эта рельефная цент­ральная часть в сочетании с протяженными глад­кими поверхностями стен основных корпусов придает всему зданию удивительную простоту и лаконичность.

Особое внимание уделял Казаков отделке интерьеров (внутренних помещений), добиваясь поразительного впечатления простоты и гармонии. И в наши дни вызывает восхищение своей величиной, простором и красотой бело­мраморный Колонный зал Дворян­ского собрания (конец XVIII в.; ныне Дом Союзов).

Талант зодчего проявился и в строительстве московских дворянских усадеб, в создании ха­рактерных для них планировок с дворами, фли­гелями и главными корпусами. В доме Губина у Петровских ворот в Москве (1780-е годы; ныне Институт физиотерапии) главный корпус и флигели стоят на линии улицы. С внутренней стороны дома был разбит парк с прудом и беседками. На главном корпусе выделяется классический портик, придающий зданию строгую величавость. Этот прием Казакова стал типичной особенностью для фасадов того времени.

В отдельных сооружениях Казаков исполь­зует древнерусские архитектурные формы. В здании Петровского дворца на Ленинградском проспекте в Москве (1775— 1782; ныне Военно-воздушная академия) эле­менты русской архитектуры предшествую­щих веков (кувшинообразные колонны, фронтончики, гирьки) служат средством декоратив­ного убранства в композиции здания, выпол­ненного в основном по классицистической схеме.

Зодчий Казаков был не только крупней­шим художником, но и талантливым строите­лем, конструктором и педагогом. Он создал прекрасные образцы русской архитектуры в стиле классицизм.

1 Этот и другие архитектурные термины, встре­чающиеся в статье, объяснены в статье «Архитектур­ные стили» и в словаре-указателе.

ПОИСК
Block title
РАЗНОЕ